Скачать 0.64 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа-интернат № 7 «Московский казачий кадетский корпус» имени М.А. Шолохова (ГБОУ кадетская школа-интернат № 7 Московский казачий кадетский корпус) 109462 г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, д.28, тел/факс:175-32-83,E-mail: info@moskadet.ru ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Автор программы Николаева Елена Васильевна Тел. 8-905-581-50-71 e-mail: neva-75@yandex.ru Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность программы. 1.2. Специфика воспитательной системы кадетского подразделения 1.3. Цель и задачи программы 1.4. Законодательная база программы 1.5. Методологическая база программы. 2. Направления воспитания 2.1. Учебно-познавательное направление; 2.2. Гражданско-патриотическое направление; 2.3. Духовно-нравственное направление; 2.4. Здоровьесберегающее направление; 2.5. Художественно-эстетическое направление; 2.6. Этнокультурное направление; 2.7. Сотрудничество с социумом и семьей. 3. Ожидаемый результат реализации программы. 4. Критерии реализации программы. 5. Мониторинг результатов реализации программы. 6. Приложения. Приложение 1. Система управления подразделением кадетского корпуса. Приложение 2. Направления воспитательной работы. Приложение 3. Программа воспитательной работы классного руководителя «Технология интеллектуальной деятельности». Приложение 4. Диагностические материалы. Приложение 5. Методические материалы. 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы. Поиск оптимального варианта воспитательно-образовательной модели, сочетающей исторические ценности и традиции, современные достижения в сфере образования и в то же время позволяющей решать наряду с образовательными и многочисленные социальные проблемы детства, привел к возрождению в России системы кадетского образования. Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетских корпусов перспективы возрождения и укрепления государственности, воспитания истинных патриотов страны. В настоящее время кадетские корпуса ставят своей главной задачей широкую и разностороннюю подготовку юношей к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, воспитание и обучение образованных, квалифицированных работников – нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу своей Родины. Обучение в кадетском корпусе начинается с 5 класса. Следует отметить, что дети, попадая в такие учебные заведения, живущие по воинским уставам, оказываются в условиях повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, в новых, непривычных социальных условиях. Специфичными для кадетских корпусов являются следующие особенности жизнедеятельности кадет: обучение в закрытом образовательном учреждении интернатного типа, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу, жесткая регламентация распорядка дня, преобладание групповых видов деятельности, подчинение и субординация, необходимость совмещения учебной деятельности с выполнением служебных, бытовых обязанностей, с получением дополнительного образования. Перед мальчиками в кадетском корпусе стоят взрослые задачи:
Включению в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психолого-педагогических проблем, которые образовались задолго до поступления в кадетский корпус. В кадетском корпусе учатся дети, родители которых погибли во время боевых действий, умерли или оставили ребенка на попечение родственников. Выше перечисленные особенности предполагают создание особой воспитательно-образовательной системы, способствующей личностному развитию юношей. 1.2. Специфика воспитательной системы кадетского подразделения Образовательная и воспитательная система кадетского учебного заведения должна способствовать личностному развитию мальчиков и юношей, отражать следующие специфические особенности:
Воспитательная программа призвана стать организационной основой воспитательной политики классного руководителя и офицера-воспитателя в условиях кадетской школы-интерната. Программа определяет приоритетные направления развития системы воспитания в кадетском подразделении (Приложение 2). Программа была апробирована в 2009-2012 гг. в ГБОУ кадетской школе-интернате №7 «Московский казачий кадетский корпус» им. М.А. Шолохова. В 2011 году была представлена на конкурсе «Панорама воспитательных систем: проекты, модели, программы развития», где заняла первое место на окружном, городском и всероссийском уровнях. 1.3. Цель программы: содействие формированию личности воспитанников в духе православия, верности традициям российского казачества, любви к Отечеству, почитания родителей; личности, умеющей ориентироваться в общественной обстановке, обладающей собственными суждениями и взглядами, ответственной за свои поступки и действия перед собой, близкими людьми, обществом и окружающей природой. Задачи: 1. Создание условий для сознательного отношения воспитанников кадетского подразделения к учебе, для развития социальной активности. 2. Формирование чувства принадлежности к коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы дружбы и товарищества. 2. Создание условий для воспитания качеств гражданина и патриота Отечества. 3. Содействие сохранению духовно-нравственного здоровья юношей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 4. Формирование у кадетов понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни. 5. Обеспечение комфортного проживания ребенка вне семьи. 6. Организация взаимодействия педагогического коллектива и родителей в процессе воспитательной работы. 1.4. Нормативно-правовая база программы:
1.5. Методологическая база программы. Реализация программы возможна только при активном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса: учителей-предметников, офицеров-воспитателей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей, готовых к интеграции многообразных подходов в своей педагогической деятельности.
