МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРАГХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
_______________________________________________
671642, Республика Бурятия, с. Барагхан, ул. Ленина, 35. Факс: 8-301-49-92-2-94, тел.: 92-2-96; 92-2-94
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур»
План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Разработала: Очирова Валентина Намуевна
учитель начальных классов
МБОУ «Барагханская СОШ»
Курумканского района
2012
УРОК № 1 Тема урока «Россия – наша Родина»
Цель:
Создание условий для воспитания у учащихся патриотических чувств и этического сознания.
Задачи:
Актуализировать важность понимания основных жизненных ценностей – Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, Президент, государственные символы, малая родина.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение учащихся своему Отечеству, к своей малой родине,.
Развитие речевых и социально-коммуникативных навыков.
Виды деятельности: беседа, работа с таблицами, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах, творческие задания.
Основные термины и понятия: Россия, родина, малая родина, патриот, отечество, столица, государственные символы.
Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, толковый словарь Ожегова и т.д. Ход урока:
Вступительное слово учителя о новом курсе, о его названии и необходимости.
Дорогие ребята! Мы начинаем изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» (название на доске). Мы с вами выбрали из 6 модулей модуль, которая называется «Основы мировых религиозных культур». В ходе изучения разных религий мы будем опираться на уже имеющиеся у вас знания о духовных ценностях разных культур. Поэтому ключевыми словами будут – культура и этика. А ознакомление с основами мировых религий будет развивать в нас умение общаться на основе взаимного уважения, мира и согласия. Кроме того, в Конституции Российского государства, в котором мы живём, провозглашается светский характер обучения.
Актуализация опорных знаний
На доске помещены пословицы:
Она у человека мать, одна у него Родина Человек без родины, что соловей без песни - Объясните смысл пословиц. - Что их объединяет? Чему они посвящены? - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? 3. «Открытие» учащимися темы и целей урока
(Ответы учащихся)
Обобщение ответов учащихся учителем - Да, сегодня мы поговорим о Российском государстве, России, нашей Родине.
Что мы знаем о своей Родине, что представляет она для каждого из нас. Со словом «Родина» связано много жизненных ценностей - Россия, Родина, Отечество, родители. Послушайте, как говорит о Родине Константин Дмитриевич Ушинский, русский писатель, педагог: «Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили с давних времён отцы и деды наши. Родиной мы называем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке, и всё в ней для нас родное». Сегодня на уроке мы увидим, как велика и обширна наша Родина – Россия, услышим её звуки, почувствуем гордость за нашу великую державу. (звучит музыка, учитель читает стихотворение)
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья,
Это Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
Шум ветвей,
А в лесу смородина –
Это тоже Родина!
- Закройте глаза и прислушайтесь… Попытайтесь представить, что мы Родиной зовём? (Ответы учащихся) - А теперь, ребята подумайте, с какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? Свои ответы вы запишите в таблицу.
Запись в тетрадях темы урока: “Россия – наша Родина” Эта беседа с фиксацией результатов в таблице должна проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы.
В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:
Родина - это
| Наша страна, родной край, земля, школа, село, Москва, гимн, мир
| Семья, мама, дом
| природа, леса, луга, горы, речка
|
|
Обобщение ответов учащихся учителем
- Наше государство - Российская федерация, самая большая страна в мире! Она широко раскинулась с запада на восток. Её границу с севера омывает Северный Ледовитый океан, с юга она - до Черного моря; с запада от Балтийского моря. С Востока - до Тихого океана. Она граничит со многими государствами. (рассказ сопровождается показам по карте). Мы все россияне! Мы – это русские, буряты, эвенки, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Всего 128 разных народов.
- А какими другими словами можно назвать Родину? (Отечество, матушка)
- А почему мы называем Россию своей Родиной? (Ответы учащихся)
- Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на земле, и кроме России, других государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
- Мы должны любить свою Родину, гордиться ею, беречь её.
- Кого называют патриотом? Давайте найдем значение этого слова из толкового словаря Ожегова.
- А какие символы имеются у нашего государства? Как вы понимаете слово «символ»?
( Это отличительный знак)
- Самый главный символ – это герб. ( На слайде)
- Что изображено на гербе России? (ответы детей)
- Что обозначает двуглавый орел на гербе? (всегда на страже, смотрит в стороны границы)
- Рассмотрите изображение флага. Впервые в России трехцветный флаг появился при Петре 1. Запомните расположение цветов.(закрывается изображение флага.) - А теперь вы составьте флаг из кусочков цветных полосок из конверта.
- Молодцы! - Послушайте! (звучит фонограмма гимна России) ( Дети встают)
- Что прозвучало? (гимн)
- Гимн – это торжественная песня. Его слушают стоя. Когда звучит гимн? (На торжественных собраниях, на спортивных аренах во время чествования победителей) - Дома прочитаете и запомните слова гимна.
Включается фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
А с чего начинается Родина для каждого из нас? (несколько ответов учащихся)
Работа в тетрадях
Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:
Родители братья, сестры родственники друзья соседи дом двор школа улица город Россия (вместо нужно поставить стрелочки)
- Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?
- А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.
- Запишите в тетради слово «Отечество». Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно). Давайте подберем к этому слову родственные слова. (Отец, отчество, соотечественник)
- Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).
- Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.
- А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?
Прочитайте пословицу в учебнике «Всякому мила своя сторона» - Объясните, как вы её понимаете? - Что для вас является родной стороной? (ответы детей) - Конечно же, это наше село! В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. А где же находится наше село? Для этого мы заполним таблицу. ( На каждую парту дается карточка с таблицей)
Работа в парах
Село
| Район
| Республика
| Страна
|
|
|
|
|
Покажите на карте нашу республику - Бурятию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории Бурятии? Какие города вам известны? Назовите столицу Бурятии. Какие достопримечательности Улан-Удэ вы знаете? Какие артисты, космонавты, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью Бурятии и России? ( Ответы детей сопровождаются показом слайдов об Улан-Удэ). Бурятия – часть большой России.
Закрепление основных понятий урока. Самостоятельная работа учащихся Выполнение тестовых заданий.
Рефлексия:
1. Ты живешь в стране, которая называется:
1)Московия
2)Русь
3)Россия
2. Столицей нашей Родины является:
1) Улан-Удэ
2) Москва
3) Новосибирск
3. Мы называем свою Родину Отечеством, потому что:
Соблюдаем традиции народа
Отцы и деды здесь работали и учились
Прадеды защищали нашу землю от врагов
Верны все ответы
Подведение итогов урока. Домашнее задание: творческая работа учащихся - составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот и др.
|