Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 173.36 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации30.07.2013
Размер173.36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии




Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ


На заседании кафедры истории философии ЮФУ Декан факультета

Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«___»____________200 г. __________________________

Зав.кафедрой________________ __________________________

«____»_______________200 г.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «Современное религиозное мировоззрение»

вузовского компонента цикла ОПД

по специальности 030101 (020100) ФИЛОСОФИЯ





Составитель –


Преподаватель Раевский А.Н.

Ростов-на-Дону


2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Стр.

  1. Пояснительная записка

3

  1. Учебно-тематический план

4

  1. Программа элективного курса

5

  1. Вопросы к зачету

11

  1. Глоссарий

12



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи спецкурса. Элективный курс «Современное религиозное мировоззрение» предназначен для студентов философского факультета ЮФУ. Цель и задачи спецкурса определяются необходимостью углубленного рассмотрения механизмов взаимовлияния, взаимодействия и одновременно дифференциации современного синкретичного религиозного мировоззрения. Современное религиозное мировоззрение обладает как элементами со свойствами мифологии, которые относится к типу сознания, основанному на чувственно-символических образах, так и элементами относящимися к рациональному сознанию. Спецкурс направлен на развитие идеи о том, что современная массовая культура, вырабатывает особый тип религиозного мировоззрения.

Цель спецкурса состоит в выявлении специфики современного религиозного мировоззрения, выяснении роли и места религиозных представлений в системе культурных взаимосвязей.

Основными задачами курса являются:

  • определение основных гносеологических принципов изучения мировоззрения;

  • рассмотрение взаимоотношений религиозности и массовой культуры;

  • проведение типологии религий и религиозных систем;

  • установление принципов построения картины мира современным человеком;

  • определение роли религии в мировоззрении современного человека;

  • сравнение религиозного и научного мировоззрения.


Место и роль данного элективного курса обусловлены тем, что он обеспечивает высокий теоретический уровень подготовки специалистов по направлению «философия» так как дает знания о религиозном мировоззрении как важном компоненте массовой культуры ХХI века. Данный спецкурс связан с нормативными дисциплинами учебного процесса, такими как культурология, история религии, а также со специальными образовательными курсами, предусмотренными для студентов специализирующихся по кафедре философия религии.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА




Наименование

темы

Количество часов

1.

Формы Мировоззрения.

4

2.

Медиарелигиозность.

2

3

New Age (различное пониманание термина, история )

6

4

Магические и эзотерические представления в современном религиозном мировоззрении.


4

5

Религиозный туризм.

2

6

Квазирелигии и религии пародии.

2

7

Религия и образование.

2

8

Современное православие как форма мировоззрения

4

9

Религиозное и научное мировоззрение

2

10

Религиозное мировоззрение и современные средства коммуникации.

4




Итого

32



III. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

1. Формы Мировоззрения.

Определение мировоззрения. Три основные формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Соотношение веры и разума в современном мировоззрении. Религиозная ситуация в России. Методологические проблемы изучения внеинституциональной религиозности и современного религиозного мировоззрения.

Литература:

    1. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. – М., 1998.

    2. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. – М., 2005

    3. Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М.: Академический проект, 2006.

    4. Религиозная жизнь России, опыт систематического описания. В 4 томах. М:. Университетская Книга, Логос, 2006; т. 4

    5. Религия, философия и наука в западной цивилизации (опыт историко-методологического исследования). Моногр. СПб.: Из-во СПГУТД, 2006. - 192 с.

    6. Смыслы мифа: мифология в истории культуры / Сост. М.М. Шахнович. – СПб.: изд-во С.-Петербургского философского общества, 2001.

    7. Топорков А.Л. Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное восприятие // http://www.ruthenia.ru/folklore/www.ruthenia.ru/folklore/toporkov1.htm

    8. Щипков А. В. Во что верит Россия; - Изд-во РХГИ. Санкт-Петербург. 1998.

    9. Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2006

    10. Яблоков И.Н.. Религиоведение. - М. Книжный дом «Университет», 2001.


Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение термина «Мировоззрение».

  2. Поясните, чем отличаются основные формы мировоззрения?

  3. В чем заключается проблема изучения внеинституциональной религиозности?

  4. Как бы вы охарактеризовали религиозную ситуацию в современной России?



2. Медиарелигиозность: концепция Рыжова.

Религия как подсистема культуры. Соотношение массовой культуры и религиозности. Основные характеристики массовой культуры и неомифологий. Герой как объект поклонения в массовой культуре. "Медиарелигиозная" картина мира. Особенности отношения современной музыки и религии.