2. Направления воспитания 2.1. Учебно-познавательное направление. Цель: формирование общей и интеллектуальной культуры кадетов. Задачи:
Формы и методы. Посещение уроков. Самоподготовка. Курс «Технология интеллектуальной деятельности» (Приложение 3). 2.2. Гражданско-патриотическое направление. Цель: воспитание личности гражданина и патриота. Задачи:
Формы и методы. Классный час «Великие подвиги великого народа», «Российские нобелевские лауреаты». Парад в честь 71-годовщины Парада 1941 года на Красной площади. Встреча с выпускниками 1 роты. Встреча с представителями ЦКВ и СКР. Встреча с ветеранами ВОВ. Занятия в школе младшего командира. 2.3. Духовно-нравственное направление. Цель: социально-педагогическая поддержка процесса становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи:
Формы и методы. Православные беседы. Празднование дня св. Сергия Радонежского. Посещение Свято-Данилова, Донского Николо-Перервинского монастырей. Встреча с Патриархом Московским и Всея Руси Кирллом. 2.4. Здоровьесберегающее направление. Цель: формирование у кадетов потребности в здоровьесбережении и здоровьеразвитии. Задачи:
Формы и методы. Классные часы на темы «Скажи «нет!» наркотикам», «Куда уходит время? Или тайм-менеджмент в условиях кадетского корпуса», «Познай себя и ты познаешь весь мир». Участие во Всероссийской игре «Казачий сполох», организация занятий в кавалерийской школе СКР и ЦКВ. Турнир 1 роты по индивидуальному владению шашкой. Турнир 1 роты по шашкам и шахматам. 2.5. Художественно-эстетическое направление. Цель: формирование у кадетов понимания значимости красоты и культуры в жизни человека. Задачи:
Формы и методы. Организация посещения кружков, творческих студий в системе дополнительного образования. Осенний бал. Рождественский бал. Концерт ко Дню учителя, «Защитника Отечества», концерт «Любимым женщинам». 2.6. Этнокультурное направление. Цель: воспитание личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур. Задачи:
Формы и методы. Ролевая игра «Как сделать другого другом». Цикл классных часов «Мозаика культур». Конференция «Долг, честь, Отечество, польза: роль казачества в истории России». Встреча с представителями ЦКВ и СКР. 2.7. Сотрудничество с социумом и семьей. Цель: развитие воспитательного пространства кадетского подразделения. Задачи:
Формы и методы. Родительские собрания, родительские конференции, Родительский лекторий. Индивидуальная работа с родителями, использование современных образовательных технологий e-mail, skupe, isq, sms. 3. Ожидаемый результат Комплексная реализация воспитательной программы, достижение поставленных целей всеми субъектами воспитательного процесса, в конечном итоге, направлены на формирование модели воспитанника кадетской школы-интерната, представляемой, как личность, которой присущи следующие качества:
4. Мониторинг результатов реализации программы
6. Литература 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы», М.: 2011. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения). 3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24. 4. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001. 5. КараковскийВ.А., НовиковаЛ.И., СеливановаН.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М., 2000. 6. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002. 7. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998.- 222с. 8. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с. 9. Степанов П.В., Григорьев, Д.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с. 10. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с. Приложение 1 Приложение 2
Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа-интернат № 7 «Московский казачий кадетский корпус» имени М.А. Шолохова (ГБОУ кадетская школа-интернат № 7 Московский казачий кадетский корпус) 109462 г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, д.28, тел/факс:175-32-83,E-mail: info@moskadet.ru ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Автор программы Николаева Елена Васильевна Тел. 8-905-581-50-71 e-mail: neva-75@yandex.ru Содержание программы 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы 1.2. Цель и задачи программы. 2. Содержание программы 2.1. «Организация самостоятельной познавательной деятельности» 2.2. «Основные способы и методы усвоения знаний» 2.3. «Приемы и методы подготовки к нестандартным урокам» 2.4. «Источники научной информации и их использование» 2.5. «Приемы и методы работы с текстовыми источниками» 2.6. «Приемы и методы составления конспекта» 2.7. «Приемы и методы исследования научной проблемы» 2.8. «Культура и техника речи» 3. Формы реализации программы 4. Ожидаемые результаты 5. Литература. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность программы. Необходимость включения в воспитательную работу программы «Технология интеллектуальной деятельности» связано с постоянно растущей ролью информации в жизни современного общества, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей учебной и профессиональной деятельности. В кадетском корпусе в условиях жесткой регламентации распорядка дня, преобладания групповых видов деятельности, необходимости совмещения учебной деятельности с выполнением служебных, бытовых обязанностей, с получением дополнительного образования несформированность навыков самостоятельной учебной деятельности приводит к снижению учебной мотивации, низкой успеваемости, прогрессированию чувства неуспешности, повышению агрессии. Все эти факторы определяют необходимость уделить особое внимание организации самостоятельной учебной деятельности. И важнейшая задача классного руководителя в кадетском корпусе - помочь кадетам овладеть приемами самоорганизации, методами мыслительной деятельности 1.2 Цель программы - дать воспитанникам кадетской школы-интерната тот минимальный объем знаний по научной организации умственного труда, который может реально потребоваться им в жизни, а также помочь в формировании навыков рационального использования рабочего времени во время самоподготовки. Задачи:
Формы реализации программы
2. Содержание программы Программа состоит из 7 модулей:
Реализация данной всей программы возможна в течение всего срока обучения с 5 по 11 класс, а также отдельными модулями по выбору классного руководителя. 2.1. В теме «Организация самостоятельной познавательной деятельности» раскрываются научные основы, приемы, методы организации самообразования и самосовершенствования, а также формы и методы самостоятельной работы по повышению интеллектуального уровня. Особое внимание уделяется проблеме эффективного использования своего рабочего времени - как главного фактора успешной деятельности человека в век ускорения научно-технического прогресса. Тема нацелена на формирование устойчивой положительной мотивации по самореализации личности, на выявление и развитие врожденных задатков каждого кадета, на осознание своей индивидуальности. 2.2. Тема «Основные способы и методы усвоения знаний» посвящена изучению законов правильного мышления, освоению и применению на практике техники получения новых знаний, конструированию рациональных способов решения мыслительных проблем. В силу этой своей ориентации данная тема самым тесным образом связана с такими науками как практическая логика и психология. Тема дает большие возможности для развития у кадетов интеллектуальных способностей, абстрактно-логического и творческого нестандартного мышления. 2.3. В теме «Приемы и методы подготовки к нестандартным урокам» кадеты знакомятся с методикой подготовки и участия в нетрадиционных занятиях, отрабатывают практические навыки работы в аудитории. Данная тема способствует развитию коммуникативных способностей подростков, приобщает их к культуре общения со сверстниками. 2.4. |