Музыкально-интеллектуальная игра- конкурс по предмету «музыкальная литература» в 6 классе.
«А.П. Бородин. Жизнь и творчество» к 180-летию со дня рождения композитора.
Подготовила и провела:
преподаватель
музыкально - теоретических дисциплин
Мартышкина Л.В.
г. Ершов, 2013.
Цель: повышение мотивации учебной деятельности и интеллектуальной активности учащихся через игровые формы работы.
Задачи:
Образовательные: систематизировать и закрепить знания учащихся по творчеству А. П. Бородина, закрепить знания музыкальной терминологии.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать музыкальный слух, память.
Воспитательные:повышать уровень эмоциональной активности, воспитывать коммуникативные навыки, создавать ситуацию успеха для всей команды.
Наглядные пособия и ТСО:
Аудиозаписи, музыкальный центр, видео презентация, портрет Бородина.
Раздаточный материал:
Карточки для викторины, текст « Летопись жизни Бородина», нотный текст произведений Бородина (фрагменты), карточки с цифрами, маркеры, карандаши.
План и ход урока:
Организационный момент. Приветствие. Эмоциональная настройка. Информация о теме и задачах урока: посвящён жизни и творчеству Бородина, которому в этом году исполняется 180 лет со дня рождения, какими ценителями и поклонниками творчества композитора стали, узнаем из конкурса - игры двух команд. Приложение №9.(для жюри). Выбор капитанов и команд по блиц - вопросам. Приложение №1. Обеспечение учащихся наглядными пособиями и раздаточным материалом.
Виртуальная экскурсия в 19 век по памятным местам жизни Бородина и его произведениям. Видеопрезентация. Приложение №2.
Итак, 1 тур – конкурс капитанов «Неправда». Услышать в рассказе о жизни Бородина неточность и исправить ошибку, прервав рассказ словом неправда. Приложение №3.
2 тур - «Крестики – нолики». Вспомнить знакомую игру, при правильном ответе команды соответственно ставят крестики («Ценители») и нолики («Поклонники»). Приложение №4.
3 тур – «Жанровое разнообразие». На доске названия жанров (пронумерованные). Команды одновременно поднимают карточку с цифрой правильного ответа. Приложение №5.
4 тур - «Летопись жизни Бородина». Дописать текст, вставив пропущенные слова. Приложение №6.
5 тур - «Узнай произведение по нотам». Правильно назвать фрагменты произведений (3 фрагмента каждой команде). Приложение №7.
6 тур – «Музыкальная викторина». У каждой команды 10 карточек с названиями фрагментов, одновременно команды поднимают карточки с правильным вариантом ответа. Приложение №8.
Приложение 1. Блиц-опрос.
Вопросы капитанам:
Руководитель «Могучей кучки». (Балакирев)
Основоположник русской классической музыки. (Глинка)
Вопросы командам:
Какое первое высшее музыкальное учебное заведение открыто в России в XIX веке. Где? Когда? (Консерватория в Петербурге 1862 г.)
Фамилия братьев композиторов, открывших консерватории в Петербурге, Москве. (Рубинштейн)
Сколько композиторов входило в состав «Могучей кучки». (Пять.)
Кто дал Балакиревскому кружку название «Могучая кучка». (Стасов)
Какой год считается днём рождения русской классической оперы. (1836)
Автор романса «Я помню чудное мгновение». (Глинка)
Сказочно-фантастическая опера Глинки. («Руслан и Людмила»)
Лирико-психологическая опера Дарагомыжского. (Русалка)
Приложение 2.
Презентация.
А.П. Бородин – великий русский композитор XIX века. Родился и вырос в Петербурге, городе Петра I.
В свободное время, которого у него было очень мало, любил гулять по набережной Невы.
Он очень любил этот красивый город.
Мы видим здание консерватории - первое в России.
Мариинский театр, в котором в 1890 году состоялась премьера опера «Князь Игорь».
А.П. Бородин был образованным человеком, полным энергии и жизни, знал 4 иностранных языка.
А вот единственный в России дом-музей Бородина.
С детства его интересовали 2 вещи: химия и музыка.
Заканчивая репетиции на фортепиано и трубе, мальчик тут же брался за химические реактивы и проводил опыты, которые не всегда заканчивались благополучно. Когда настало время выбирать профессию, А. П. отдал предпочтение науке и поступил в Медико-хирургическую академию. Отлично закончив её, впоследствии стал академиком.
Но музыку Бородин не забывал.
Балакирев постоянно твердил ему о том, что он зарывает свой музыкальный талант в землю. Композитор решает присоединиться к «Могучей кучке».
Бородин - один из основателей жанра русской симфонии и квартета.
Его музыка отличается эпической широтой, мужественностью, героизмом. Недаром Стасов назвал симфонию №2 «Богатырской», пред нами сразу встают образы Васнецовских богатырей.
Наиболее значительное произведение Бородина – опера «Князь Игорь».
Из-за недостатка времени работал над оперой в течении 18 лет, до сей поры остаётся шедевром мировой оперы.
А.П. Бородин мастер камерной, инструментальной музыки. Квартет №2 недаром называют жемчужиной песни и музыки. В память о великом композиторе государственный квартет носит имя А.П. Бородина.
Композитор обладал ещё одним даром – литературным.
Многие его романсы написаны на собственные стихи.
Его не зря называют « богатырём русской музыки».
Похоронен Александр Порфирьевич в Петербурге на Тихвинском кладбище.
Благодаря своим музыкальным сочинениям Бородин получил мировую известность как композитор, а не как деятель науки.
Приложение 3. Конкурс капитанов «Неправда».
Саша Бородин, будущий композитор, родился в деревне под Москвой. (Петербург)
Первое сочинение 9-го Саши была опера «Князь Игорь». (Полька «Элен»)
В 1850 в 17 лет, поступает в Петербургскую консерваторию. (Академию)
Закончив академию, вернувшись из заграничной научной командировке, знакомится с руководителем «Могучей кучки» Стасовым. (Балакиревым)
У Бородина огромное количество произведений. (Небольшое)
Один из современников Бородина говорил: «Талант композитора равно могуч и поразителен в балете и кантате». (В опере и романсе)
Приложение 4. «Крестики-нолики»
И.О. композитора. (Александр Порфирьевич)
Годы жизни. (1833-1887)
Основная профессия. (Химик)
К какому содружеству присоединился композитор. (Могучая кучка)
Сколько написано опер. (Одна)
Название симфонии №2. (Богатырская)
Тональность «Богатырской симфонии». (Си минор)
Название хора из пролога оперы «Князь Игорь». (Солнцу красному - слава)
Имя героя из оперы, исполняющего арию, в которой есть слова: «О дайте, дайте мне свободу». (Игорь)
Приложение 5. «Жанровое разнообразие»
Карточка №1 - ОПЕРА
Карточка №2 - СИМФОНИЯ
Карточка №3 - КВАРТЕТ
Карточка №4 - РОМАНС
Вопросы:
Князь Игорь – это (1) опера.
Стасов назвал её «богатырской». (2) симфония.
Вокальный жанр, исполняемый под сопровождение фортепиано или гитары. (4) романс.
Количественный состав жанра равен четырём – это (3) квартет.
Одна из частей написана в сонатной форме – (2) симфония.
На тексты Пушкина, Некрасова, Толстого, собственные стихи Бородин сочинял. (4) романсы.
Третья часть этого произведения «ноктюрн» - жемчужина песенной музыки. (3) квартет.
«Слово о полку Игореве» легло в основу жанра (1) оперы.
Приложение 6. «Летопись жизни Бородина».
______________________ Порфирьевич Бородин – великий ______________ композитор. Родился в городе _______________ в _______ году. Любимыми его предметами были музыка и ____________. В _______ году Александру была дарована вольная и он решает поступить в М______________-Х____________А_______________, в которой после обучения будет работать профессором. Первым произведением Бородина была ____________________ для фортепиано «______________». Его творчество было связано с деятельностью содружества композиторов «_________________ __________». Наследие композитора представлено различными жанрами. Александр Порфирьевич – автор оперы «__________ _________», оперы-фарс «Богатыри», симфонической картины «__ ______________ _________», романсов, симфоний, кварт______. Симфония №2 под названием «_______________________» была завершена в _________ году. А.П.Бородин занимался активной музыкальной, научной и общественной деятельностью. Умер композитор в ________ году. Оперу «Князь Игорь» завершили ___________________________________ и __________________________.
Слова для справок: Петербург, "Могучая кучка", "Князь Игорь", Александр, химия, полька, "Элен", "В Средней Азии", квартетов, Римский-Корсаков, Глазунов, русский, 1833, 1843, Медико-хирургическая академия, 1887,1876, "Богатырская".
Приложение 7. «Узнай произведение по нотам».
Приложение 8. «Музыкальная викторина» (аудиозапись фрагментов произведений композитора).
Главная партия из симфонии №2
Побочная партия из симфонии №2
Хор «Солнцу красному – слава» из пролога оперы «Князь Игорь»
Хор «Улетай на крыльях ветра», 2 действие из оперы «Князь Игорь»
Ария Князя Игоря, 2 действие из оперы «Князь Игорь»
Ария Кончака, 2 действие из оперы «Князь Игорь»
Хор «Мужайся, княгиня», 2 действие из оперы «Князь Игорь»
Сцена солнечного затмения из пролога оперы «Князь Игорь»
3 часть квартета №2 «ноктюрн»
Романс «Спящая княжна»
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение. Все ребята были настоящими ценителями и поклонниками русской музыкальной классики, проявили большой интерес к творчеству композитора.
Приложение 9. Таблица для жюри.
Названия
конкурсов
| Ценители
| Поклонники
| Конкурс капитанов
|
|
| Крестики-нолики
|
|
| Жанровое разнообразие
|
|
| Узнай произведение по нотам
|
|
| Летопись жизни Бородина
|
|
| Викторина
|
|
| Итого:
|
|
| |