Литература:

  1. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. –
    М.: Смысл, 2006. – 328 с.

  2. Рыжов Ю.В. Медиарелигиозность: основа будущей религии? // Человек, 2006, № 4. С.119-126

  3. Андреева Е.Ю. Актуальное искусство ХХ века и религиозное сознание // Религиоведение, 2005, № 1. С. 99-117.

  4. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества.

  5. Вавилонская башня. "Новое религиозное сознание" в современном мире. Сб. статей. М., 1997

  6. Щедрина Е.А. Художественная культура постмодерна как фактор социального воздействия на религиозное сознание и психическое здоровье человека // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: сборник научных работ под ред. П.Т.Петрюка, Р.Б. Брагина. – Харьков, 2006. – Т.4.

  7. Википедия, свободная энциклопедия Статья «Метал» // http://ru.wikipedia.org/


Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое массовая культура, какими характеристиками она обладает?

  2. Поясните роль образа героя в современной массовой культуре?

  3. Как связаны религия и массовая культура?

  4. Как бы вы охарактеризовали соотношение музыки и религии в современном обществе?



3. New Age

Различное понимание термина. New Age в узком и широком смысле. Духовные течения предшествующие New Age. Понятие культовой среды. New Age как культовая среда. История возникновения движения. Трансформации движения New Age. Закономерности эволюции религиозности New Age. Идея «Достижения», как центральная идея в New Age. Российские и зарубежные New Age группы. Cпецифические отличия системы New Age.

Литература:

  1. Баркер А. Новые религиозные движения. – СПб.: РХИ, 1997.- 282с

  2. Викепедия:Свободная энциклопедия // http://www.wikipedia.org/ статья «New Age»

  3. Воробьева В.М «Нью Эйдж» и религиозные исследования: случай России\\ Религоведение 2004 № 4

  4. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и государство. — Красноярск, 2002.

  5. Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. — 1-е изд. — НН: Издательство Братства Во Имя Святого Князя Александра Невского, 2000

  6. Друнвало М. Цветок Жизни т.1 - Киев: София. Т. 1 – 2000.

  7. Локхаас Ф.Х. «Движение Нью Эйдж»// http://www.blagovestnik.org/books/00151.htm

  8. Новый Век (New Age) в русской версии // http://www.dvpt.ru/?page=analytics014

  9. Таевский Д.А. Синкретические религии и секты. Словарь-справочник. – М.: INTRADA, 2001.

  10. Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2006

  11. "Эра Водолея": Навстречу Новому Мировому Порядку // http://www.dvpt.ru/?page=analytics026

  12. Яблоков И.Н.. Религиоведение. - М. Книжный дом «Университет», 2001

Вопросы для самопроверки:

  1. Почему сложно дать определение движению «Нью Эйдж»

  2. Что такое «ченелинг» и «визуализация» в движении «Нью эйдж»?

  3. Дайте определение движения «Нью эйдж» в широком и узком значении?

  4. Какие проявления идей Нью Эйдж в современном религиозном мировоззрении вы бы могли привести в пример?


4. Магические и эзотерические представления в современном религиозном мировоззрении.

Современная магия и современные оккультные практики. Мистика как культурная традиция. Новая волна интереса к мистике на западе. Феномен новой религиозности. Магические и мистические представления в современном религиозном мировоззрении.

Литература:

  1. Антес П. Религии современности. История и вера. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304с.

  2. Вандерхил, Э. Мистики ХХ века: Энциклопедия; - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  3. Гуревич П.С. Мистика как культурная традиция//Общественные науки и современность, №5, 1994.

  4. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм?; - Издательство: Издательство политической литературы, 1984 г.

  5. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России /материалы «круглого стола»/ // Вопросы философии. – 1996. - № 12

  6. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. – Ростов-на-Дону: Из-во миссионерского отдела МП РПЦ, 1998.

  7. Шичанина Ю.В. Современные оккультные практики или новый образ герметизма//Эзотерическая философия: от герметизма к теософии в 2 т., сборник научных статей под ред. д. ф. н. Мирской Л. А. - Р.-н.-Д., 2002.

  8. Рор В. Эзотерика для начинающих: пути души: пер. с нем. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

  9. Фаликов Б.З. Культы и культура. От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. - М.: РГГУ, 2007

  10. Эпштейн М. Новое сектанство. – М., 1994.

