Скачать 212.55 Kb.
|
Управление образования администрации муниципального района«Новооскольский район»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучениемотдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области»Номинация«Лучший видеоурокпо физической культурев начальной школе»Материалына областной конкурс видеоуроков по физической культуре«Физкультура – спорт – здоровье»
г. Новый Оскол2012 годАннотация. Одна из главных задач физического воспитания в школе - формирование у детей потребности в личном физическом совершенствовании на основе развития интереса к физической культуре, навыков и умений самостоятельных занятий, содействия внедрению занятий физической культурой в режим дня. Важнейшие задачи образования в начальной школе в рамках ФГОС (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения по физической культуре. Первый этап на этом пути – заинтересовать ребят. У школьников различного возраста интерес может быть непосредственным (интерес к результатам деятельности). Младших школьников мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии и состоянии здоровья. Для них важно получить сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому сюжетные уроки по физической культуре, особенно для школьников начального звена, занимают одно из главных мест, в практической деятельности учителя. В материалах представлен план-конспект для проведения урока по физкультуре в системе государственных средних общеобразовательных школ. Тема сюжетно-ролевого урока «В мире животных», 1-й класс. На уроке используются активные формы работы соответствующие возрастному уровню учащихся. Значительное место на занятие отводится игре как естественной форме передачи необходимого объема знаний, усвоения двигательных умений и навыков. При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр, состояние здоровья, уровень двигательной активности и развития движений дошкольников. Эта методическая разработка сюжетно-ролевого урока будет полезна как молодым специалистам, так и всем преподавателям физической культуры. СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ». ОГЛАВЛЕНИЕ.
- структура урока; - план – конспект урока; - методы обучения; - форма деятельности; - методические приемы; - средства обучения; - способы организации деятельности.
Введение. «Игра есть упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни» П.Ф.Лесгафт Проблема формирования и сохранения здоровья ребенка одна из важных проблем. Программа по физической культуре с учетом ФГОС основывается на данной проблеме. Здоровье детей является предметом внимания первоочередной важности, так как определяет будущее страны, ее научный и экономический потенциал. Поэтому в новой программе для начальных классов по физической культуре ведущее место занимают подвижные игры. Это вызвано рядом обстоятельств. Ведь подвижные игры в школе выступают, во - первых, как средство физического воспитания, а, во-вторых, как игровой метод, дети приучаются к тем действиям, которые ложатся в основу их привычек и обычаев. Игровой метод придает учебному процессу привлекательную игровую форму с введением в неё одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситуации, соревнования с соблюдением определенных правил игры для достижения поставленной цели. Игра становится тем доступным средством, которое способствует более быстрому овладению знаниями, умениями и навыками по предмету "Физическая культура". При проведении уроков с младшими школьниками нужно учитывать следующие моменты. Во-первых, уроки физической культуры должны быть интересными и содержательными. Во-вторых, проводить их нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне, с использованием богатого арсенала современных методов и приемов обучения двигательным действиям, с учетом возрастных особенностей, заинтересованности детей. B-третьих, необходимо наиболее широко использовать разнообразные активные формы обучения, преодолевать формализм в работе, добиваться высокой результативности и воспитательного потенциала каждого урока. Осуществить эти задачи, помогают подвижные игры сюжетного характера. Готовясь к уроку с сюжетными играми, учителю необходимо тщательно продумать все этапы проведения урока, изучить специальную литературу, подобрать игры, соответствующие данной теме, составить развернутый план-конспект, план размещения спортивного инвентаря и оборудования в зале или на площадке. При подборе игр преимущество получают те из них, которые наиболее интересны учащимся и которые помогают решить поставленные задачи урока. Педагогическая ценность сюжетных уроков состоит в том, что во время игры полностью раскрывается характер каждого ребенка, развивается творчество детей, повышается активность и интерес к занятиям. Основная часть. Цели урока: Образовательная - Способствовать обучению детей коллективной игре, умению взаимодействовать с партнером. - Вооружить учащихся знаниями и навыками правильного бега, лазания. Развивающая - Совершенствовать развитие двигательных навыков, обогащать двигательный опыт детей. - Создать условия для развития двигательных качеств. Воспитательная - Воспитывать волевые качества: смелость, решительность, сознательность, дисциплину. - Способствовать воспитанию культуры эмоционального поведения в спортивно-игровой деятельности. Задачи: 1. Формировать навык бега. 2. Воспитывать быстроту, ловкость. 3. Воспитывать сознательность, дисциплину. Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, стойки эстафетные, мячи баскетбольные, корзина, муляжи грибов и ягод. Место проведения: спортивный зал. Время проведения урока: 35 минут. Структура урока.
Конспект сюжетно - ролевого урока для 1 класса. «В мире животных». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель: «Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы не будем заниматься в спортивном зале, а отправимся в лес. Проверьте свою одежду и обувь - все ли готовы к путешествию? В лесу очень легко потеряться, но если мы всё время будем идти в колонне друг за другом, то не потеряемся и сможем вернуться домой. Давайте договоримся - Рома сегодня наш капитан. Он всё время стоит первым, а все остальные должны запомнить впереди стоящего. Как только я говорю: «За капитаном!», вы строитесь в одну колону. Запомнили, давайте проверим. Разойдись!».
