ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»
Цель: разностороннее полноценное музыкальное образование детей соответствующее
Задача: овладение ребёнком всеми видами детской музыкальной деятельности
Содержание образовательной области "Музыка" направлено на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству;
развитие музыкальности детей.
Интеграция содержания и задач
образовательной области «Музыка»
| «Музыка»
| «Физическая культура»
| Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности.
Повышение координации и точности движений, развитие умения регулировать свою двигательную активность в соответствии с музыкой. Поощрение стремления к лёгкости, изяществу, грациозности движений.
| «Здоровье»
| Укрепление голоса и развивать координацию слуха путём певческих упражнений для становления музыкального слуха и певческого голоса, при разучивании песен. Укрепление крупной моторики, применяя различные виды упражнений, музыкальных игр, хороводов, танцев; улучшать микродвижения (кистей и пальцев рук) в процессе игры на различных детских музыкальных инструментах, а также в слаженности ритмической игры в оркестре.
| «Социализация»
| Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкально искусства. Формирование средствами музыкального искусства опыт ценностного отношения ребёнка к окружающей действительности. Способствовать социальной адаптации посредством музыки через различные виды музыкально-художественной деятельности.
| «Труд»
| Формирование представления детей о результатах труда людей творческих профессий – музыкантов, артистов театра, оперы, балета, певцов.
Воспитывать нетерпимость к порче и небрежному отношению к музыкальным инструментам, созданным руками человека.
| «Чтение художественной литературы»
| Развитие способностей целостного восприятия художественных произведений (музыки, поэтического слова, спектакля), содействовать пониманию переданных в них общего настроения и характера художественных образов.
| «Коммуникация»
| Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу музыки Обогащать, расширять запас слов, связанных с музыкальной культурой (доступной детям).. Способствовать правильному произношению слов и звуков во время исполнения песен. Формировать связную речь, прививать умение эмоционально описывать содержание программной музыки, соблюдать логику сюжета; давать оценку явлениям и поступкам героя и музыкального персонажа, стимулировать интонационную выразительность речи.
| «Познание»
| Расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства, через знакомство с музыкальными произведениями композиторов разных стран и эпох.
| «Безопасность»
| Формирование основы безопасности собственной жизнедеятельности во время пения и выполнения танцевальных движений, подвижных игр под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.
| «Художественное творчество»
| Развитие детского творчества, приобщение к музыкальным видам искусства.
Развитие способности переносить свои умения и навыки с музыкальной деятельности в продуктивную деятельность и наоборот.
Побуждение к нахождению общих основ в развитии художественного творчества.
|
Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательной области «Музыка»: ранний возраст 1 младшая группа (2-3 года)
Задачи работы
| Формы организации образовательной деятельности
| Средства работы с детьми
| Методы и приемы работы с детьми
| НОД
| В режимных моментах
| Формы работы с детьми
| Увлечь ребёнка музыкой, обогащая его слуховой опыт и создавая запас музыкальных впечатлений.
Способствовать активным проявлениям детей в процессе слушания музыки.
Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.
Приобщать к напевному, протяжному пению, к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному с взрослыми, под аккомпанемент и без него.
Вызывать желание детей с удовольствием участвовать в несложных танцах, хороводах, игр под музыкe, и связывать движения с музыкой.
Знакомить с тембром звучания различных игрушек и детских музыкальных инструментов.
Приобщать (эпизодически) к элементарному музицированию на металлофоне.
| Слушание народной, классической, детской музыки
Совместное пение
Концерт детей старших групп
Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
Праздники
Развлечения
| Исполнение педагогом народных потешек и попевок.
Музыкальная подвижная игра (на прогулке в тёплый период)
Слушание музыки во время сна, пробуждения и второго завтрака
| Фортепиано
Музыкальный центр
Аудиозаписи
Книги
Сюжетные картинки
Наглядные пособия
Куклы и игрушки Атрибуты к играм и пляскам
Кукольный театр
Музыкальные игрушки
Детские музыкальные инструменты
Книжки-малышки "Мы поём"
| Беседа
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Практический
Образная речь педагога
Игровые приёмы
Ситуации занимательности
Кукольный театр
Подражательные движения
Подсказка движений плясок, песен, правил игры
|
Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательной области «Музыка»: 2 младшая группа (3-4 года)
Задачи
| Формы организации образовательной деятельности
| Средства работы с детьми
| Методы и приемы работы с детьми
| НОД
| В режимных моментах
| Формы работы с детьми
| Слушание (восприятие) музыки
Приобщать детей к основам музыкальной культуры, к различным направлениям музыкального искусства - произведениям народного, классического и современного репертуара, доступного детям младшего дошкольного возраста.
| Слушание народной, классической, детской музыки
Музыкально-дидактическая игра
| Слушание музыки в ходе режимных моментов
| Фортепиано
Музыкальный центр
Аудиозаписи
Наглядные пособия
Кукольный театр
| Беседа
Наглядно-зрительный
Практический
Образная речь педагога
Слуховая наглядность (звучание музыки)
Игровые приёмы
| Певческая деятельность
Развивать музыкально-эстетическое восприятие песен разнообразного характера и тематики. Развивать представления об элементарном музыкальном жанре - песне и таких ее видах, как плясовая, колыбельная. Побуждать импровизировать песенки, интонации вопроса, ответа, различные жизненные ситуации.
| Певческие упражнения для развития слуха и голоса
Дидактическая игра
| Разучивание потешек и попевок
Совместное пение с воспитателем
| Музыкальный центр
Аудиозаписи
Мультфильмы
"Музыкальный букварь"
"Музыкальная лесенка"
| Наглядно-слуховой
Наглядно-зрительный
Яркое образное слово педагога
Разъяснения
Пояснения
Практический
| Музыкально-ритмическая деятельность
Побуждать воспринимать и понимать сюжетное содержание игры, несложную композицию (форму) танца, хоровода. Развивать восприятие способов выполнения движений. Приобщать детей к творческому самовыражению.
| Разучивание игр и танцев
Игры-драматизации
Праздники
Развлечения
| Музыкальные подвижные игры
| Сюжетные маски и шапочки
Разнообразный материал
| Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Словесный
Практический
Тактильно-мышечная наглядность
| Игра на детских музыкальных инструментах
Развивать умения игры на детских муз. инструментах, а также на шумовых игрушках-самоделках. Побуждать к творческим импровизациям в соответствии с заданным содержанием.
| игра
| Подвижные игры на прогулке
Совместная игра с воспитателем
| Музыкальные игрушки
Детские музыкальные инструменты
Самодельные инструменты
| Беседа
Объяснения
Практический
Творческие задания
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Загадки
Иллюстрации
Сюжетные картинки
|
Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательной области «Музыка»: средняя группа (4-5 лет)
Задачи
| Формы организации образовательной деятельности
| Средства работы с детьми
| Методы и приемы работы с детьми
| НОД
| В режимных моментах
| Формы работы с детьми
| Слушание (восприятие) музыки
Накапливать опыт восприятия произведений народного, классического и современного искусства.
Побуждать самостоятельно давать оценку и выражать впечатления и отношение к прослушанной музыке.
| возрасту народной,
классической, детской
музыки
| Слушание музыки во время сна, пробуждения, тихих игр и второго завтрака
| Аудиозаписи
Иллюстрации
Портреты композиторов
Тематические альбомы
Дидактические пособия
Игрушки
| Беседа
Наглядно-зрительный
Практический.
Слуховая наглядность (звучание музыки)
Игровые приёмы
| Певческая деятельность
Развивать музыкально-сенсорное восприятие.
Подводить к напевному исполнению песен, обучать четкому, ясному пропеванию слов.
| Певческие упражнения для развития слуха и голоса
Дидактическая игра
| | Фортепиано
Музыкальный центр
Аудиозаписи
Наглядные пособия
| Беседа
Вопросы
Поэтическое слово
Наглядно-зрительный
Наглядно-слуховой
Творческие задания
Игровой
| Музыкально-ритмическая деятельность
Побуждать обращать внимание на смену движений в связи с изменением характера музыки и средств музыкальной выразительности двух-, трехчастного муз. произведения.
Побуждать осваивать сюжетно-образные движения, танцевальные шаги и движения.
Побуждать к выразительной передаче характера музыки (спокойный, бодрый); игрового образа в развитии (сюжет игры, композиция танца).
Побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ в развитии (спокойный, затем бодрый).
В свободной пляске содействовать осознанному изменению движений в связи с изменением контрастных частей музыки.
| Разучивание музыкальных
игр и танцев.
Игры-драматизации.
Инсценирование песен
Досуги
Развлечения
Семейные часы
| Музыкальная подвижная игра (на прогулке в тёплый период)
| Схемы
Иллюстрации
Фотографии
Аудиозаписи
Видеозаписи
Элементы костюмов танцев
Сюжетные маски и шапочки
Флажки, ленты, мячи, дождик, султанчики, мишура, цветы и т.п.
| Наглядно-слуховой
Практический
Тактильно-мышечная наглядность
Моторно-двигательное уподобление музыке
Наглядно-зрительный (показ движений), наглядно-слуховой
Пояснения
Объяснения
Анализ характерных особенностей движений
|
|