Конспекты занятий с использованием информационной карты по греко-римской борьбе
Автор: Ниязов
Евгений Степанович,
педагог физической
культуры
Введение
Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культуры.
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.
Наиболее общая, метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.
Технологический подход в производственной сфере — представление производственных процессов как технологий — стал неотъемлемой частью современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.
Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.
Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства — образованию, культуре — это явление новое для социальной действительности в нашей стране.
Здоровый образ жизни - это рациональный режим труда и отдыха, сбалансированное питание, регулярные занятия физической культурой, борьба с вредными привычками. В связи с решением задач укрепления здоровья особую актуальность приобретает разработка программ занятий здоровьясбережения, физической культурой с использованием ее наиболее рациональных и доступных средств и методов.
Действие физических нагрузок и закаливающих факторов на организм школьников во время уроков физической культуры относительно невелико. Суммарная нагрузка двух уроков в неделю составляет не более 1/10 от необходимой школьнику двигательной активности. Еще меньше закаливающее воздействие уроков, проводящихся в спортивном зале. Для укрепления здоровья и физического развития школьников учитель должен учитывать не только прямое воздействие физической нагрузки урока и его закаливающего фактора на организм учащегося, но и условия проведения занятий, выработку практических навыков правильного построения самостоятельных занятий с использованием гигиенических и закаливающих средств.
Систематическое выполнение физических упражнений совершенствует приспособительную возможность организма, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровоснабжения тканей и органов, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности. Особенно большую пользу приносят организованные физические упражнения на открытом воздухе. Возможность проведения урока физической культуры на пришкольной территории позволяет выделить его в качестве одного из оздоровительных средств в школе. При этом длительные упражнения циклического характера -аэробные упражнения - из огромного арсенала средств физической культуры оказывают наибольший оздоравливающий эффект.
ЗДОРОВЬЕ : это не только отсутствие болезней или физических дефектов а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Физическое- это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды.
Психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Социальное - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью
Технология обучения здоровью – это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе.
Технологии сохранения здоровья в образовательном учреждении направлены на сохранение адаптационных возможностей школьников и включают:
психологический блок – индивидуальные и групповые тренинги, профилактика стресса, развитие коммуникативных навыков и умений.
медицинский блок – проведение физкультурно-оздоровительной работы, увеличение недельной двигательной активности, курсы массажа и физиотерапии, фитотерапия, аэрофитотерапия и т.п.
педагогический блок – нормализация школьной и общей учебной нагрузки, включая самоподготовку; исключение стрессовых воздействий на организм учащихся; рациональная организация дополнительного образования.
«Ленивых детей не бывает. Ребенок отказывается от деятельности либо потому, что ему не интересно, либо потому, что он не здоров (трудно)». П.М.Ивановский
1. Конспект занятия по греко-римской борьбе
Дата и место проведения: борцовский зал МОУ СОШ №2
Задача занятий: развитие координационных и кондиционных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц).
Цель занятий: – всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Обучение техническим действиям в партере. Переворот «рычагом» захватом шеи, из под ближнего плеча защита, контрприем.
Инвентарь: борцовский ковер, борцовские манекены, гантели, штанга, гири.
Части занятий и их продолжи
тельности
|
Содержание учебного материала
| Дозировка
упражнений
| Организационное-
методические указания
| Вводная- часть
2 минуты Подготовительная часть
28 минут
Основная часть – 45 минут
Заключите-льная часть
5 минут
| Построение группы, расчет. Проверка присутствующих. Объяснение задач урока. Проверка гигиенического состояния занимающихся Ходьба, бег, по кругу. Кувырки вперед, кувырок назад, с выходом на прямые руки, длинный кувырок, подъем разгибом. Кувырки в парах, гимнастическое колесо. Бег каракатицей, вперед ногами, вперед спиной, боком, перекати поле, ползком по пластунски вперед и назад, упр. «паука».
Построение группы по ковру и выполнение упражнений:
1. И.П. основная стойка руки в замок круговые вращения туловища 1-4 влево и на 1-4 вправо.
2. И.П. руки в замок прыжки с поворотом таза на каждый счет, по свистку ускорение поворота.
