Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/10
Дата публикации13.11.2013
Размер0.69 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детейДом детского творчества муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области
«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

Дом детского творчества

_____________

С.В.Собенникова

«___»__________2012г

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Весёлые нотки»

Педагог дополнительного образования


Рассмотрена на заседании педагогического совета МОУ ДОД

Протокол №_________________

От «___»_____________2012г

Окольнова Ирина Фёдоровна.

Возраст детей: 6-10 лет

Срок реализации: 3 года

Объем в учебных часах:

1-й год обучения – 144ч

2-й год обучения – 216 ч

3-й год обучения – 216ч

2012 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………….3

    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс…………………………………………….3

    2. Цели и задачи программы……………………………………………...5

    3. Отличительные особенности программы……………………………6

    4. Особенности возрастной группы программы………………………11

    5. Режим занятий………………………………………………………….14

    6. Прогнозируемый результат и способы его проверки……………..15

  2. Учебно-тематический план……………………………………………….20

  3. Содержание программы…………………………………………………..25

  4. Методическое обеспечение программы…………………………………31

  5. Литература…………………………………………………………………..37

  6. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения……………39

  7. Приложения………………………………………………………………….45

    1. Диагностическая карта «Музыкальное тестирование»

    2. Цикл тем направленных на закрепление школьного материала по русскому языку и окружающему миру с учащимися младших классов на базе школ(для детей 1-го года обучения)

    3. Положение о конкурсе «Музыкальная карусель

    4. Проверка прогнозируемого результата

    5. Психологическая подготовка вокалиста

    6. Беседа с родителями «Что дают ребёнку занятия в творческом объединении?»

    7. Элементарная партитура «Два маленьких котёнка»

    8. Конспекты творческих занятий






  1. Пояснительная записка

Немного из истории

Детское творческое объединение «Весёлые нотки» начало свою деятельность с 1997 года на базе МОУ ДОД ДДТ МО «Барышский раойн» Ульяновской области. Руководитель вокального объединения Окольнова Ирина Фёдоровна. Занятия проводятся на базе МОУ СОШ с.Новая Бекшанка МО«Барышский район». Занятия проходят по утвержденной программе. Коллектив активно участвует в общественной жизни села, Барышского района, Ульяновской области. Вокалисты «Весёлых ноток» неоднократно участвовали в районных и поселковых концертах, в областных конкурсах и фестивалях. (Приложение № « Творческие успехи обучающихся») . За время своего существования в творческом объединении «Весёлые нотки» обучалось свыше 90 человек, (5 выпусков ). Сейчас посещают занятия 15 человек в возрасте 7-8 лет.

Направленность программы художественно- эстетическая (через развитие вокальных навыков способствует творческой самореализации детей)


    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.

Актуальность программы

Неотъемлемым компонентом системы общего образовательного процесса является дополнительное образование. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования; привитию детям навыков трудовой и общественной деятельности, профессионального самоопределения, воспитанию самостоятельности и ответственности.

Известно, что музыка имеет на человека очень сильное влияние: она заставляет то плакать, то смеяться, помогает расслабиться, настроиться на работу, справиться с отрицательными эмоциями и т.д. Ведь не зря понятие «музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в практике медицинских, социальных и психологических служб. Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков. Данная программа предполагает осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.

При работе над программой были подробно изучены методические материалы по вокалу Т.Н. Овчинниковой «Хор» (Москва, 1981), М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» (Белгород, 2006г), Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей» ( Киев, 1989), Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», (Москва,2003г. ), Е.Ю. Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н.Г., Савельевой С.В., Судоргиной Е.Н., программа Заслуженного работника культуры Охомуш Т.В. «Чистый голос».

Проанализировав вышеуказанные материалы, я пришла к выводу, что для контингента детей, с которыми я занимаюсь, нужна программа, направленная на развитие вокальных способностей не только у одаренных ребят (как предполагается в большинстве программ по вокалу), но и у детей, чей уровень вокальных данных невысок. Таких детей приходит в творческое объединение «Весёлые нотки» немало. Они стремятся научиться петь. В творческом объединении детей «Весёлые нотки» при МОУ ДОД ДДТ МО «Барышский район», руководителем которой я являюсь, рады каждому ребенку, потому что каждый по-своему талантлив. Программа позволяет развивать вокальные способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.

Во время занятий с воспитанниками реализуются основные принципы программы:

  1. Минимум селекции - максимум развития. Отказ от традиционной селекции и переход к вокальному всеобучу. Пение, вокализация - это не удел избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т.д.

  2. Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.

  3. Смена традиционных приоритетов; голос ребенка первичен - это цель развития, репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В.В. Емельянова.

  1. Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса.

  2. Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников творческого объединения «Весёлые нотки» в школьных, районных, областных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Учитывая то, что дети приходят в творческое объединение с разным уровнем стартовых вокальных способностей, в программе доминирует индивидуальный подход. Основной принцип (концепция) программы состоит в создании такого образовательного пространства, в котором существует постоянное сотворчество детей и педагога, направленное на раскрытие всех творческих сторон личности каждого обучающегося (не бывает неспособных детей, просто к каждому необходим особый подход). Программа позволяет справиться с основной задачей педагога дополнительного образования – реализовать ценностно-личностный потенциал каждого ребенка. Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей (например, занятия с младшими школьниками построены на игре с учетом потребностей в движении и внешних впечатлениях, а занятия с 9-10 летними детьми учитывают их потребность в общении со сверстниками и в самоутверждении).

1.2.Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных способностей детей, формирование музыкальной культуры.

Задачи:

1. В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) музицирования.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

  1. В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

  2. В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

4.Диагностические:

Используя практические вокальные упражнения-задания - «музыкальное тестирование» (Приложение №1):

- определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого диапазона их творческих способностей;

- выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка. После обработки результатов «музыкального тестирования»:

- определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение, дуэты, вокальные группы, бэк-вокал и т.д.);

- сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать творческие группы с учетом возрастных особенностей.

1.3.Отличительные особенности программы

Особенность программы в том, что она универсально подходит для работы как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей.

Эстрадным вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких телевизионных проектов как «Фабрика звезд», «Народный артист», «Секрет успеха» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Проблема в том, что далеко не у каждого из ребят, стремящихся научиться петь, есть ярко выраженные вокальные способности. Данная программа позволяет достичь достаточно высоких результатов не только в работе с талантливыми ребятами, но и с детьми со средними способностями. Если путь к достижению цели программы представить в виде ступеней, то:

- первая ступень – это адаптация ребенка в творческой группе («Я тоже пою»);

- вторая ступень – мотивация к овладению знаниями и умениями, («Чтобы выступать на сцене, нужно…»);

- третья ступень – повышение самооценки и стремление к восхождению («У меня получается, и я хочу добиться большего»);

Каждый шаг приносит свой результат, на основании которого планируется дальнейшая работа.

Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, - развить их и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.

Программа построена так, чтобы соблюдались все условия развития творческих способностей детей:

  • -создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность (обстановки, опережающей развитие детей);

  • -мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы ребенок стремился не только добраться до «потолка» своих возможностей, но и старался поднимать его все выше и выше;

  • - превращение предварительного обучения в доброжелательную помощь;

  • - предоставление возможностей ребенку сообразить самостоятельно, как нужно действовать в тех случаях, когда нужен анализ собственных ощущений (например, положение голосовых связок при звукоизвлечении).

1.4. Механизмы реализации программы

Спираль.

Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное пространство, позволяющее с каждым витком переходить на новый уровень (ступень) реализации личностного творческого потенциала ребят. На каждом новом уровне (ступени) программа усложняется, хотя этапы остаются прежними:

1.Применение специальныхвокальных упражнений при развитии вокальных данных (в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами, возникающими при ее исполнении)

2.Приоритетность индивидуального подхода (даже если ребенок стабильно проходит программу, - убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала)

3.Использование приемов внутреннего слушания (акцентировать внимание обучающегося на внутренних ощущениях, для закрепления положительного результата)

4.Визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие музыки (хороший вокалист видит, слышит и может определить мягкость, шероховатость и другие кинестетические характеристики звука)

5.Обязательная наработка сценического опыта (цепочка: страх – интерес – комфорт – кураж, при выходе на сцену)

6.Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не придерживаясь четкой последовательности)

Усложнение программы можно рассмотреть в виде «лестницы», каждая ступень которой – овладение определенными умения ми и навыками.

Лестница.

Освоение каждой техники, овладение элементом вокальных умений и знаний представляет собой ступеньку к реализации личностного творческого потенциала.

В зависимости от стартового уровня музыкальных способностей ребенка, он может начать освоение программы с первого года обучения или включиться в работу с группой второго года обучения, т.к. программа носит гибкий вариативный характер и может быть адаптирована к каждому конкретному ребенку.
У данной лестницы есть свои особенности. Каждая ступень – приобретение важного опыта. Можно взойти наверх, придерживаясь за поручни постепенно, шаг за шагом осваивая умения и навыки каждой ступени. Можно расположиться на одной из наиболее понравившихся ступенек, например, сольное пение, - или, поднявшись немного вверх, вернуться обратно. Можно даже съехать по перилам вниз (через распевки вернуться к технике дыхания или к сохранению нюансов при работе над каким-либо произведением). А, если позволяют способности, - вбежать, перепрыгивая через отдельные ступеньки, и сразу приступить к многоголосию. Все в руках ребят и педагога. Куда же ведет эта лестница? После освоения всех навыков и умений, предусмотренных программой, ребята совершенствуются в самостоятельном творчестве. распевки

Объединив приобретаемые в процессе освоения программы умения и навыки в уровни сложности, достигаемые на каждом году обучения, получаем ступени спирали, ведущие к достижению цели программы:

-первая ступень – это адаптация ребенка в творческой группе («Я тоже пою»);


Третья ступень «У меня получается и я хочу добиться большего!»

Вторая ступень «Чтобы выступать на сцене нужно…»
-вторая ступень – мотивация к овладению знаниями и умениями («Чтобы выступать на сцене, нужно…»);


Первая ступень «Я тоже пою!»
-третья ступень – повышение самооценки и стремление к восхождению («У меня получается и я хочу добиться большего»);

Если соединить принцип «Лестницы» и принцип «Спирали», - получим механизм реализации программы, в котором этапы реализации личностного творческого потенциала ребят повторяются с каждым витком, но повышается их уровень сложности.

Программа «Весёлые нотки» предоставляет ребятам возможность начать свой путь творческого развития с той стартовой ступени, на которой они находятся на данный момент.

В связи с введением ФГОС образовательная программа была адаптирована к работе с учениками младших классов на базе школы. Помимо традиционных занятий в нее был включен цикл тем, направленных на закрепление углубление материала по русскому языку и окружающему миру (Приложение №2)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск