Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока по курсу ОРКСЭ
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
4 класс
«Семья»
Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Боголюбово, 2012
План – конспект урока
1. Тема урока: Семья
2. Дата проведения: 2012-2013 учебный год
3. Класс: 4
4. Тип урока: комбинированный урок
5. Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
6. Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.
7. Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».
9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».
10. План изучения материала:
1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| I. Вызов
II. Осмысление учебной задачи
III. Открытие нового знания
IV. Рефлексия
| - Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите то «солнышко», которое больше нравится. - Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему. - У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? - Сегодня мы поговорим о семье? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья») - Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы?
- Мы также ответим на вопросы:
1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?
2. Как называются люди, объединённые одной семьёй?
3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?
- Как вы понимаете слово «семья»?
- Давайте узнаем о происхождении этого слова.
- Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье. Физминутка:
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом люби заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья,
Мама, папа, брат и я. - Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья») - О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».
- Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.
- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы. - Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить? - Каждая группа получает задание.
- Проверяем. - Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»? - Как называются люди, объединённые одной семьёй? - Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? - А кем вы приходитесь свои родителям, как вас называют? - Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь? - А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся? - Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? - Прочитайте библейскую историю и ответьте на вопрос: Как дети должны относиться к свои родителям?
- Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?
- Что же такое семья?
- Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба.
- Каким может быть герб?
- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?
- Что может быть изображено на гербе?
- Дома вы нарисуете ваш семейный герб.
- А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.
- (Звучит музыка «Родительский дом». На доске записаны незаконченные предложения:
1. Мама и папа для меня самые …
2. Я доверяю свои тайны …
3. Я люблю бабушку за то …
4. Свою семью я считаю …
5. Родным я хочу пожелать … ) - Молодцы, ребята. А теперь послушайте, что вам желают ваши родные.
(Демонстрация видеоролика «Пожелание родителей») - Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми. - Составьте синквейн со словом «семья».
- Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится.
| Выходят к доске и выбирают «солнышко».
- Семья.
- Что такое «семья»?
- Для чего люди создают семью?
- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?
- Как традиционные религии относятся к семье?
Выстраивают ассоциативный ряд.
Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении». 2-3 ученика рассказывают о своих семьях.
Называют признаки дружной семьи.
Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»
- Как должны жить люди в браке?
(Групповая работа)
Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме? Ответы учащихся 1-4 групп.
Родственники, родные.
- Родителей: маму и папу.
- Дети, ребёнок, сын, дочь.
- Бабушки и дедушки.
- Дядями и тётями.
- У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.
- На что и клад – коли в семье лад. Дом вести – не бородой трясти. Когда семья вместе – так и душа на месте. В семье – и каша гуще. Один в поле – не воин. Семья в куче – не страшна и туча. Сироту пристроить, что храм построить. - Ответы детей.
- Ученик читает стихотворение:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Возможные ответы учащихся.
- Продолжают предложения.
Семья
Дружная, большая.
Радуется, живёт, богатеет.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Это семь «я».
| Регулятивные УУД (оценка)
Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Личностные УУД
Личностные УУД (действие смыслообразования, «какое значение имеет для меня учение»)
Регулятивные УУД (оценка)
| |