Скачать 233.53 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр г. Петрозаводска УТВЕРЖДАЮ: Директор ДЮЦ:_______________ С.Э.Воздвиженский Авторская образовательная программа театрально-фольклорной студии «Веретено» по народному вокалу для детей школьного возраста (1-8класс) Автор программы: Педагог дополнительного образования Гайдина Александра Юрьевна Концертмейстер: Городничин Денис Владимирович Утверждена на методическом совете "___"_____________200__г. Петрозаводск, 2008Пояснительная записка. Данная программа разработана для младшего, среднего и старшего школьного возраста. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства. Особенностью фольклора являются его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. Одним из главных элементов устного народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодежные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные; песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие ее музыки и слова, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте возможно самое разное использование песни – от разучивания и исполнения до анализа содержания, музыки и настроения. Большое внимание на уроках уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Они хрупкие, нежные, еще только формирующиеся. И малейшая небрежность, допущенная в работе, может иметь самые серьезные последствия. Звук, которым поют дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Тематический план ориентирует педагога на подбор материала в соответствии с народным календарем: от старинных названий месяцев и их характерных примет до песенок-игр и народной поэтики. Занятия входят в общую сетку часов (расписание). В течение года планируется выпустить 2 игровых программы и организовать 2 театрализованных календарных праздника, в которых дети будут не только участвовать в общих номерах, но и выступать соло. Тематический план предполагает комбинированное и индивидуальное проведение занятии. Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача - главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности. Программа предусматривает ознакомление и практическое применение:
Задачи и цели программы Цель: Правильно поставить ребенку голос, научить владеть приобретенным «инструментом».Привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Цель программы – воспитание ребенка в традициях отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Программа напоминает, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств - это приобщение ребенка к своей национальной культуре. Цель программы - сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики. Задачи программы: 1. Приобщить детей к театрально-фольклорному виду творческой деятельности. 2. Развить у участников раскрепощенность и коммуникабельность. 3. Дать знания в области вокала, хореографии, актерского мастерства, сценической речи. 4. Создать условия для реализации творческого потенциала детей 5. Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях. 6. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды. 7. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером. 8. Формирование пространственных ориентировок, умения двигаться по одному. 9. Исполнение основных движений под музыку, изменение их в зависимости от смены музыкальных образов, темпа, регистровой окраски (ходьба, бег, прямой галоп, топающий шаг). 10.Освоение несложных танцевальных элементов по одному (по показу) («пружинки», «прыжки», «носочек», «пяточка», «притопы», «топотушки», движения руками). 11.Совершенствование музыкального восприятия. Учить вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаться, напевая про себя, следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли (устремление к тонике). 12.Совершенствование пространственных ориентировок. 13.Воспитательные: - формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда; - воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми; - учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену). 14.Образовательные: - развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; - развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления); - формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования; - развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. Программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность. воспитательная система Тип воспитательной системы: культурно-нравственной ориентации. В основе системы лежит следующий комплекс приоритетных ценностей: красота, культура, искусство, традиции. В данной воспитательной системе воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально социально-культурной среде.
Цель воспитания В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики выпускника. Это человек:
Компоненты воспитательной системы :
Работа с родителями включает в себя:
Диагностика достижения воспитательных результатов. Основными результатами воспитательной деятельности являются:
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
А) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование; Б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; В) приобщение к народной культуре (слушание и пение народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей, и в какой - то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
Музыкальное воспитание осуществляется на занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на следующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение в этом разделе имеет использование магнитофонных записей. РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ Большое внимание в своей работе мы уделяем хоровому пению. Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для того чтобы не акцентировать внимание детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются простые, веселые песенки - распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Уже с младшей группы мы практикуем, кроме хорового пения, пение по подгруппам, соло, цепочками. СЦЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В задачи обучения входят: -повышение общего культурного уровня на базе овладения основами драматического искусства; - развитие навыков дикции, логики речи; - развитие концентрированного внимания, творческой фантазии; - выработка навыков сценического общения, работа над этюдами; - создание сценического образа и воплощение художественного замысла на сцене. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Итого: 36 часов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Итого: 72 часа. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Итого: 72 часа. Этапы реализации программы 1.Введение. Первый год обучения:
Второй год обучения:
Третий год обучения:
2.Индивидуальный вокал. Первый год обучения:
Второй год обучения:
Третий год обучения:
3.Сценическая речь. Первый год обучения:
Второй год обучения:
Третий год обучения:
4.Фольклорная программа. Первый год обучения:
Второй год обучения:
Третий год обучения:
5.Концертная практика Первый год обучения:
Второй год обучения:
Третий год обучения:
Условия реализации программы. Для реализации программ помимо светлого, большого помещения (не менее 80 м2, оформлено по горницу для предания необходимой творческой атмосферы) и инструмента-фортепиано (баян), необходимы: магнитофон, аудиокассеты, диски, скамейки или удобные стулья, музыкальные инструменты, фломастеры, бумага для рисования, мячи, игрушки, напольное покрытие, зеркала. Для решения задач используются следующие методы: игровой, наглядный, контроль, самоконтроль, словесный, репродуктивный, поиск, наблюдение, убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха. Формы: групповые, индивидуальные, концерты и выставки. Диагностика по программе. Для проведения диагностики желательно на каждую группу иметь отдельную тетрадь, которую муз. руководитель будет вести 3 года, наблюдая за детьми. Начинать диагностировать детей младших групп можно с первых дней, остальных - после 2-3 недель занятий в начале года и в конце апреля - начало мая. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, по этому мы советуем все отметки делать в отсутствие детей. Ниже приводятся краткие рекомендации по некоторым разделам. Все параметры и задачи переходят из одной возрастной группы в другую и усложняются. Параметры диагностики. 1. Движение А) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки; Б) проявляет творчество (придумывает своё движение) В) выполняет движение эмоционально; Г) выражает желание выступать самостоятельно. 2. Чувство ритма. А) правильно и ритмично прохлопывать ритмические рисунки. Б) умеет держать ритм в двухголосье; В) эмоционально принимает участие в играх. 3. Слушание музыки: А) эмоционально воспринимает музыку. Б) проявляет стремление передать в движении характер муз. проведения; В) отображает своё отношение к музыке в рисунке; Г) способен придумать сюжет к муз. Произведению; Д) проявляет желание музицировать. 4. Пение. А) эмоционально исполняет песни; Б) Придумывает движения для обыгрывания песни; В) сочиняет желание солировать; Г) узнаёт песни по любому фрагменту; Д) имеет любимые песни; 5. Сценическая подготовка. А) умение работать в сценическом костюме Б) « чувство сцены » (непринужденно вести себя на сцене) В) « чувство партнерства » на сцене 6. Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение) 7. Психологическое тестирование на самооценку «Лесенка» 8. Методика «Лесенка» 9. Вопросы про объединение, в котором занимается ребенок. Литература:
( упражнения, игры и пляски для детей 6-7лет). - М., 1984
|