Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 469.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации23.11.2013
Размер469.97 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Введение в специальность»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070104 – Вокальное искусство

070104.01 – Пение академическое


Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………………………...4
Учебно-тематический план..………………………………………………………………………...4
Требования к уровню освоения программы и формы текущего,

промежуточного и итогового контроля…………………………………………………….….…..…5
Содержание учебной дисциплины ……………………………………………………….………….5
Практические занятия………………………………………………………………………………….8
Самостоятельная работа студента ……………………………………………………………………7
Приложения……………………………………………………………………………………….……14
Методические рекомендации по работе над рефератом……………………………………………..23
Структура рефератов………………………………………………………………………...…………24
Темы рефератов (примерный перечень)…………………………………………………..…………..26
Библиографический список…….……………………………………………………………………..27
Перечень аудиозаписей………………………………………………………………..……………….27
Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс «Введение в специальность» предназначен для 1 курса в ряду прочих музыкальных и педагогических дисциплин, преподаваемых в колледже: «Специальность», «Вокальный ансамбль».

Цель изучения курса «Введение в специальность» заключается в том, чтобы вооружить учащихся знаниями теоретических основ вокального искусства и навыками, необходимыми для осуществления самостоятельной практической деятельности.

Данный предмет предусматривает ознакомление учащихся с основными этапами развития певческого голоса, а также с мировой историей вокального искусства.

Минимум содержания по предмету должен сформировать у студентов следующие знания и навыки:

- знание теоретических основ вокального искусства, историю развития и формирования певческой культуры;

- знание особенностей профессионального певческого голоса, классификацию голосов, их диапазоны и регистровое строение;

- умение обоснованно разбирать и объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.

Программа рассчитана на преподавание предмета в течение первого года обучения в объёме 36 часов (1 час в неделю).
Учебно-тематический план




Наименование тем

Количество часов

1

Вводный

1

2

Анатомия голоса

2

3

Профессиональный певческий голос

а) Характеристика голоса и его свойства

б) Возникновение и распространение звука

в) Дыхание. Типы дыхания

1

1

1

4

Голосовой аппарат

а) Строение гортани

б) Работа гортани в пении

в) Регистры

1

1

1

5

Теория резонансного пения:

а) Основные физические свойства резонанса

б) Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов

в) Функции голосовых резонаторов в певческом процессе


1
0,5

0.5

6

Классификация и типы голосов:

а) Детские голоса.

б) Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто.

в) Мужские голоса: тенор, баритон, бас.

1

7

Итальянское вокальное искусство:

а) Истоки национальной вокальной школы, ее становление и развитие,

б) Возникновение оперы. Разновидность оперных школ. Стиль "Bel canto"

в) Джузеппе Верди и его роль в развитии вокального искусства Италии середины XIX века.


1

2

1

8

Французское вокальное искусство:

а) Истоки французской вокальной школы, ее формирование и развитие,

б) Французское вокальное искусство XIX века,

в) Вокальное искусство Франции с конца XIX- до 80-х годов XX.


1
1

1

9

Немецкое вокальное искусство:

а) Истоки немецкой вокальной школы, ее формирование и развитие до середины XIX века,

б) Развитие немецкого вокального искусства с середины XIX века до 80-х годов XX века.

1
1

10

Русское вокальное искусство:

а) Истоки русской национальной вокальной школы,

б) Развитие светского вокального искусства второй половины XVII века- первой четверти XIX века,

в) Становление русской классической вокальной школы в середине XIX века,

г) Развитие русского вокального искусства конца XIX - начала XX века.


1
1

1

1

11

Жанры вокальной музыки

1

12

Формы вокальной музыки

1

13

Знаменитые оперы

2

14

Мировые оперные театры

2

15

Оперные певцы

а) Лучшие оперные певцы мира б) Молодые оперные певцы России

1

1

16

Музыкальные учебные заведения

1




Итого:

36 часов

Контроль и оценка результатов обучения

1. Текущий контроль выполнения аудиторных занятий, качества выполнения СРСП и СРС; два рубежных контроля в форме семинарского опроса, коллоквиума или письменного доклада, итоговый контроль в форме контрольного урока.

2. Критерии оценки письменной работы (доклада)

  • логичность изложения;

  • соответствие выбранной теме;

  • стиль изложения;

  • ссылки на источники исследования;

  • полнота раскрытия заявленной темы.


Написание рефератов

Критерии оценки реферата:

  • логичность изложения;

  • соответствие выбранной теме;

  • стиль изложения;

  • ссылки на источники исследования;

  • полнота раскрытия заявленной темы.



Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение

Дисциплина «Введение в специальность» является одним из важнейших в цикле специальных дисциплин вокальных кафедр учебных заведений среднего звена.

Всестороннее изучение истории и теории исполнительства формирует художественный кругозор студентов, развивает их профессиональную культуру, воспитывает способность ориентироваться в различных стилях и направлениях вокального исполнительства, композиторского творчества и педагогики. Курс должен помочь полноценному и многогранному формированию молодого музыканта - исполнителя и педагога, глубоко сознающего свое общественное назначение и важную просветительскую роль вокального искусства.

Характеристика дисциплины. Дисциплина ориентирована на изучение основных вопросов исполнительского вокального искусства и вокальной литературы.

В содержании дисциплины раскрывается историческая обусловленность и закономерность путей развития вокального искусства, его связи с общим развитием музыкальной культуры, а также особенности, вытекающие из специфики этого искусства, изучаются в хронологическом аспекте очаги вокальной культуры, академического пения, формы существования вокального исполнительства, школы, направления, исполнители, вокальная музыка, деятельность выдающихся представителей вокального искусства: дирижеров, композиторов и т.д. В дисциплине изучается западноевропейские и русские вокальные школы.

Дисциплина «Введение в специальность» изучается на основе и в тесной связи с такими дисциплинами как: «Анализ музыкальных форм», «История мировой музыки», «Музыкальная литература» .

Для эффективного освоения дисциплины необходимо иметь музыкальное образование.

Цель дисциплиныовладение профессиональными знаниями по истории вокального исполнительского искусства.

Основные задачи дисциплины.

I.Сформировать знания:

  • основных этапов развития истории вокальной культуры;

  • исполнительских принципов и методов вокальных школ;

  • творчества крупнейших представителей вокального искусства;

  • художественных стилей и направлений в вокальном исполнительстве;

  • вокальной и оперной литературы.

II.Привить навык сравнительного анализа исполнительских версий произведений, различных исполнительских редакций.

По окончании курса студент должен:

  • знать основные этапы развития истории вокальной культуры;

  • знать творчество крупнейших представителей вокального искусства и ведущих мировых оперных театров

  • знать художественные стили и направления в вокальном исполнительстве;

  • знать вокальную литературу.


Методические рекомендации

Дисциплина «Введение в специальность» ведется по двум направлениям:

а) теоретическое изучение (лекции)

б) практическое освоение (семинары, коллоквиумы)

Теоретическое изучение

Построение лекционного материала затрагивает основные вопросы западноевропейского и русского вокального исполнительства и литературы

Практические занятия (семинары, коллоквиумы)

На семинарских занятиях происходит закрепление знаний лекционного материала на основе изучения рекомендуемой литературы и ответов по темам.
Тема 2.

Анатомия голоса

Строение голосового аппарата (наглядное пособие). Анатомическое строение мужской и женской гортани, их различия. Режим и гигиена голоса.

Тема З а.

Характеристика голоса и его свойства

Понятие "Профессиональный певческий голос". Певческий голос, бытовой и профессиональный. Постановка и развитие голоса.

Тоновый диапазон голоса и тесситура произведения. Позиция звука. Окраска и тембр голоса. Манера пения.

Классификация и типы голосов. Природное предназначение некоторых голосов.

Тема 3 б.

Возникновение и распространение звука

Понятие об акустике. Распространение звука при разговорной речи и при пении.

Термин "озвученное дыхание".

Дикция. Роль артикуляции в пении.

Тоновые звуки. Основной тон и обертоны. Сила звука.

Тема З в

Дыхание

Взаимосвязь дыхания с другими частями голосового аппарата.

Исторические данные о дыхании при пении.

Дыхание в речи и дыхание при певческом звукообразовании (в сравнении).

