Скачать 30.87 Kb.
|
Культура Киевской Руси 10 класс Цели: Формирование навыка системного подхода к истории культуры Руси. Выявить специфические особенности и основные этапы культурно- исторического развития Руси Раскрыть, в чём заключается феномен русской культуры, её тесная связь с русской церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси. I Сообщение целей и задач урока 2. Как мы понимаем культуру . А. Что называем культурой Совокупность достижений человечества в материальной и духовной областях , а также определённые идеи,представления, стереотипы. Бытовые привычки,язык.
Работа с учебником. П.10, п.1 Составляем план. 1. Влияние культуры жителей Восточно- европейской равнины на жизнь славян 2. Роль византийской культуры и христианства на формирование культуры Древней Руси. 3. Синтез язычества и христианства – особенность древнерусской культуры. Вывод: характер древнерусской культуры интернациональный и синтезированный II Почему трудно изучать древнерусскую литературу? - древнерусский язык- мёртвый, для нас труден. -Находится в большом отдалении от нас, всё приходится комментировать -Но почему сейчас молодые люди мало читают качественную литературу? Читаем отрывок из статьи Капицы П. - Каков ваш комментарий? III. Роль письменности в развитии культуры. Когда возникла древнерусская литература? (Хронологические рамки) - литература не может существовать без письменности . Письменность – необходимое условие её возикновения. - И какой следующий вопрос мы должны выяснить? - О предпосылках возникновения письменности. -Накопление материальных ценностей, торговля, частная переписка, государственные договоры, к нам пришла религия с высокоразвитой системой письма. Впечатления от первых книг - «Александрия» - Когда же возникла письменность на Руси: до или после принятия христианства? Вывод: христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности. Это культурный переворот в собственной истории. III. Работа с учебником. Составляем конспект 1037 год- записи и рассказы авторов, работавших при десятинной церкви; Вторая летопись- во времена Ярослава Мудрого. Третья летопись- свод, составленный Иларионом 11 век. 12 век- «Повесть временных лет» Нестора - Какова идея «Повести временных лет»? Кем были летописцы в жизни? Они и составители, и редакторы, идеологи. - Подумайте о степени объективности оцениваемых событи Литература. Общий подъём Руси в 11- первой четверти12 века , появление образованных людей привели к рождению древнерусской литературы. Религиозные авторы Определим задачи и темы литературы этого периода. - вопросы русской истории, история возникновения Руси, распри князей, борьба с внешними врагами. Стиль произведений- стиль монументального историзма, по определению Д.С. Лихачёва Рассмотрим «Слово о Законе и благодати» --Какому жанру относится «Слово»? -_ проповедь для произнесения в Софийском соборе -сформулируйте идею проповеди.- - Идея равенства, нравственной оценки правителя, человека вообще. Светские авторы: Владимир Мономах «Поучение детям», автобиография, письмо к князю Олегу Святославичу. Работа с текстом :«Письмо к князю Олегу Святославичу» Д.С.Лихачёв , крупнейший исследователь и знаток древнерусской литературы, считал, что оно должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести , если эта история когда-нибудь будет написана. Важно обратить внимание этический аспект проводимой Мономахом политики . Опираясь на известные факты политики Владимира Мономаха, сформулируйте основные нравственные принципы государственного деятеля Актуальны ли его мысли и действия? Проведите параллель с современностью Вывод по уроку. Мономах – создатель идеологии периода феодальной раздробленности. Идеологии, оправдывающей совершившееся дробление Руси. И вместе с тем безуспешно стремящийся устранить путём моральной проповеди бедственные последствия дробления. Высокая мораль была потребностью распадающегося общества . Её появление было вызвано глубокими историческими причинами. Рефлексия . Задание на дом: п.10, подумать над тем, как бы вы сформулировали национальную идею нашего времени. |