3. И.П. Стойка на коленях падение вперед на кисти рук. То же из положения стоя на коленях, руки за спиной.
4. И.П. о.с. Падение вперед на кисти рук из положения о.с. 5. И.П. ноги на ширине плеч по свистку падение на руки
прыжком 6. И.П. ноги на ширине плеч по свистку падение на руки прыжком с поворотом на 180*.
7. И.П. сидя на ковре ноги врозь 1-поворот туловища вправо грудью достать ковер, на 2-поворот влево грудью достать ковер.
8. И.П. лежа на спине руки вверху по свистку поднять одновременно ноги и туловище, коснуться руками носков и в И.П.
9. И.П. упор руками в ковер стойка на голове «передний мост» качаем шею влево, вправо, вперед, назад и круговые вращения.
10. И.П. «задний мост» отжаться. Переворот «рычагом» захватом шеи из под ближнего плеча
Взаимоположение: переворот рычагом на несопротивляющемся партнере и на партнере сопротивляющемся не в полную силу. 1 .Пытаясь захватить шею из-под плеча, атакующий вынуждает противника с целью защиты прижать голову к руке и в этот момент захватывает его на рычаг. 2. Пытаясь захватить руку на ключ двумя руками, атакующий вынуждает противника защищаться и послать прямую руку вперед. В этот момент атакующий захватывает противника на рычаг.
Защита: а) не дать выполнить захват, прижимая свое плечо к туловищу; б) выставить ногу на ступню в сторону переворота.
Контрприем: 1. Переворот за себя с захватом разноименной руки под плечо.
2. Сбивание захватом туловища. 3. Сбивание захватом одноименного плеча. 4. Переворот выседом с захватом руки под плечо. Упражнения для укрепления мышц шеи.
Спокойная игра «Делай как я». Дыхательная гимнастика. Ходьба, построение, подведение итогов занятий. Задание на дом.
| 2 минут
6 раз 6 раз 6 раз
6 раз 4 раз
6 раз 8 раз 6 раз
6-8 раз
| Проверить, острижены ли ногти. Проверить спортивную форму. Ходьба налево в обход. Обратить внимание на осанку. При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги Голову вперед не наклонять Ноги в коленях не сгибать Локти вперед не сводить С места не сходить Туловище прямое И. п. принимать только после команды
Пятки от ковра не отрывать
Активно работать ногами Ноги поставить шире плеч упор руками в ковер
1. Атакующий накладывает предплечье руки не на шею 2.При перевороте нет плотного захвата атакуемого. 3. Атакующий не использует усилия ног при перевороте.
Активно работать корпусом
Правильно выполнять дыхание
|
2. Конспект занятия по греко-римской борьбе Дата и место проведения: борцовский зал МОУ СОШ №2
Задача занятий: совершенствование координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц)
Цель занятий: – всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Обучение техническим действиям в партере, переворот скручиванием захватом рук сбоку защита, контрприем.
Инвентарь: борцовский ковер, борцовские манекены, гантели, штанга, гири.
Части занятий и их продолжи
тельность
|
Содержание учебного материала
| Дозировка
упраж-
нений
| Организационное-
методические
указания
| Вводная- часть
2 минуты
Подготовительная часть
28 минут
Основная часть – 45 минут
Заключите-льная часть
5 минут
| Построение группы, расчет раппорт дежурного преподавателю. Проверка присутствующих. Объяснение задач урока. Проверка гигиенического состояния занимающихся. Строевые упражнения. Ходьба, бег по кругу. Кувырки вперед, кувырок назад, с выходом на прямые руки, длинный кувырок, подъем разгибом. Кувырки в парах, гимнастическое колесо. Бег каракатицей, вперед ногами, вперед спиной, боком, перекати поле, ползком по пластунски вперед и назад, упр. «паука».
Построение группы по ковру и выполнение упражнений:
1. И.П. основная стойка руки в замок круговые вращения туловища 1-4 влево и на 1-4 вправо.
2. И.П. руки в замок прыжки с поворотом таза на каждый счет, по свистку ускорение поворота.