Учитель: «Молодцы! Я вижу, что вы запомнили свои места. Итак, в путь. Поднимите правую руку вверх. «Напра-во!»
Учитель: Чтоб попасть к животным в гости, Надо речку перейти. Нам поможет в этом мостик - Лучше средства не найти. Ребята идут друг за другом по гимнастической скамейке. Как мы мостик перейдем, Так к ЖИВОТНЫМ попадем. 4.Учитель: А теперь осторожно - мы входим в лес Ребята, мы с вами пришли на поляну. Посмотрите как много цветов, возьмем в одну руку ромашку, а в другую - одуванчик. Понюхаем ромашку и подуем на одуванчик». Дети выполняют дыхательные упражнения: вдох-носом (нюхаем цветок), выдох - ртом (дуем на цветок). 5. Учитель: В лесу очень много животных больших и маленьких. Кого-то мы слышим, кого-то нет. Давайте представим себя на их месте. Посмотрите, дети, кто на дереве сидит, клювом дерево долбит?». Дятел. 6.Дети идут на носках, выполняя наклон головы вперед – изображая дятла. 7.Учитель: Лиса – ходьба на носках. Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе – изображают медведя. Ежик – ходьба в полуприсяде, руки на коленях. Заяц – прыжки на двух ногах, опора на руки. Мышки – бег на носках. Лошади – бег с высоким подниманием бедра, руки за спину. 8. Переход на ходьбу. Учитель: Много в царстве у животных Разных кочек и пеньков, И сейчас преграды эти Дружно мы перешагнем. 9.Дети идут по залу, переходят не ходьбу с высоким подыманием 6едра. Учитель: Много мы препятствий всяких На пути своем прошли. Шли мы долго и упорно, Наконец, к горе пришли. На нее сейчас залезем, А потом спокойно слезем. 10.Ребята подходят к наклонной гимнастической скамейке, закрепленной у «шведской стенки». Поочередно, на четвереньках поднимаются по скамейки вверх и по стенке спускаются вниз. 11.Учитель: Плохо, что идем мы в гости, А подарков не несем. Так, давайте мы зверятам, Вкусных ягод наберем. И совсем чуть-чуть осталось, Находиться нам в пути, Остается нам всего лишь - Сквозь пещеру перейти. А в пещере этой, чтобы Много шишек не набить, В полуприседе придется Нам немножко походить.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 1. Учитель: «Вот мы пришли в гости к самым маленьким жителям леса – это муравьи. Давайте с ними поиграем!» Игра «Mypaвьи на работе» . Играющие делятся на несколько групп - команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна - параллельно другой. Игроки в колоннах ("муравьи") Стоят на расстоянии вытянутых рук. У направляющих в колонах по мячу. По сигналу направляющие передают мяч назад - за голову, рядом стоящему игроку. Те таким же способом передают мяч дальше. Каждый раз последний игрок в колонне, получив МЯЧ, бежит справа от колонны к учителю, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесет мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем так- же по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн. Выигрывает та команда, которая получит больше очков.
Эстафеты: 1- Ученики в колонне. Одна команда зайцы, другая белки. По сигналу первый бежит до фишки, где рассыпаны «грибы», «морковка». Команда «зайцы» берут одну, морковку (команда «белки один гриб). Возвращается в команду, кладет свой гриб или морковку в ведро.
- Ученики в колонне. По сигналу первый медведь с бочкой меда (набивной мяч) оббегает фишку и передает бочку следующему.
Медведи обращаются к ребятам со словами: Мы два брата молодые, Два медведя удалые. Один из них, указывал на себя, говорит: Я медведь - острый зуб. Я медведь - чуткий нюх. Кто из вас: решится В путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Нет смeлee нас детей, Не боимся медведей! После этих слов, ребята из "дома" бегут в "лес", за черту на другой стороне зала. Медведи ловят их. Осаленные дети останавливаются и стоят на том месте, где их поймали. 3атем "медведи" опять обращаются к ребятам, с теми же словами, ребята, ответив, перебегают в "ДОМ", по дороге выручая осаленных. После двух перебежек выбирают новых медведей из числа не осаленных детей. В конце игры отмечаются ребята ни разу не попавшиеся медведю. Учитель: "Вот видите, ребята, злые медведи оказались не такими уж страшными. И мы их больше не боимся.
Игра «Совушка». По команде учителя «День наступает, все оживает» игроки играют, изображая животных. По команде «Ночь наступает, все замирает» ученики замирают. Ночью «совушка» выходит на охоту, ловит тех, кто шевелится. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Учитель: «Да! Очень интересно и весело в мире животном, но нам пора возвращаться домой». «За капитаном!»
Учитель: С вами мы в лесу гуляли, Все преграды перешли, Со зверями поиграли, Чудно время провели. Учитель: Скажите ребята, с кем мы сегодня встречались? С кем вам понравилось играть? Задание на дом – придумать движение для любого животного. Урок закончен – «До свидания!», « Напра-во! Из зала в колонну по одному шагом марш!» Методы обучения: - методы общей педагогики (словесные и наглядные), применение которых зависит от содержания учебного материала; - игровой метод, сущность которого заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры; - соревновательный метод помогает повысить подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Формы деятельности: - игровая, - спортивная, - соревновательная. Методические приемы - наглядно-зрительный прием - правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающий жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; - наглядно-слуховой прием - осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под стихотворения. - приемы вербального (словесного) метода - прием краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений, пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий, уточнить игровые правила и т.п.; - словесный прием- образный сюжетный рассказ - «сюжетно-ролевая» деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации; Средства обучения: - физические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на концентрацию внимания, дыхательные упражнения, восстановительные упражнения), - игра, - эстафета. Способы организации деятельности: - фронтальный метод, т.к. в этом случае учащиеся подвижны (т.е. в младших классах возраст недостаточен для более глубокого изучения физических упражнений) и должны получить основы физических упражнений. При фронтальном методе достигается высокая моторная плотность и облегчается обучение тому или иному заданию. Сложность заключается в контроле за ошибками отдельных учащихся. Заключение В подвижных играх широко раскрываются возможности соревновательно - игрового метода с целью развития физических качеств школьников. Рациональное использование соревновательно - игрового метода оказывает эффективное воздействие на развитие силы, воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, формирует психологическую устойчивость учащихся к успехам и неудачам, способствует преодолению психологического барьера – неуверенности в своих силах. Кроме того, соревновательно - игровой метод помогает формировать у занимающихся целевую установку на осознанное развитие физических качеств. Дети в классе достаточно активны, позитивно настроены на занятия физическими упражнениями. Творчески развиты: любят придумывать новые упражнения, игры, эстафеты. Умеют анализировать. Мышление развито хорошо. Внимание целенаправленно. Очень любят игры. С интересом выполняют творческие домашние задания: рисунки, загадки, стихи. В ходе урока были выполнены различные виды упражнений: Ходьба и ее разновидность – развитие координации, внимания Бег – развитие навыков бега. Лазание по скамейке и гимнастической стенке – развитие ловкости, силы плечевого пояса, координации движения. Эстафеты «Зайцы и белки собирают припасы», «Медведи носят мед» - развитие ловкости, внимания, навыков быстрого бега. Игры «Класс, становись!», «Mypaвьи на работе», «Два медведя», «Совушка» - развитие быстроты переключения внимания, быстроты, ловкости. В заключительной части урока были подведены итоги урока, дано домашнее задание. Задачи поставленные перед уроком, решены в полном объеме. Задания соответствуют возрасту учеников. Плотность урока достаточно высокая. Библиографический список 1.Л.Д.Глазырина Т.А. Лопатик «Конспекты уроков для учителя физкультуры» 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс; ВЛАДОС, Москва 2004 2. Л.В.Байбородова «Методика обучения физической культуре», ВЛАДОС, Москва 2004. 3. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва «ВАКО» 2004. 4. О.Н. Темирёва «Методические рекомендации для учителей физической культуры», Липецк 2007. 5. Г.П. Кореневская «Сборник игровых сюжетных уроков для учащихся 1-2 классов», Смоленск 1993. Приложение. Подвижные игры. Игра "Mypaвьи на работе". Играющие делятся на несколько групп - команд, каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна - параллельно другой. Игроки в колоннах ("муравьи") Стоят на расстоянии вытянутых рук. У направляющих в колонах по мячу. По сигналу направляющие передают мяч назад - за голову, рядом стоящему игроку. Те таким же способом передают мяч дальше. Каждый раз последний игрок в колонне, получив МЯЧ, бежит справа от колонны к учителю, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесет мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем так- же по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн. Выигрывает та команда, которая получит больше очков. Игра "Два медведя". На противоположных сторонах зала на расстоянии 10-12 м линиями отмечают "дом" и "лес". Выбирают двух водящих - "медведей". Остальные играющие "ребята". Ребята располагаются в шеренгу за линией "дома"; а посередине площадки - "медведи". Медведи обращаются к ребятам со словами: Мы два брата молодые, Два медведя удалые. Один из них, указывал на себя, говорит: Я медведь - острый зуб. Я медведь - чуткий нюх. Кто из вас: решится В путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Нет смeлee нас детей, Не боимся медведей! После этих слов, ребята из "дома" бегут в "лес", за черту на другой стороне зала. Медведи ловят их. Осаленные дети останавливаются и стоят на том месте, где их поймали. 3атем "медведи" опять обращаются к ребятам, с теми же словами, ребята, ответив, перебегают в "ДОМ", по дороге выручая осаленных. После двух перебежек выбирают новых медведей из числа не осаленных детей. В конце игры отмечаются ребята ни разу не попавшиеся медведю. Игра «Совушка». По команде учителя «День наступает, все оживает» игроки играют, изображая животных. По команде «Ночь наступает, все замирает» ученики замирают. Ночью «совушка» выходит на охоту, ловит тех, кто шевелится. |