Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 451.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации28.11.2013
Размер451.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4


УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 г.ТОМСКА


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(сборник методических материалов)

ТОМСК -2009

Авторы: Петрачкова Татьяна Ивановна, директор МОУСОШ №25;

Ляшенко Елена Ивановна, заместитель директора по научно-методической работе МОУСОШ №25

Научные редакторы:

Копытов Анатолий Дмитриевич, член корр.РАО, д.п.н., профессор

Рецензент: Позднякова Валентина Борисовна, заместитель директора

по учебной работе МОУСОШ№25

Материалы могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, заместителям директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе, руководителям методических объединений, педагогам-психологам.

Представленные методические рекомендации будут интересны классным руководителям и учителям предметникам.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Оглавление………………………………………………………………………………

3

Долгина Т.Г. Развивать творчество каждого ученика……………………………....

4

Скомская Л.Л. Left-brained, right-brained, или как сделать обучение иностранному языку нестрессовым и экологичным……………………………………………….


5

Лагутик Л.ВСтимулирование творческой деятельности учащихся……………….

9

Родикова И.А. Развитие креативного мышления у обучающихся начальных классов……………………………………………………………………………………


11

Ляшенко Е.И. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления обучающихся начальных классов………………..


14

Брославская Т.Л. Групповая работа на уроках литературы (из опыта работы)……

17

Корниенко В.А Использование метода проектов во внеклассной работе по истории………………………………………………………………………………………..


19









Долгина Т. Г.,

учитель истории
РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО КАЖДОГО УЧЕНИКА.







Сегодня, когда образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов, особенно важно развивать творчество каждого ученика, и в этом значительная роль учителя как воспитателя и ру­ководителя классного коллектива.

Основными целями воспитания можно считать развитие личности каждого ребенка, воспитание достойного гражданина, счастливого че­ловека, способного противостоять трудностям жизни.

Народная мудрость гласит: «Дитя- драгоценность, но еще большая драгоценность - его воспитание.» Классные руководители осуществляют следующую работу:

  • тестирование классных коллективов и анализ результатов воспитательной работы;

  • изучение личности ребенка и создание индивидуальных карт его развития;

  • индивидуальные консультации для учащихся;

  • лекции для родителей с учетом возрастных особенностей детей.

Основными направлениями деятельности учителя являются: работа с родителями, развитие творческих способностей учащихся, формиро­вание классного коллектива, органов его самоуправления, оказание психологической поддержки, изучение личности ученика, создание бла­гоприятного микроклимата в коллективе, отслеживание траектории раз­вития личности для оказания помощи в познании своего ”Я”, формирова­ние культуры общения внутри классного коллектива, разрешение межлич­ностных конфликтов, организация воспитывающей и развивающей деятель­ности.

Нужно дать самим ребятам почувствовать их творческий потенциал, научить пользоваться своими возможностями и действовать по законам созидания, создавая вокруг себя пространство, наполненное позитивной энергией. Но творчество как огонь. Дунул ветер, пламя затрепетало, пошел дождь - и вот уже черные угли. Учителю приходится каждый день работать. Прометеем.

Ведь в детских душах загасить искры радости можно очень быстро. Развитию и сохранению творчества способствует структура класса, которая четко взаимодействует с системой воспита­ния. Она открывает возможности для реализации творческого потенциала и трансляции достижений каждого ученика.

В любом классе всегда найдутся те, которых трудно подвигнуть на решительные поступки. Они будут тихо сидеть в уголке и наблюдать за происходящим, хорошо если тихо…

Некоторые будут вести себя, как заправские пираты! Очень быстро с такими “пиратами справляются сами ребята. Они создают временные творческие группы для того, чтобы вовлечь в творчество “сбившихся с курса” и помочь им внести свою лепту в жизнь класса.

Чтобы классный коллектив работал слажено, необходима крепкая основа для воспитательной работы. Этой основой является принцип самоуправления. Он помогает учителя держать курс к самостоятельности, самодеятельности, саморазвитию, социализации, созиданию, успешности.

ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В классе создана лидер-группа, которая включает старосту класса и учебный сектор. Они активно помогают учители сплачивать коллектив, совместно выполнять любые классные дела, оценивать поведение каждого ученика и его успешность в делах и учебе.

ПРИНЦИП САМОРАЗВИТИЯ

В течение ряда лет происходит личностный и коллективный рост, работа проводится совместно со школьным психологом, родителями. Необходимо осторожно прикасаться к растущей личности. Здесь важны наблюдение, фиксирование результатов, трансляция результатов работы. И на всем пути корректировка. Это похоже на управление машиной на большой скорости.

ПРИНЦИП ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребята создают личные портфолио. Здесь явно виден результат ра­боты каждого. Учитель может лично написать каждому свои пожелания:

«Хотелось бы пожелать доброй удачи на пути в сторону яркого горизонта. Всегда помнить, что человек, несущий в себе творчество, наполненный им как полная чаша, еще больше отвечает за сохранение добора на этой планете»

«Спасибо за учебу и понимание. Не забывай, что во всем на этой удивительной планете растворяются тонкие лучики света. Главное, верить в доброе, лучшее, в мечты. Тогда т и сама жизнь будет ярче и интереснее».

«Пускай возмужание и взросление станут основным направле­нием твоего пути, на этой трудной дороге не потеряй свои лучшие качества: доброжелательность, порядочность, чистоту помыслов».

Помочь поверить в свою успешность, неповторимость, ощутить себя личностью, способной открывать вокруг себя мир, наполненный радос­тью и счастьем. Этот путь учителя труден, но он необходим для раскрытия удивительных способностей каждого ребенка. И это прекрасно!

Скомская Л. Л.,

учитель английского языка

LEFT-BRAINED, RIGHT-BRAINED, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

НЕСТРЕССОВЫМ И ЭКОЛОГИЧНЫМ
Для достижения быстрых, надёжных и нестрессовых для

здоровья человека результатов иностранные языки нужно

осваивать в соответствии с древними естественными

наследственными программами адаптации в живой

природе.

Д. Баттерворт
Освоение иностранных языков в настоящее время нельзя признать удовлетворительно разрешённой проблемой. Значительное число обучающихся не имеют успеха или отказываются от достижения цели. Те же, кто добивается реальных результатов, достигают их путём трудного, стрессового для здоровья и длительного обучения.

В педагогической практике во многих случаях попытки обучить так и не завершаются успехом. А попытки – для многих это и «пытки» - предпринимает каждый, изучая иностранный язык в средней школе, и «инъекции» несостоятельности или комплекса неполноценности в результате изучения иностранных языков получает немалое число граждан.

Основные недостатки в обучении иностранным языкам

Можно выделить три главных недостатка в обучении иностранным языкам:

  1. -большая трудоёмкость и длительное время, затрачиваемое на обучение;

  2. -стрессовый характер обучения;

  3. -существенное количество обучающихся, не осваивающих иностранный язык в системе государственного образования.

Некоторые учебные заведения и курсы по изучению иностранных языков декларируют свою интенсивность. Но если лексика осваивается обычными методами, то ни о какой «необычной» интенсивности речи быть не может. Таким образом, реальный обучающийся «находится» в окружении неестественных моделей обучения и часто экзотической рекламы и мистики (вспомнить хотя бы широко разрекламированный курс Илоны Давыдовой, на который доверчивые потребители потратили немалые деньги, но так и не получили желаемых результатов).

Это, конечно, несколько утрированная картина положения дел в изучении иностранных языков, однако для многих обучающихся она вполне реальна.

Но почему же есть ученики, которые в неестественных условиях всё-таки осваивают иностранный язык? Как им это удаётся? Только благодаря «инъекциям» естественного обучения. Любой учитель, не лишённый некоторых педагогических способностей и желания научить своих учеников, будет обучать, используя свой личный естественный опыт освоения языка. Именно так появляются опытные, хорошие учителя иностранного языка. Можно ли изучить язык без хорошего учителя? Можно. Но цена такого обучения – стрессовые повреждения в организме. Есть ещё один путь – интуитивный выбор обучающимся правильной стратегии обучения. Однако такой интуицией обладает далеко не каждый учащийся.

Была ли коммуникативная «революция» в обучении иностранным языкам?

В педагогической среде в конце прошлого и начале нынешнего столетия было принято противопоставлять традиционному обучению коммуникативные и интенсивные методы. Под традиционным понималось обучение с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений. В коммуникативной методике предполагается, что на первое место выходит обучение общению.

Нельзя не отметить, что внедряли коммуникативные методы обучения преподаватели и методисты, которые сами освоили иностранный язык с помощью традиционных методов, и освоили его неплохо, став преподавателями, переводчиками и методистами.

Но ведь и в традиционном обучении было немало коммуникативных приёмов. Классическая система обучения нацелена на конечный результат, реально функционирует и прошла шлифовку в течение многих веков. В развитие классической системы обучения вложен труд миллионов педагогов. Фактор «просто обучения» будет всегда присутствовать, иначе ученики ничему не обучатся. Можно бесконечно долго слушать китайское радио, но так и не освоить китайский язык.

По-видимому, «коммуникативная революция» в обучении иностранным языкам просто не случилась вообще. Научение общению всегда было целью освоения иностранных языков, достаточно заглянуть в любой старый учебник и обратить внимание на большое количество диалогов.

В настоящее время коммуникативный метод обучения иностранным языкам является, несомненно, лучшим, так как имеет чёткую ориентацию на конечную цель обучения и построен на естественном для человека игровом начале. Однако, помня о заповеди «не сотвори себе кумира», коммуникативный метод обучения не следует считать «священной коровой» и идеализировать его. Нельзя не замечать и явных недостатков такого подхода, прежде всего, малого запаса прочности при реализации этого метода на практике. Порой коммуникативный подход остаётся только лозунгом в учебных программах.

Иностранный язык можно освоить разными способами. Современные учителя и преподаватели иностранных языков среднего и старшего возраста изучили язык «докоммуникативными» методами. Молодые педагоги сделали то же самое с помощью коммуникативных методик. И те, и другие достигли цели, а это главное.

Сейчас нужно ставить вопрос не о том, какой метод лучше или хуже, а о том, какой метод обучения является для обучающихся наименее стрессовыми даёт конкретные положительные результаты за более короткий срок.

Что делать?

Любая методика должна учитывать в первую очередь физиологические особенности работы головного мозга человека.

Известно, что головной мозг состоит из двух полушарий. Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое полушарие специализируется на целостной одновременной оценке событий и явлений.

Структурная асимметрия головного мозга – это врождённое качество. В широком смысле всех людей можно отнести к «левополушарным», то есть к тем, у кого доминирует левое полушарие (это преимущественно правши) и «правополушарным» (среди них преимущественно левши). В англоязычной литературе эти два типа обозначаются терминами right-brained и left-brained.

Левополушарные – в основном визуальный тип, ориентированный на анализ, то есть логики. Правополушарные – чаще всего аудиальный тип, склонный к синтезу и индуктивному мышлению.

Лингвистические способности человека распределены по полушариям асимметрично. Основные функции сосредоточены в левом полушарии головного мозга, там находится речевой центр (у правшей). Соответственно, у левшей он расположен в правом полушарии.

Неэкологичная эксплуатация левого полушария головного мозга

Исторически сложившийся тип левополушарного, то есть логического мышления привёл к нарушению баланса природных возможностей человека, к неэкологичной эксплуатации одной из частей человеческого организма – левого полушария головного мозга.

Наша система обучения долгое время была направлена на то, чтобы учить всех одинаково, а именно – как левополушарных. В таких условиях дети с доминантой правого полушария часто получали ярлык «неспособных».