3. И.П. Стойка на коленях падение вперед на кисти рук. То же из положения стоя на коленях, руки за спиной. 4. И.П. о.с. Падение вперед на кисти рук из положения о.с. 5. И.П. ноги на ширине плеч по свистку падение на руки
прыжком
6. И.П. ноги на ширине плеч по свистку падение на руки прыжком с поворотом на 180*.
7. И.П. сидя на ковре ноги врозь 1-поворот туловища вправо грудью достать ковер, на 2-поворот влево грудью достать ковер.
8. И.П. лежа на спине руки вверху по свистку поднять одновременно ноги и туловище, коснуться руками носков и в И.П.
9. И.П. упор руками в ковер стойка на голове «передний мост» качаем шею влево, вправо, вперед, назад и круговые вращения. Выполняем забегание на «переднем мосту».
10. И.П. «задний мост» отжаться. Переворот скручиванием захватом рук сбоку
Взаимоположение: противник в высоком партере, руки на ширине плеч; атакующий сбоку, стоя на коленях. Захватить левой рукой спереди дальнюю руку противника, а правой эту же руку из-под груди. Подтянуть руки к себе, нажать плечом в плечо атакуемого, упираясь ногами, толкнуть его плечом и перевернуть на спину.
Защита: а) отвести дальнюю руку в сторону; б) выставить ногу на ступню в сторону переворота.
Контрприемы: а) переворот за себя захватом одноименного плеча; б) переворот за себя захватом разноименной руки под плечо.
Упражнения для укрепления мышц шеи.
Спокойная игра «Делай как я». Дыхательная гимнастика. Ходьба, построение, подведение итогов занятий. Задание на дом.
| 2 минуты
6 раз 6 раз 8 раз 8 раз 4 раза
5 раз
5 раз 10 раз 30 сек. 6-8 раз
5минут
| Проверить, острижены ли ногти. Проверить спортивную форму. Ходьба налево в обход. Обратить внимание на осанку. При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги
Голову вперед не наклонять Ноги в коленях не сгибать Локти вперед не сводить С места не сходить
Туловище прямое
И. п. принимать только после команды
Пятки от ковра не отрывать Активно работать ногами Ноги поставить шире плеч упор руками в ковер Перейти на захват рук в момент, когда: а) атакуемый при угрозе захвата шеи из-под дальнего плеча прижимает голову к плечу и отклоняется в сторону захвата; б) атакуемый , защищаясь от обратного захвата туловища, отходит в сторону-назад и ложится на бок грудью к атакующему.
Активно работать корпусом
Правильно выполнять дыхание
|
3. Конспект занятия по греко-римской борьбе Дата и место проведения: борцовский зал МОУ СОШ №2
Задача занятий: совершенствование координационных и кондиционных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц).
Цель занятий: – всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Обучение техническим действиям в стойке, перевод в партер рывком за руку защита, контрприем.
Инвентарь: борцовский ковер, борцовские манекены, гантели, штанга, гири.
Части занятий и их продолжи
тельность
|
Содержание учебного материала
| Дозировка
упраж-
нений
| Организационное-
методические
указания
| Вводная- часть
2 минуты
Подготовительная часть
28 минут
Основная часть – 45 минут
Заключите-льная часть
5 минут
| Построение группы, расчет раппорт дежурного преподавателю. Проверка присутствующих. Объяснение задач урока. Проверка гигиенического состояния занимающихся. Строевые упражнения. Ходьба, бег по кругу. Кувырки вперед, кувырок назад, с выходом на прямые руки, длинный кувырок, подъем разгибом. Кувырки в парах, гимнастическое колесо. Бег каракатицей, вперед ногами, вперед спиной, боком, перекати поле, ползком по пластунски вперед и назад, упр. «паука».
Построение группы по ковру и выполнение кондиционных упражнений:
1. Передвижение прыжками в упоре лежа 2. Передвижение в упоре спиной к ковру 3. Отжимание в упоре спиной к ковру 4. Отжимание в упоре лежа с партнером, сидящем на спине 5. Отжимание в упоре лежа на прямые руки партнера, лежащего на спине 6. Сгибание и разгибание рук, лежа на спине, упираясь руками в спину
партнера 7. И.П. сидя на ковре ноги врозь 1-поворот туловища вправо грудью достать ковер, на 2-поворот влево грудью достать ковер.