  11. Золотухина-Аболина Е.В. Эзотерика для непосвященных или нерасколдованный мир; М: Золотое сечение, 2009

  12. Эзотерический Ростов. Интернет портал. \\ http://www.ezorostov.ru/


Вопросы для самопроверки:

    1. Дайте определение терминам «мистика», «магия», «эзотерика»?

    2. Каковы причины популярности эзотерических идей в наше время?

    3. Какие культурные традиции оказали влияние на современную эзотерику?

    4. Исчезнет ли интерес к мистике и эзотерике с развитием науки?



5. Религиозный туризм.

Традиционный религиозный туризм. Представление о особых местах паломничество в обществе. Эзотерический туризм. Дольмены реки Жене и другие дольменные группы. Тенгрианский храм Аркаим.

Литература:

  1. АРКАИМ : Историко-культурный заповедник областного значения "Аркаим" \\ http://www.arkaim-center.ru/

  2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. \\ http://tourlib.net/books_tourism/babkin02.htm

  3. Википедия свободная энциклопедия, статья Дольмен \\ http://ru.wikipedia.org

  4. Монастыри Русской православной церкви: Справочник путеводитель. - М., 2001.

  5. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники: Учеб. пособие. - Брянск, 1997.

  6. Христов Т.Т. Религиозный туризм; - М 2008.


Вопросы для самопроверки:

    1. Приведите пример объектов традиционного религиозного туризма?

    2. В чем специфика эзотерического туризма?

    3. В чем заключаются опасности и какие перспективы у религиозного туризма?



6. Квазирелигии и религии пародии

Проблема определения границ религиозности объединения. Виды культов: аудиторные, институциональные и клиентурные культы. Группы по улучшению здоровья. Психологические тренинги и их взаимосвязь с восточными религиями. Религии пародии. Летающий Макаронный Монстр и его представление в медиазоне. Джедаизм как культурный феномен.

Литература:

  1. Википедия, свободная энциклопедия статья «Лета́ющий Макаро́нный Монстр» «Чайник Рассела» «Саентология» // http://ru.wikipedia.org/ .

  2. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и государство. — Красноярск, 2002.

  3. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // http://www.rlinfo.ru/doc/new/fz97-125.html

  4. Журнал Эзотера // http://ezotera.ariom.ru/

  5. Тибетская медицина. // http://tibet-med.narod.ru/

  6. Религиоведение/ под ред. М.М. Шахнович СПб., 2008 стр. 333 - 346

  7. Рор В. Эзотерика для начинающих: пути души: пер. с нем. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2001

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем проблема определения границ религиозного объединения?

  2. Приведите пример религиозного объединения и пример объедиения которое трудно отнести к тому или иному типу?

  3. В чем заключается специфика групп по улучшению здоровья?

  4. Является ли джедаизм и пастафарианство религиями?


7. Религия и образование.

Роль образования в формировании религиозных представлений. История изменений взаимоотношения школы и церкви в России. Религия и школа в современной России, ОПК и спор вокруг него. Развитие теологических факультетов. Образовательная деятельность РПЦ.

Литература:

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры М: Издательский дом “Покров”, 2003

  2. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // http://www.rlinfo.ru/doc/new/fz97-125.html

  3. Государственный образовательный стандарт по специальности 020500 Теология

  4. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Новое литературное обозрение, 2006

  5. Подборка статей посвященных ОПК // http://scepsis.ru/tags/id_72.html

  6. Википедия свободная энциклопедия, статья ОПК \\ http://ru.wikipedia.org

  7. Споры вокруг преподавания ОПК и курса ДНК (духовно-нравственной культуры) в российских школах // http://www.religare.ru/25_318.html


Вопросы для самопроверки:

    1. В чем опасность и какие положительные стороны введение ОПК в школах?

    2. Как бы вы охарактеризовали степень вовлеченности религиозных программ в систему образования?

    3. Что вы можете рассказать о истории взаимоотношения церкви и школы в России?

    4. Какова роль образования в формировании религиозных представлений?



8. Современное православие как форма мировоззрения.

РПЦ и проблемы воцерковления. Политизация православия. Православие как идеология. РПЦ и альтернативное православие. РПЦ в условиях конкуренции. Трансформация традиционных христианских религиозных представлений в современной культуре.

Литература:

  1. Ршювич А. Б. Христианская идеологии, организация христианской церкви. М., 1990.

  2. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Новое литературное обозрение, 2006.

  3. Митрофанова А. В. Политизация православного мира. М. Наука. 2004.

  4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / / Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. 2000. № 8.