Основные типы певческого дыхания: ключичное, нижнее грудное, нижнереберно-диафрагматическое, брюшное дыхание.

Техника дыхания Энрико Карузо.

Организация певческого выдоха (Понятие резервного дыхания).

Тема 4 в.

Регистры

Понятие "регистр", "регистр певческого голоса".

Регистровое строение женского и мужского голосов. 2 основных регистра мужского голоса (грудной и фалыдетный), и один переход. Три регистра женского голоса ( Грудной, центральный и головной) и два перехода.

Звуковысотность регистров мужских и женских голосов.

Смешанное голосообразование на разных участках диапазона голоса.

Прием прикрытия мужского голоса.
Тема 5 а.

Основные физические свойства резонанса

Определение понятия резонанс. Собственная резонансная частота.

Резонаторы голосового аппарата певца; гортань с голосовыми связками, дыхательный аппарат, как энергетический фактор.

Тема 5 б.

Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов

Головное и грудное резонирование. "Масочное" пение. Характерные свойства резонаторов.

Тема 5 в.

Функции голосовых резонаторов в певческом процессе

Семь важнейших функций голосовых резонаторов в певческом
процессе: 1) энергетическая, 2) генераторная, 3) фонетическая,

4) эстетическая, 5) защитная, 6) индикаторная, 7) активизирущая.

Психологические основы резонансного пения.

Тема 6 а, б.

Детские и женские голоса

Основные типы женских голосов: СОПРАНО: Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано, Лирико-драматическое сопрано, Драматическое сопрано.

МЕЦЦО-СОПРАНО: Лирическое меццо-сопрано.

Центральное меццо-сопрано.

Колоратурное меццо-сопрано, КОНТРАЛЬТО.

Характеристика каждого голоса. Диапазоны. Известные женские оперные партии. Знаменитые оперные певицы.

Тема 6 в.

Мужские голоса

Основные типы мужских голосов: ТЕНОР: Лирический тенор,

Лирико-драматический тенор, Драматический тенор, Контр-тенор. БАРИТОН: Лирический баритон,

Драматический баритон. БАС: Высокий бас,

Центральный бас, Бас-профундо.

Тема 7 а.

Истоки итальянской национальной вокальной школы, ее становление развитие

Народная, церковная и светская культура средневековья и раннего Возрождения.

Победа монодического стиля.

Тема 7 б.

Возникновение оперы. Разновидность оперных школ

Общая характеристика Высокого Возрождения.

Зарождение музыкально-театрального жанра (будущей оперы) во Флоренции. Основоположники нового жанра - Дж. Каччини, Я. Пери, О. Ринуччини.

Становление национальной вокальной школы.

Особенности римской школы. Первый оперный театр в Риме.

Венецианская школа. Формирование стиля Bel canto. Основопологающая роль К.Монтеверди.

Неаполитанская школа - итог развития вокального искусства XVII века. А.Скарлатти.
Тема 7 в.

Джузеппе Верди и его роль в развитии вокального искусства Италии середины XIX века

Характеристика эпохи.

Оперное творчество Дж. Верди - наивысшее выражение национальной оперной школы. Исполнительский стиль вокальных произведений Дж.Верди. Требования Верди к певцам, оркестру, декорациям, сценографии, либреттистам.
Тема 8 а.

Истоки французской вокальной школы, ее формирование и развитие

Народная, церковная и светская вокальная культура средневековья и Возрождения. Первые музыкально сценические произведения.

Эпоха классицизма. Ее основные черты. Открытие первого оперного театра - Королевской академии музыки и танца ("Гранд-Опера").

Ж.Люлли - основоположник французской национальной вокальной школы. Кризис исполнительского искусства.

Реформа X. Глюка.

Тема 8 б.

Французское вокальное искусство XIX века

Общественно-политическая и культурная жизнь Франции первой половины XIX века. Предпосылки формирования "Большой французской оперы".

Становление романтизма в оперном искусстве.

Реализм в оперном искусстве. Опера "Кармен" Ж.Бизе.

Тема 8 в.

Вокальное искусство Франции с конца XIX - до 80-х годов XX века

Импрессионизм в музыке. Вокальное творчество К. Дебюсси. Введение новых вокальных форм, выразительных средств и вокальных приемов.

Тема 9 а.

Истоки немецкой вокальной школы, ее формирование и развитие

Католическая церковь - центр профессионального музыкального искусства в Европе. Одноголосное пение (григорианский хорал).

Немецкая народная музыка.

Возникновение и развитие многоголосия.

Развитие стилистических черт немецкой вокальной школы.

Творчество И. С. Баха.

Значение творчества Г.Генделя в развитии немецкой музыкальной драматургии.

Оперная культура Австрии. Формирование венской классической школы. Значение В.А.Моцарта в развитии мировой музыкальной культуры.

Тема 9 б.

Развитие немецкого вокального искусства с середины XIX до 80х годов XX века

Р. Вагнер - реформатор оперного искусства. Создание музыкальной драмы. Роль оркестра как главного действенного начала в опере. Неотделимость голосовой сферы от инструментальной.
Тема 10а.

Истоки русской национальной вокальной школы

Народная вокальная культура. Самобытные черты видов вокализации русской песни.

Характеристика церковной вокальной культуры IX-XVII веков. Особенности церковного пения - тихогласие, узость интервалов и диапазона.

Тема 10 б.

Развитие светского вокального искусства второй половины XVII века - первой четверти XIX века.

Характеристика эпохи. Начальные этапы развития оперного театра; сочетание драматического и вокального искусств.

Проникновение итальянской вокальной музыки в Россию.

Появление французской комической оперы в России.

Тема 10 в.

Становление русской классической вокальной школы в середине XIX века

Характеристика предглинкинской эпохи.

А. Верстовский - управляющий конторой дирекции Императорских театров Москвы.

М. Глинка - создатель первой национальной классической оперы. Основоположник русской академической вокальной школы. Стиль вокальной музыки Глинки.

Тема 10 г.

Развитие русского вокального искусства конца XIX - начала XX века

Характеристика эпохи.

Положение русской оперы в театрах Москвы и Петербурга. Развитие русской оперы и национальной вокальной школы. Открытие Мариинского театра (1860). Противодействие русского театра итальянскому.

Национальная самобытность композиторов "Могучей кучки". Характеристика оперной культуры Большого театра. Появление частных оперных театров и их значение в развитии русской культуры.

Тема 11.

Жанры и стили вокальной музыки

Опера (историко-героическая; историко-романтическая; героико-поэтическая; народно-сказочная; лирическая; драматическая; комедийная; сатирическая)

Оперетта.

Кантата.

Камерная музыка.

Барочный стиль (причудливый).

Тема 12.

Формы вокальной музыки

Ария, Ариозо, Ариэтта, Песня, Элегия, Баллада, Мадригал, Монолог, Речитатив, Дуэт, Трио, Квартет, большие финалы с хором. Романс,

Серенада.

Тема 13.

Знаменитые оперы

Обзор известных опер зарубежных и русских композиторов.

Тема 14.

Мировые оперные театры

Ла Фениче, Венеция.

Ла Скала, Милан.

Ковент Гарден, Лондон.

Лирическая опера Чикаго.

Английская национальная опера, Лондон

Арена ди Верона.

Метрополитен Опера, Нью-Йорк.

Сан-Карло, Неаполь.

Большой театр, Москва.

Гранд-Опера, Париж.

Берлинская государственная опера.

Лос-Анджелес Опера.

Мариинский театр, С-Петербург.

Театр Колон, Буэнос-Айрес

Римская Опера.

Австралийская опера, Сидней.

Опера Монте-Карло.

Опера Монпелье.

Опера Бастиль, Париж.

Венская государственная опера.

Тема 15.

Оперные певцы

Тито Гобби.

Марио Дель Монако.

Мария Каллас.

Лучано Паваротти.

Рената Тебальди.

Дмитрий Хворостовский.

Федор Шаляпин.

Джоан Сазерленд.

Тита Руффо.

Франко Корелли.

Ирина Архипова.

Елена Образцова

Пласидо Доминго.

Монтсеррат Кабалье.

Анна Нетребко и др.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск