Модуль
| Основы светской этики
| Урок № 3
| Культура и мораль
| Авторы
| Туманова Н.А., учитель СОШ №69 г. Оренбурга;
Добровольская Е.А., учитель гимназии №2 г. Оренбурга
| Руководитель
| Моисеева Алёна Николаевна, к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ
|
Цель: подвести учащихся к пониманию понятий «культура», «мораль», «моральное поведение».
Задачи:
Личностные – развивать потребности поддерживать хорошие поступки на основе представлений о моральных нормах.
Метапредметные – развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе урока; способствовать формированию толерантного отношения к носителям различных культур.
Предметные – выявить смысл понятий «культура», «мораль»; формировать умение делать выводы, обобщать изученный материал.
Ожидаемый результат:
личностный: понимание значения культуры в жизни человека; воспитание уважения к людям;
предметный: осознание обучающимися связи между культурой человека и моральным поведением.
метапредметный: продолжить формирование толерантной личности в процессе общения и знакомства с особенностями различных культур. Тип урока: урок - сказка Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, выявление главной мысли. План урока:
понятие культура.
культура материальная и духовная.
мораль – часть духовной культуры.
Основные термины и понятия: мораль, культура, духовная культура, материальная культура.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная установка. Ход урока.
Действия учителя
| Действия учеников
| Организационный момент.
Класс, здравствуйте! Присаживайтесь.
Кто сегодня отсутствует в классе? Изучение новой темы.
Что же делать!? Пропала наша Василиса!
Судя по всему, ее похитил Кощей и унес в свой замок! Я предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие и вызволить ее из лап Кощея. Прежде чем нам откроет царство двери, нужно подобрать к замкам ключи. Строгие стражники в мир сказок не пропустят нас, если мы не выполним задания, мы не попадем во дворец Кощея.
Слайд 3
-Основателем науки Этики был…?
-Этика – это наука о…?
-этика помогает человеку…?
- Что такое мораль? Молодцы! Мы смогли попасть в мир сказок, и наш путь лежит прямо к замку Кощея, где грустит наша Василиса. Слайд 4.
Что за шум впереди! Это Дедушка Леший! Он обязательно нам поможет!
Слайд 5.
(ваша Василиса у Кощея… Он злой…. На шибко грамотный, культурный значит. А вы, ребята знаете, что такое Культура?)
Слайд 6. ( 2 абзаца П.3)
В глубокой древности первые люди стали создавать новые предметы, которых раньше в природе не было. Обработанный камень или заостренная палка уже принципиально отличались от тех, которые можно найти. Вот уже тогда можно говорить о возникновении культуры. Культура – это все что нас окружает, все, что создано руками человека. Это и машины, дороги, фонарные столбы. Но это еще и живопись, музыка, поэзия. Это тоже называется культура. Так давайте дадим определение понятию «Культура».
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком и обеспечивающих его жизнедеятельность.
Ребята, откройте, пожалуйста свои учебники на странице 9 и выпишите определения материальной и духовной культуры. (Проверяем, что дети выписывают).
А теперь дедушка Леший хочет, чтобы вы привели примеры материальной и духовной культуры и записали в тетради.
(слайд 7) работа по схеме на доске.
Учитель рассказывает, что есть ещё политическая и правовая культура, разрабатывает схему дальше. Мы продолжаем своё путешествие и вот слышим крик! Кто это?? Это сказочные герои на полянке спорят о том, чья сказка лучше?
(читают на слайде мнения сказочных героев) Вопрос: Скажите, о чем спорят герои сказок?
Как вы думаете уместен ли об этом спор? Вывод: каждая культура по своему уникальна, нет смысла спорить, так как мы восхищаемся всеми проявлениями человеческой культуры, будь то архитектурное сооружение, будь то парад в Рио – де Жанейро..
У двери сидит сова (слайд 8).
Я не пущу вас к кощею, если вы не выполните моё задание. Вспомните примеры пословиц и поговорок, которые показывают моральное поведение и подтвердите, что она иллюстрирует этот пример (Дети приводят примеры). Слово учителя… ( даём определении морали и заканчиваем схему, предлагаем ребятам её записать)
И вот наша встреча с Кощеем.
Леший сказал нам, что он культурный, а можно ли его считать моральным? Слайд 9 – Кощей говорит: что вы мне говорите? Помощь? Участие? Что? Что? Никто так не делает, так не модно!! Вы считаете Кощея правильным, хорошим?
Учитель приводит различные ситуации:
уступить место в автобусе старшему.
помыть посуду, когда не просят
вмешиваться в разговоры старших
обзываться на одноклассника.
Кашей: ладно – ладно, вы я смотрю дети хорошие! отдам я вам Василису!! 1,2, 3 мы возвращаемся !! Рефлексия.
Что вам больше всего понравилось?
что запомнилось?
с чем вы поделитесь со взрослыми? Домашнее задание.
Стр.8 – 9, вопросы и задания на странице 9.
|
Класс приветствует учителя.
Дежурный отмечает отсутствующих.
Заслушиваются ответы учащихся.
Записи в тетради.
| |