  5. Тарусин М. Исследование "Религия и общество" Институт общественного проектирования, отдел социологии, Москва, 2005 г. // http://www.religare.ru/book502.htm

  6. Яхонтова Е. С. Православная церковь как социальный институт в современном информационном пространстве; - СПбИВЭСЭП, СпБ, 2008.


Вопросы для самопроверки:

    1. В чем заключается проблема воцерковленности?

    2. В чем опасность политизации православия?

    3. Какие трансформация традиционных христианских религиозных представлений происходят в современной культуре?



9. Соотношение религиозного мировоззрения и науки.

Соотношение веры и разума в науке и религиозном мировоззрении. Общественная роль религиозного мировоззрения и науки. Поиски пересечений. Паранаука и научные религии. «Физика Дао» Капры, трансперсональная психология, интегральная философия как примеры сближения двух картин мира.

Литература:

  1. Гайденко П. Бытие и разум //Вопросы философии. 1997. №7

  2. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? М., 1993.

  3. Друри Нэвил, Трансперсональная Психология - Львов 2001 г.

  4. Дао физика; Капра Ф.; М., София; 2008 г.;

  5. Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии, 2007, №2.

  6. Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в ХХ веке. – М., Мысль, 1990

  7. Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления // Под редакцией И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. - СПб., 1999.

  8. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. – 4-е изд. – СПб., 2005

  9. Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие: пер. с англ. – М.: ООО «издательство АСТ», 2004 г.


Вопросы для самопроверки:

      1. В чем основные отличия между научной и религиозной картиной мира?

      2. Что такое паранаука?

      3. Является ли трансперсональная психология наукой?

      4. Что вы знаете о интегральной философии К. Уилбера?



10. Религиозное мировоззрение и современные средства коммуникации.

Роль Интернета в формировании современного религиозного мировоззрения. Церковь и СМИ. Религозные порталы и глобальные форумы. Нетрадиционная религиозность и Интернет. Православное телевидение и радио.

Литература:

  1. Религия и Сми, информационный портал. \\ http://religare.ru/

  2. Религия в информационном поле российских СМИ" МГУ им. М. В. Ломоносова,
    факультет журналистики Москва, 2002

  3. Розин В. М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации. // Общественные науки и современность 1997. №3.

  4. Религиозная журналистика: цели, задачи, проблемы сборник публикаций // http://www.religare.ru/25_15.html

  5. Секты и оккультизм в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам // http://www.religare.ru/2_51297.html

  6. Яхонтова Е. С. Православная церковь как социальный институт в современном информационном пространстве; - СПбИВЭСЭП, СпБ., 2008


Вопросы для самопроверки:

  1. Какова роль интеренета в социализации современного россиянина?

  2. Как позиционируется НРД в Интернете?

  3. Какова деятельность РПЦ в медиапространстве?


VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Определение мировоззрения. Три основные формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

  2. Методологические проблемы изучения внеинституциональной религиозности и современного религиозного мировоззрения.

  3. Место и роль религии в современной России.

  4. Соотношение массовой культуры и религиозности.

  5. «Медиарелигиозная» картина мира.

  6. New Age в узком и широком понимании термина.

  7. История возникновения движения New Age.

  8. Закономерности эволюции религиозности New Age.

  9. Специфические отличия системы New Age.

  10. Мистика как культурная традиция.

  11. Магические и мистические представления в современном религиозном мировоззрении.

  12. Традиционный религиозный и эзотерический туризм.

  13. Квазирелигии и религии пародии

  14. Роль образования в формировании религиозных представлений.

  15. Образовательная деятельность РПЦ.

  16. РПЦ и проблемы воцерковления.

  17. Трансформация традиционных христианских религиозных представлений в современной культуре.

  18. Общественная роль религиозного мировоззрения и науки.

  19. Диалог науки и религиозного мировоззрения.

  20. Роль СМИ в формировании современного религиозного мировоззрения

ГЛОССАРИЙ
Анимизм – вера в наличие у человека, животных, растений некоего начала, независимого от тела, – души.

Антиклерикализм – воззрение, выступающее против притязаний религиозных организаций на господствующее положение в обществе, а также против распространения религии на другие сферы духовной жизни: образование, мораль, государственную идеологию.

Атеизм – отрицание религиозной веры и культа и утверждение самосущности мира и самоценности человека.

Ваххабизм – религиозно-политическое движение в исламе за возврат к нормам жизни раннего ислама; отличается крайним фанатизмом и религиозной нетерпимостью, вследствие чего используется экстремистами.