На самом деле нет типов хороших или плохих. Каждый имеет свои преимущества и недостатки. Золотое правило педагогики – не сравнивай и не противопоставляй.

У каждого типа человека своё предназначение в обществе. Люди с левополушарным типом мышления создают упорядоченность мира, углубляют и систематизируют имеющиеся знания. Правополушарные генерируют идеи, способны к панорамному мышлению, созданию целостных теорий.

Прогресс возможен только при наличии в обществе людей как с левополушарным, так и с правополушарным типом мышления. Без «левых» общество превратится в хаос, без «правых» станет роботоподобным.

Разразившийся в последнее время экономический кризис является частью системного кризиса, вызванного кризисом мышления. Конец 20 века вошёл в историю как век торжества рационализма. Левополушарное мышление, используя метод линейной логики, стало не в состоянии решать многомерные задачи современного развития. Господствующий тип дискурсионно-логического мышления привёл к дисгармонии установок и в итоге – к кризису мышления.

Современный человек становится всё более «правополушарным» или, скорее, «сбалансированным» в отношении функций полушарий головного мозга, чему в немалой степени способствуют телевидение и компьютер.

Если классические методики «докоммуникативного» подхода страдали доминированием «левополушарных» методов, то в настоящее время педагогика переживает своеобразный бум в использовании «правополушарных» приёмов обучения иностранным языкам. Однако исключать, особенно на начальном этапе обучения иностранному языку, левое полушарие нельзя. Иначе пришлось бы уничтожить все русско-английские словари. Искусственные перегрузки «правополушарным» мышлением так же вредны, как и монополизация обучения «левополушарными» методами (грамматическими правилами, упражнениями).

Необходимо создавать баланс в коллективе класса. Обучающиеся с противоположными стилями обучения могут помогать друг другу.

Выполняя смешанные задания, «правополушарный» обучающийся, работая в паре с «левополушарным» партнёром, может показать ему такие стратегии обучения как синтез, применение схем, выделение сути, сопоставление фактов. Левополушарный ученик, в свою очередь, может поделиться со своим товарищем способами выделения нужных деталей, разделения на категории, «расшифровки» непонятных частей текста.

Наша школа в течение нескольких лет являлась экспериментальной площадкой по проблеме «Учёт функциональных особенностей латеральной асимметрии коры головного мозга в учебном процессе». Однако, как нередко бывает, не обошлось без крайностей. Детей перед поступлением в школу тестировал психолог, определяя доминантное полушарие. Классы формировались отдельно из «левых» и «правых». Мало того, тестировали и учителей начальных классов, и к правополушарным определяли на обучение таких же учеников, соответственно, и «левых» - к «левым».

Но ведь в жизни люди разных типов сосуществуют вместе, и нужно уметь общаться и сотрудничать не только с себе подобными, но и с «другими». К тому же, любая искусственная сегрегация имеет отрицательные последствия, как уже неоднократно показывал исторический процесс.

Со сменой руководства школы ушёл в прошлое и эксперимент. Однако более глубокое изучение литературы по данной проблеме, особенно зарубежных авторов, позволило увидеть то рациональное зерно, которое было заложено в идее учёта психофизиологических особенностей обучающихся разных типов, найти конструктивные и позитивные моменты.

Опыт работы в эксперименте, несмотря на отрицательные моменты, имел и положительный результат. Он позволил убедиться в том, что нельзя отдавать предпочтение ни одной, даже самой популярной методике.

Эклектический и интегративный подход - один из основных принципов при конструировании обучающих систем.
Список использованной литературы

  1. Игнатова О.И. Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка.\\ Английский язык в школе №1, 20008.

  2. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологического развития: Пер. с англ. М., 2000

  3. Такман Б.У. Педагогическая психология: От теории к практике. Пер. с англ. М., 2002

  4. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. Пер. с англ. М., 2002


Лагутик Л.В.

учитель русского языка и литературы
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск