Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование
________________________________________________________
0352.01.02;МУ.01;2
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (ДЛЯ I СЕМЕСТРА)
МОСКВА 2009
Разработано: А.Л. Дымовой, канд. пед. наук, доц.;
Р.В. Чернышовой
Под ред. О.Я. Боксера, д-ра мед. наук, проф., акад. РАМТН, засл. деятеля науки РФ
Рекомендовано Учебно-методическим
советом в качестве учебного пособия
для студентов СГА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (ДЛЯ I СЕМЕСТРА)
Предназначены для использования студентами при проведении учебно-тренировочных занятий по физической культуре для I семестра.
Для студентов Современной Гуманитарной Академии
_____________________________________________________________________________________
© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Общие положения 5
2. Содержание практического раздела базового и инновационного компонентов учебной программы 6
3. Организация учебно-тренировочных занятий в Оздоровительно-физкультурном центре 8
4. Основы построения учебно-тренировочных занятий в учебных отделениях 10
4.1. Занятия в основном учебном отделении 11
4.1.1. Структура учебно-тренировочных занятий в основном учебном отделении 14
4.1.2. Структура учебно-тренировочного занятия в Оздоровительно-физкультурном центре 16
4.2. Занятия в спортивном учебном отделении 16
4.3. Занятия в специальном учебном отделении 18
5. Специфика занятий отдельными видами спорта 19
6. Оздоровительные системы 28
7. ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
1. Общие положения
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманитарного воспитания студентов. Как учебная дисциплина она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Дисциплина «Физическая культура» входит в перечень обязательных дисциплин государственного образовательного стандарта для студентов очной формы обучения.
Количество учебных часов для каждого направления обучения – 408 часов.
Обучение представляет собой освоение трех основных разделов учебной программы по физической культуре (теоретического, практического, контрольного) с подведением итоговой аттестации.
В СГА в соответствии с действующей утвержденной учебной программой по дисциплине «Физическая культура» студенты I–IV курсов очной формы обучения должны освоить практический раздел, который реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.
Для освоения практического раздела программы все студенты делятся на основное, специальное и спортивное учебные отделения. Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студентов.
В основное учебное отделение зачисляются студенты, не имеющие ограничений по состоя-нию здоровья (основная и подготовительная группы).
В спортивное учебное отделение зачисляются студенты, имеющие высокую физическую и техническую подготовку в избранном виде спорта.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья (специальная медицинская группа).
Практические занятия в учебных отделениях проводятся:
- по учебному расписанию;
- по индивидуальному графику студента;
- факультативно.
Занятия проводятся в учебных группах, не менее 2-х раз в неделю, продолжительность занятия – 2 академических часа.
Для получения зачета по практическим занятиям методико-практическим и учебно-тренировочным необходимо набрать установленное программой количество часов учебных занятий в соответствии с расписанием.
В требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования1 указано, что методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.
Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов. На учебно-тренировочных занятиях используются системы специальных физических упражнений, а также упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной подготовки, оздоровительные упражнения, упражнения на тренажерах. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности; достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков; формированием устойчивого отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
Основными задачами учебно-тренировочных занятий являются:
1. Развитие физических и психомоторных качеств, формирование двигательных умений и навыков.
2. Повышение уровня здоровья и физической работоспособности.
3. Содействие устранению нарушений, связанных с заболеваниями, развитие компенсаторных механизмов, повышение устойчивости организма к факторам внешней среды.
Помимо перечисленных задач по Государственному стандарту, для студентов СГА предусмотрено:
• ознакомление с особенностями занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и с методикой проведения обследования студентов в кабинете тес-тирования физической подготовленности (ТФП) или в здравпункте Оздоровительно-физкультурно-го центра (ОФЦ) Научно-исследовательского института оздоровления учащихся (НИИ ОУ) СГА;
• составление индивидуальной программы коррекции осанки и телосложения;
• приобретение практических умений и навыков по методикам проведения самомассажа, гидро- и вибромассажа; метеобарозакаливания; гидро- и аэротерапевтических процедур и лечебного применения длинноволнового ультрафиолетового облучения; оказания доврачебной помощи при внезапных заболеваниях, травмах, ожогах, обморожениях.
|