Скачать 131.49 Kb.
|
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ФГТ В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, подготовлен и находится на стадии рассмотрения новый федеральный законопроект «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В соответствии с действующим законодательством ФГТ к структуре ООП устанавливают требования к объему и соотношению частей основной образовательной программы. Также ФГТ устанавливают и не столь очевидные требования к структурированию ООП дошкольного образования. Эти способы не менее важны и для правильной организации образовательного процесса и представляют собой структуры более глубокого уровня , определенные такими положениями как : - программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей. И не только в рамках НОД , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой ДОУ; - предполагать построение образовательного процесса на адекватных формах работы с детьми. Ведущим видом деятельности для детей является – игра. В нынешних условиях, существенно повышается роль планирования в образовании. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата. Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка. Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарный план является обязательным документом. Существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании: * объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; * выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ; * четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; * выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: * основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; * основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; * на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; * обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; *планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка с взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни. До принятия ФГТ существовала следующая модель организации ВОП Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)
Существовали три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды и на которую вообще времени у воспитателя не хватало, потому что образовательные программы настолько были перенасыщены первым блоком, что даже самый великий воспитатель не смог бы выполнить ни одной из комплексных программ, ни одной из задач, которые там сформулированы, в полном объеме. Такая модель существовала до введения и утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ). Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4. ФГТ, предусматривает «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:
Плюс сюда же добавляется Работа с родителями Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели
Такая структура образовательного процесса принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). «Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. Совместная деятельность
«Самостоятельная деятельность детей» - 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). Но тогда мы должны выделить принципы отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели, сказать, что на сегодняшний день не из трех, а из двух частей может состоять образовательный процесс: первое - это непосредственная образовательная деятельность и решение содержания еще в режимных моментах; второе - самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства. Нужно уходить от жесткого регламентирования уголков, зон, которые часто не меняются в течение всего учебного года, жить под тему, под содержание, проживать через все виды детской деятельности, а значит, предметная среда должна гибко меняться, и об этом надо говорить с педагогическими сотрудниками. Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности
Календарно- перспективное планирование
|