8. И.П. лежа на спине руки вверху по свистку поднять одновременно ноги и туловище, коснуться руками носков и в И.П.
9. И.П. упор руками в ковер стойка на голове «передний мост» качаем шею влево, вправо, вперед, назад и круговые вращения. Выполняем забегание на «переднем мосту».
10. И.П. «задний мост» отжаться.
Перевод в партер рывком за руку
Захватить левой рукой правое запястье противника, а правой — правое плечо снизу. Сделать сильный рывок вниз-на себя-вправо и повернуть его к себе боком. При рывке надо перенести усилия своего тела на правое плечо противника. Отпустить запястье, повернуться направо, переставить свою левую ногу за правую ногу противника и захватить левой рукой его туловище сзади. Продолжая движение, упасть вправо и, одновременно поворачиваясь в ту же сторону, свалить или бросить противника грудью на ковер. Противник должен падать по дуге вниз за атакующего. Атакующий падает сверху и сзади-сбоку от него.
Контрприемы: а) Перевод рывком за руку (сх. V, 3). Когда противник отпускает запястье, контратакующий опережает его, захватывает правой рукой его правое плечо и делает перевод. б) Бросок подворотом захватом руки через плечо (сх. V, 4). Когда атакующий делает зашагивание левой ногой, зажать его ру ку в сгиб плеча и предплечья, повернуться к нему спиной и вы полнить бросок через спину.
Упражнения для укрепления мышц шеи.
Спокойная игра «Делай как я». Дыхательная гимнастика. Ходьба, построение, подведение итогов занятий. Задание на дом.
| 2 минуты
6 раз 6 раз 8 раз 8 раз 4 раза
5 раз
5 раз 10 раз 30 сек. 6-8 раз
5минут
| Проверить, острижены ли ногти. Проверить спортивную форму. Ходьба налево в обход. Обратить внимание на осанку. При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги
Голову вперед не наклонять Ноги в коленях не сгибать Локти вперед не сводить С места не сходить
Туловище прямое
И. п. принимать только после команды
Пятки от ковра не отрывать Активно работать ногами Ноги поставить шире плеч упор руками в ковер
Характерные ошибки: 1. Рывок на себя без включения веса своего тела. 2. Недостаточное закручивание противника вокруг себя. 3. Неплотное прижимание противника к себе.
Активно работать корпусом
Правильно выполнять дыхание
|
4. Конспект занятия по греко-римской борьбе Дата и место проведения: борцовский зал МОУ СОШ №2
Задача занятий: совершенствование координационных и кондиционных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц).
Цель занятий: – всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Обучение техническим действиям в стойке, перевод в партер рывком за руку защита, контрприем.
Инвентарь: борцовский ковер, борцовские манекены, гантели, штанга, гири.
Части занятий и их продолжи
тельность
|
Содержание учебного материала
| Дозировка
упраж-
нений
| Организационное-
методические
указания
| Вводная- часть
2 минуты
Подготовительная часть
28 минут
Основная часть – 45 минут
Заключите-льная часть
5 минут
| Построение группы, расчет раппорт дежурного преподавателю. Проверка присутствующих. Объяснение задач урока. Проверка гигиенического состояния занимающихся. Строевые упражнения. Ходьба, бег по кругу. Кувырки вперед, кувырок назад, с выходом на прямые руки, длинный кувырок, подъем разгибом. Кувырки в парах, гимнастическое колесо. Бег каракатицей, вперед ногами, вперед спиной, боком, перекати поле, ползком по пластунски вперед и назад, упр. «паука».
Построение группы по ковру и выполнение кондиционных упражнений:
1. Передвижение прыжками в упоре лежа 2. Передвижение в упоре спиной к ковру 3. Отжимание в упоре спиной к ковру 4. Отжимание в упоре лежа с партнером, сидящем на спине 5. Отжимание в упоре лежа на прямые руки партнера, лежащего на спине 6. Сгибание и разгибание рук, лежа на спине, упираясь руками в
спину партнера 7. И.П. сидя на ковре ноги врозь 1-поворот туловища вправо грудью достать ковер, на 2-поворот влево грудью достать ковер.
8. И.П. лежа на спине руки вверху по свистку поднять одновременно ноги и туловище, коснуться руками носков и в И.П.
9. И.П. упор руками в ковер стойка на голове «передний мост» качаем шею влево, вправо, вперед, назад и круговые вращения. Выполняем забегание на «переднем мосту».
10. И.П. «задний мост» отжаться.
Перевод в партер рывком за руку
Захватить левой рукой правое запястье противника, а правой — правое плечо снизу. Сделать сильный рывок вниз-на себя-вправо и повернуть его к себе боком. При рывке надо перенести усилия своего тела на правое плечо противника. Отпустить запястье, повернуться направо, переставить свою левую ногу за правую ногу противника и захватить левой рукой его туловище сзади. Продолжая движение, упасть вправо и, одновременно поворачиваясь в ту же сторону, свалить или бросить противника грудью на ковер. Противник должен падать по дуге вниз за атакующего. Атакующий падает сверху и сзади-сбоку от него.
Контрприемы: а) Перевод рывком за руку (сх. V, 3). Когда противник отпускает запястье, контратакующий опережает его, захватывает правой рукой его правое плечо и делает перевод. б) Бросок подворотом захватом руки через плечо (сх. V, 4). Когда атакующий делает зашагивание левой ногой, зажать его ру ку в сгиб плеча и предплечья, повернуться к нему спиной и вы полнить бросок через спину.
Упражнения для укрепления мышц шеи.
Спокойная игра «Делай как я». Дыхательная гимнастика. Ходьба, построение, подведение итогов занятий. Задание на дом.
| 2 минуты
10 раз 10 раз 10 раз
10 раз
5 раз 10 раз 30 сек. 6-8 раз
5минут
| Проверить, острижены ли ногти. Проверить спортивную форму. Ходьба налево в обход. Обратить внимание на осанку. При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги
Голову вперед не наклонять
Отталкиваться руками вперед Локти вперед не сводить Руки выпрямлять полностью
Туловище прямое
И. п. принимать только после команды
Пятки от ковра не отрывать Активно работать ногами Ноги поставить шире плеч упор руками в ковер
Характерные ошибки: 1. Рывок на себя без включения веса своего тела. 2. Недостаточное закручивание противника вокруг себя. 3. Неплотное прижимание противника к себе.
Активно работать корпусом
Правильно выполнять дыхание
|
ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЁМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА
1 Классы
| Ежсднс вный объем времени занятий,
час
| Физкультурно-оздоровительные мероприятия
| Уроки физкультуры в неделю, час
| Внеклассные формы занятий: спортивные секции, кружки физической культуры, группы ОФП, в неделю, час
| Общешкольные
мероприятия
| Самостоятельные занятия, не менее,
мин
|
гимнастика
до учебных
занятии,
мин
| физкультурные
минуты на
уроках,
мин
| подвижные
перемены,
мин
| спортивный час в продленном дне, час
| участие в соревнованиях в учебном году, количество раз
| дни здоровья и спорта
| X
XI
| 2
2
| 6-8
6-8
|
| 15-20
15-20 ,
|
| 2
2
| 2
2
| 10
10
| ежемесячно
| 25-30
30-35
| Рекомендации
Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
организация рационального питания учащихся;
Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
17
Литература
1. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. света, 1996. – 144 с.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: – М.: Издательский центр «Академия», – 1998. – 176 с.
3. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: – М.: Издательский центр «Академия», . – 320 с.
4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
5. Сиротюк А.Л.Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2000 г. – 128 с.
6 Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М.Психофизиология ребенка: – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 – 144 с.
7. Битянова М.Р.Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.
8. В.И. Ляха Комплексная программа по физической культуре 1-11 классы. Просвещение М. 2006г.
10. Харитонов В.И. Мартемьянов Ю.Г. Диагностика , оценка и коррекция физической подготовленности юных спортсменов. Челябинск 2004 г
11. Г.К. Селевко Альтернативные педагогические технологии. М.; НИИ школьных технологий, 2005г. (Серия «Энцеклопедия образовательных технологий».)
12. Ю.А. Янсон Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии /Ростов на Дону: «Феникс», 2005г. Библиотека учителя.
18
|