Скачать 153.35 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федоровская ДШИ» Конспект урока по сольфеджио во 2 классе «Практическая семантика на уроке сольфеджио в ДШИ» (Веселые интервалы) подготовила преподаватель музыкально- теоретических дисциплин Кунафина Наталья Валерьевна г.п. Федоровский 2012 Цель урока:
Задачи (основные и практические) Основные задачи: 1.Обобщение, пройденных на уроках четверти, первичных семантических представлений учащихся об интервале как смысловой структуры текста. 2.Укрепление межпредметных связей сольфеджио с фортепиано. 3.Воспитание культуры творческого отношения юного исполнителя к музыкальному тексту. Практические задачи:
Тип урока: урок - обобщение и закрепление пройденного материала Жанр урока: репетиция к концерту Форма урока: показ результатов музицирующей деятельности в концертной форме Формы работы: интонационный этюд Виды деятельности: ролевые игры, ансамблевое музицирование в парах (в 4 руки), трио-составе, на 2-х фортепиано (6 исполнителей) Возраст учащихся: 3 класс ДШИ Методические приемы: ролевые игры, технология развертывания клавира в смысловую партитуру, диалог Оборудование: 2 фортепиано, парты, стулья, компьютер, экран, нотный материал, презентация слайд – программы. План урока I.Вступление, организационный момент II. Подбор репертуара (работа над интонационными этюдами) 1. Интонационный этюд «Плим»» 2. Интонационный этюд «Пони » 3. Интонационный этюд «Ежик» 4. Интонационный этюд «Ослик» 5. Интонационный этюд «Веселый трубач» 6. Интонационный этюд «Деревенский праздник 7. Интонационный этюд «Танцующие медвежата» 8. Интонационный этюд «Эхо в лесу» 9. Интонационный этюд «Лесная сцена» III. Заключение I. Вступление Добрый день, уважаемые слушатели, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока называется «Веселые интервалы». Вспомните, в этой четверти мы начали осваивать с вами новую увлекательную игру по названием « интонационный этюд» В ней мы учились находить главные ключевые интонации, разыгрывали музыкальные диалоги, участвовали в ролевых играх и ансамблевом музицировании. На примере содержания многих пьес фортепианного репертуара мы осваивали интервалы, которые выполняли в тексте роль главных, ключевых интонаций. Именно интервалы определяли в этих произведениях основное содержание и служили признаками присутствия в нотном тексте героев и персонажей. Сегодня на уроке я предлагаю вам подготовиться к заключительному концерту по итогам четверти, на который мы пригласим ваших родителей, преподавателей, где продемонстрируем свои навыки и умения по овладению секретами творчества. И для этого сегодня я предлагаю провести его репетицию. Репетиция – это не только веселая игра, но и серьезная работа. Не случайно это слово означает «повторять». Мы должны предупредить всех, что знакомые всем двухручные пьесы детского фортепианного репертуара прозвучат в переложении для разного исполнительского состава, что необходимым образом диктуется сюжетом и развитием действия (например, для 2-х роялей или для одного фортепиано в 2 и 4 руки). В аранжировках пьес будет преобладать ансамблевое музицирование, поскольку материал распределяется между участниками действия в ситуации ролевых игр. Ребята будут исполнять пьесы, читая нотный текст, написанный для 2-х рук фортепиано. II. Подбор репертуара (работа над интонационными этюдами) Ребята, давайте вспомним, какие интонационные этюды мы разучивали в течение четверти. Из них нужно будет выбрать самые лучшие и составить программу нашего большого заключительного концерта. Я предлагаю вам вспомнить интонационный этюд «Плим».
(Это главные, интонационные обороты с закрепленным значением, они обозначают героев и происходящие с ним события).
Слова. Есть такое ключевое слово и в стихотворении Ирины .Токмаковой «Плим». На экране высвечивается стихотворение, которое читает педагог: Я придумал слово, смешное слово – плим. Я повторяю снова: плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет плим, плим, плим. И ничего не значит – плим, плим, плим. Учитель проводит краткую беседу с учениками о ключевом слове стихотворения и его связи с героем:
На основе ритма стихотворения композитор сочинил мелодию, но оставил место для введения ключевой интонации. (На экране высвечивается нотный пример мелодии «Я придумал слово»). Учитель и ученик (в роли Плима) исполняют мелодию на фортепиано в диалоге.
На экране высвечивается нотный пример пьесы Мыльникова.
А теперь вспомните, ребята, в каком известном нам интонационном этюде признаком главного героя является интервал октава? На экране появляется нотный текст пьесы Берлина «Пони Звездочка» (Интонационный этюд №2 «Пони») Б.Берлин. «Пони Звездочка» Главный герой пьесы - маленькая лошадка по имени «Звездочка». Автор-композитор пронаблюдал за ее поведением на детском празднике. И нарисовал музыкальную сценку.
Интонационный этюд № 3 «Ежик» Итак, мы с вами знаем, что ключевые интервалы везде являются признаком присутствия в тексте героя На экране появляется нотный пример пьесы Д. Кабалевского «Ежик»
Этот интервал является ключевой, самой главной, интонацией пьесы, так как он чаще других появляется в тексте и более всего подходит к внешней характеристике героя. Но ежик здесь - не лесной житель, а сказочный, «мультяшный» герой. На вопрос: что он делает? отвечает «фигура притопа», которая тоже здесь - ключевая («Ежик танцует»). Ее ритм звучит в тактах 2, 4, 8, 12). (Учитель показывает ключевые интонации на экране). Исполним интонационный этюд «Ежик танцует» на основе знакомых нам ключевых интонаций. В роли танцующего ежика – Тюшкевич Аня. Скажите, ребята, а как можно еще использовать ключевую интонацию интервала секунды и продолжить ролевую игру в новом сценарии? (беседа учителя с классом о возможности создания музыкального диалога «Два ежика»). Вы знаете из уроков сольфеджио, что кроме интервала секунды, резкое звучание имеет также его обращение - интервал септима. В пьесе композитора Нура Даутова используются разные интервалы, в том числе уже известный вам кластер. Все интервалы участвуют в воплощении музыкального содержания, они помогают нам узнать главного героя – Ослика и ответить на вопросы: что он делает? На экране появляется нотный пример Интонационный этюд № 4 « Ослик»
Роли исполняют: «Ослик, который кричит» - Азер «Ослик, который шагает» - Йолдоз. Я помогу вам исполнить основную часть текста. Итак, мы вспомнили интервалы секунда и септима. Они представляли в пьесах разных героев, а также рассказывали нам о том, что герои делают. В следующей пьесе роль ключевых интонаций выполняет кварта, которая включена в состав мажорного трезвучия и звучит как сигнал фанфары. На экране появляется нотный пример «Веселый трубач» Канадская народная песня Интонационный этюд №5 « Веселый Трубач»
Итак, вниманию зрителей предлагается интонационный этюд «Веселый трубач». В главной роли Трубача – Камалова Алсу. А теперь попробуем исполнить интонационный этюд в другом сюжете с участием флейты. Чтобы интонация трубы прозвучала у флейты, нужно исполнить ее с регистровым переносом на октаву выше.
Звучит интонационный этюд с преобразованием реплики трубача. На экране появляется нотный пример «Эстонская народная песня»
Итак, звучит Интонационный этюд «Деревенский праздник»
В следующем примере признаками героев в тексте также являются интервалы. Это – терция и секста. На экране появляется пьеса «Танцующие медвежата»
(размашистые квинты и октавы в левой руке); (такты 1-2 терциями – 1-й Медвежонок, такты 3-4 – секстами 2-й Медвежонок.) Далее - соответственно такты 5-6 и 7-8).
Интонационный этюд «Танец вприсядку» На красивой зелёной лужайке ярко светит солнышко. Озорные Медвежата, обрадовавшись наступившему лету, весело пустились в пляс. Действующие лица и исполнители: 1-й Медвежонок (танцует вприсядку) – Динара (исполняет текст нижней строки с дублировкой в октаву). 2-й Медвежонок (Азер) – (исполняет текст верхней строки, меняя регистр на более высокую октаву через каждые 2 такта). 3-й Медвежонок (Снежана) играет такты 3-4 и 7-8 двумя руками в сексту. Интонационный этюд №8 «Эхо в лесу» В следующем примере признаком героя в тексте является не один интервал, а целая их последовательность. На экране появляется нотный пример: Л. Бетховен.
( терция-квинта-секста ). В верхней строке пьесы «золотой ход валторн» показан в прямом (терция-квинта-секста) и обратном движении (секста-квинта-терция). Обратите внимание на то, что в тактах 9 – 10 композитор использует неполный «золотой ход» (без квинты).
В заключение нашего урока на основе пьесы Александра Караманова «Птички» мы исполним интонационный этюд «Лесная сцена». Эта пьеса очень яркая, нам всем было очень интересно участвовать в этой ролевой игре. Действующие лица и исполнители: В сцене участвуют 6 птичек (1-я Синичка, 2-я Синичка, 1-я Иволга, 2-Иволга, Снегирь, Большая Мудрая Птица) и Хитрый Коварный Кот.
«Птички» А. Караманов III.Заключение Ребята, репетиция нашего будущего концерта подошла к концу. Сегодня мы закрепили свои знания и навыки в игре – повторении, а также выбрали интонационные этюды, которые войдут в программу заключительного концерта, на который мы всех сегодня приглашаем! Желаю вам дальнейших творческих успехов! СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
разбора на уроках сольфеджио.- М.: Кифара,1999.
25.Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках. – Уфа, 2000. 26. Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Динамические превращения звука. Книжка раскраска для начинающих музыкантов: Учебные тетради.- Уфа, 1998. 27.Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Звук, ритм и фантазия. Музыкальные длительности и размеры: 28.Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Звуковые краски музыки. Музыкальные инструменты, тембры, регистры, звукоряды. Игры, загадки, веселые импровизации на уроках творчества профессора Жирафа: Учебные тетради.- Уфа, 1997. 29.Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Лесная школа профессора Жирафа. Диалоги-игры в устной музыкальной речи: Учебные тетради.- Уфа, 1998. 30.Шаймухаметова Л.Н. Кириченко П. Интонационные этюды в классе фортепиано: Учебное пособие.- Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ,2002. 31.Первозванская Т. Мир музыки. Учебник сольфеджио. 2 класс.- Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2005. 32.Первозванская Т. Мир музыки. Учебник сольфеджио. 3 класс.- Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2005. |