Глоссолалия – неречевые звуки находящегося в молитвенном экстазе человека, признаваемые верующими говорением Богом на особом языке.

Деноминация – религиозная организация, занимающая промежуточное положение между церковью и сектой: более многочисленна, чем секта, но менее, чем церковь, существует намного дольше, чем секта, но менее, чем церковь и т. д.

Догмат – институционально санкционированное непреложное положение вероучения.

Ересь – учение, нарушающее традиционную христианскую догматику.

Инициации – возрастно-половые посвятительные обряды.

Конфессия – общность последователей одного вероисповедания.

Культ – первое значение совокупность религиозных действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать на сверхъестественный объект, чтобы добиться его расположения к себе.

Культ – значении формы религиозной организации – особая форма религиозной организации – незначительная по количеству последователей и имеющая не устоявшуюся догматику (в отличие от секты)

Культовая среда – термин введенный Колин Кэмпбел для обозначения прослойки общества проявляющей интерес к эзотерике, инопланетянам, нетрадиционной форме лечения и развития магических способностей, но не состоящей в конкретной религиозной организации а переходящей от одного культа к другому

Литургия – главная форма богослужения в традиционном православном христианстве.

Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные отношения между естественными объектами.

Месса – католическая литургия.

Монотеистические религии – религии единобожия.

Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире.

Мировые религии – религии, объединяющие людей разных национальностей и государств – христианство, ислам, буддизм.

Национальные религии – религии, последователи которых принадлежат преимущественно к одной национальности или являются гражданами одного государства.

Новые (Нетрадиционные) религии – религиозные течения, распространившиеся во второй половине ХХ в. и представляющие синтез элементов разных религий, мифологических систем, научных знаний.

ОПК – основы православной культуры – курс разработанный для преподавания в школе.

Религиоведение – комплексная дисциплина, которая изучает не отдельные проявления религии в тех или иных сферах человеческой жизнедеятельности, а религию в целом.

Религиозная деятельность – деятельность, направленная на сверхъестественное, либо осуществляемая по поводу сверхъестественного.

Религиозная организация – сообщество верующих, исповедующих какую-либо конкретную религию.

Религия – система представлений и действий, основанных на вере в сверхъестественное.

Ритуал – исторически сложившаяся форма символического поведения.

Политеистические религии – религии многобожия.

Секта – религиозная организация, оппозиционная по отношению к господствующей церкви. Обычно малое религиозное объединение.

Сверхъестественное – постулируемая религиозным сознанием реальность, не подчиняющаяся причинным зависимостям материального мира, законам природы и общества.

Свобода вероисповедания – право исповедовать любую религию, менять свои религиозные убеждения и переходить из одной религиозной организации в другую, индивидуально либо совместно с другими людьми совершать религиозные ритуалы, в том числе и публичные.

Свобода совести – свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, распространять свои убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свободомыслие – право человека руководствоваться в выборе тех или иных духовных ценностей только собственным разумом.

Секуляризация – 1) обращение церковной собственности (главным образом, земли) в государственную; 2) политика, призванную уменьшить роль церкви в общественной жизни; 3) освобождение искусства, морали, науки, философии от диктата религиозных догм.

Таинство – главное культовое действие в традиционном христианстве, направленное на стяжание божественной благодати.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь и кровную близость родовой группы с каким-либо животным или растением.

Уния – объединение какой-либо восточной христианской церкви с Римско-католической, в результате которого первая сохраняет свою обрядность и литургический язык, но признаёт католическое вероучение.

Фетишизм – наделение материальных предметов сверхъестественными свойствами.

Церковь – религиозная организация, принадлежность к которой определяется, как правило, традицией; организация, имеющая долгую историю существования, собственный административный аппарат и учреждения, напрямую не связанные с культовой деятельностью.

Шаманизм – вера в возможность непосредственного общения с духами, которое осуществляется определенными лицами (шаманами) в экстатическом состоянии.

Шариат – система религиозно-правовых норм, регулирующих все стороны жизни мусульман.

Экуменизм – движение за объединение всех христианских направлений в рамках единой догматики.

Язычество – 1) политеистическая национальная религия; 2) духовная культура народов до принятия ими христианства или ислама.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»...
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»...
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное...
Базовый учебник: Перышкин А. В., физика 7кл.: учеб для общеобразоват учреждений. – 12-е изд.,– М.: Дрофа, 2010г
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методическая разработка по практическим занятиям по курсу «Гражданское право ч. 1». Таганрог: Изд-во трту. 2006. 47с
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания разработаны кандидатом экономических наук,...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск