Скачать 158.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ Кафедра спортивного и эстрадного танцев Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танцевальная гимнастика Цикл: ОПДВ.01. Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество» Квалификация выпускника – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Составитель: Серочудинова Наталья Сергеевна, преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюмень 2010 СОДЕРЖАНИЕ Раздел I. Рабочая программа дисциплины………………..….…….…3
Раздел II. 2 Дидактические материалы……..…….……………………11 2.1 Тесты для контроля остаточных знаний……………...………..11 Раздел I. Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины «Танцевальная гимнастика», включенная в учебный план кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры и искусств цикла дисциплин ОПДВ.01. «Дисциплины и курсы по выбору», занимает особое место среди дисциплин по подготовки руководителей и преподавателей коллективов спортивного и эстрадного танцев. Данная дисциплина содержит основы теории и практики оздоровительного и профессионального стретчинга. Программа по дисциплине: «Танцевальная гимнастика», цикла ОПДВ.01. составлена в соответствии с требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. Материал программы «Танцевальная гимнастика» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев. Необходимость знаний, заложенных в программе данной дисциплины, подтверждена практикой работы руководителей коллективов в различных учреждениях культуры и дополнительного образования. Цель дисциплины: Цель курса «Танцевальная гимнастика» познакомить студентов с методикой организации и проведения уроков по танцевальной гимнастике. Задачи дисциплины:
Танцевальная гимнастика — одна из дисциплин, изучаемых в системе профессионального хореографического образования. Является дисциплиной по выбору, предназначенной для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» и квалификации: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» и ведется в течение одного семестра. Данная дисциплина реализуется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами блока специальных и общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, что способствует профессиональному становлению будущего специалиста в области хореографического искусства, педагога-хореографа. Настоящая программа по учебной дисциплине «Танцевальная гимнастика» составлена с учётом необходимости получения теоретических и практических знаний по методике преподавания дисциплины. Приведенные в данной программе методики помогут педагогам и студентам выбрать ту систему подготовки, которая наиболее полно отвечает задачам обучения.
В ходе изучения дисциплины «Танцевальная гимнастика» студент должен знать:
уметь:
На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменского государственной академии культуры и искусств в цикле дисциплин ОПДВ.01. «Дисциплины и курсы по выбору» выделено 104 часа на дисциплину «Танцевальная гимнастика».
Учебный материал программы «Танцевальная гимнастика» состоит из 3 – х разделов: I . Теоретический, формирующий систему знаний при организации и проведении занятий по дисциплине танцевальная гимнастика; II. Практический, целью которого является приобретение навыков проведения занятий по стретчингу, написание конспекта к занятию; III. Контрольный, целью которого является дифференцированное и объективное выявление знаний и навыков студентов по результатам их учебной и практической деятельности. Все три раздела дополняют друг друга в достижении целей и задач данной программы. Теоретический разделМатериал раздела предусматривает овладение студентами знаниями всего спектра понятий, физиологических основ, видов и правил стретчинга. Тема 1. Основные понятия стретчинга. Определение стретчинга. Положительный эффект стретчинга. Создание системы подготовки. Пероды в которые гибкость развивается наиьолее эффективно. Корректирующие упражнения. Тема 2. Различия оздоровительного и профессионального стретчинга. Идея оздоровительного стретчинга. Задачи оздоровительного и профессионального стретчинга. Цели профессинального стретчинга. «Комбинации» растяжек, одно из главных отличай профессионального стретчинга от оздоровительного. Тема 3. Физиологические основы стретчинга. Строение опорно-двигательного аппарата: тип сустава, строение связачного аппарата и мышц, гормональный фактор. Физиология взаимодействия мышц, межмышечная координация. Центральная нервная система. Функциональное состояние организма, зависящее от внешних факторов. Тема 4. Виды стретчинга. Статический стретчинг. Динамический стретчинг. Тема 5. Постановка дыхания. Для успешного исполнения упражнений на растягивание, также как для всей профессиональной деятельности артиста балета, очень важно правильное дыхание. Одна из важнейших задач при обучении хореографии – постоянное повышенное требование к правильному дыханию. Тема 6. Основные правила стретчинга.
Практический раздел Учебный материал раздела направлен на формирование у студентов конкретных практических навыков в организации и проведение занятий по стретчингу. Тема 7. Разогрев. Для «разогрева» мышц существует целый ряд упражнений. Все эти упражнения целесообразно разделять на несколько групп. 1 группа – упражнения, заимствованные из классического танца, танца модерн или джаз танца. 2 группа – упражнения, связанные со статическим напряжением отдельных групп мышц. Тема 8. Комбинации в положении «стоя». Выполняется стоя на одном месте, без продвижения. Основная задача – изучение базовой техники и приведение мышц в состояние «ощущешие телом». По структуре комбинации перекликаются с танцем модерн и классическим экзерсисом. Целесообразно подобранные, постоянно повторяемые упражнения помогают развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями. Тема 9. Комбинации в партере. Упражнения, выполняемые на полу, предназначены для разминки, развития и укрепления всего тела. Все упражнения разделены на четыре группы: упражнения для стоп и голеностопных суставов, упражнения для шеи, позвоночника и пресса, упражнения для растягивания мышц бедер, упражнения для развития гибкости спины и силовые маховые движения для ног. Такжк многие упражнения представляют собой связки или комбинации элементов, разрабатывающих различные части тела. Тема 10. Варианты окончания комбинаций. Возможно несколько окончаний комбинации: либо удержание (фиксация положения), либо расслабление. Смотря какие цели приследует педагог в данной комбинации и на данном занятии. Тема 11. Парный стретчинг. Расстяжение с помощью партнера относится к пассивному виду гибкости. Оно очень часто используется в различных видах спорта, особенно в гимнастике. При этом виде растяжки тренер или партнер растягивает различные группы мышц, строго дозируя и контролируя нагрузку. Все упражнения должны исполняться очень плавно, без рывков, на пульсации. Тема 12. Комбинации возле станка. Комбинации растяжек около балетного станка очень часто используются педагогами классического танца. Они обычно исполняют в конце упражнений около палки перед выходом на середину. Однако в силу их большой длительности очень часто педагоги просто не успевают дать этот раздел урока. Комплекс «растяжек» достоточно традиционен. Тема 13. Построение урока по танцевальной гимнастике. Первая часть урока. «Разогрев». Длительность разогрева. Условия длительности. Вторая часть урока. Комбинации в положении «стоя». Длительность комбинации. Третья чась урока. Партер. Уровень нагрузки комбинаций в партере. Парные растяжки. Комбинации у станка. Заключительная часть урока. Расслабляющие упражнения. Упражнения на дыхание и расслабление торса, рук, ног. Возможно использование самомассажа, потряхивание и поглаживание мышц. Снятие излишнего напряжения и привести тело в нормальное состояние. Тема 14. Заключительная комбинация. Релаксация. Существует множество упражнений, направленных на расслабление, релаксацию, отдых. Глубокое дыхание. «Поза мертвого». Потягивание. Скручивание. Потряхивание. Тема 15. Значение гибкости тела. Способности необходимые для танца. Влияние гибкости на скорость сокращения мышц. «Разболтанность» суставов.
1. Оздоровительный стретчинг 2. Профессиональный стретчинг 3. Основные параметры влияющие на гибкость тела 4. Статический стретчинг 5. Динамический стретчинг 6. Значение «разогрева» в танцевальной гимнастике 7. Парный стретчинг 8. Общеразвивающие упражнения в гимнастике 9. Физиологические основы стретчинга 10 Профилактика травматизма на уроках танцевальной гимнастики 11. Принципы составления комбинаций 12. Устойчивость и координация движений в танцевальной гимнастике 13. Гендерный подход в обучении танцевальной гимнастике 14. Понятийный аппарат и терминология стретчинга 15. Организация и проведение урока по танцевальной гимнастике
Изучение данного курса предусматривает форму отчетности в виде зачета, согласно учебному плану кафедры спортивного и эстрадного танцев. Зачет включает вопросы теории, практики и индивидуального задания. Критерием успешности в освоении учебного материала студентом является:
Основная литература
Дополнительная литература
Раздел II. Дидактические материалы 2.1 Тесты для контроля остаточных знаний 1. В каком возрасте лучше всего разрабатывать подвижность в суставах: а) 9-13 б)13-14 с)5-7 2.Параметры влияющие на гибкость а) физиология б) строение опорно-двигательного аппарата с) время суток 3.Пассивная гибкость – это … а) медленные упражнения на гибкость б) фиксация в течении 20-30сек. с) воздействие внешних сил 4.Что не является динамическим стретчингом? а) свободные, плавные движения отдельных частей тела б) пружинные движения с) движения выполняемые с помощью других частей тела 5.Оптимальная длительность одного упражнения? а) 60-100секунд б) 100-120секунд с) 120-210секунд 6.Какие упражнения могут входить в «Разогрев»? а) разогрев голеностопа б) общеразвивающие упражнения с) большие прыжки 7.К какому виду относится «Парный стретчинг»? а) активный б) пассивный 8.В какую часть урока входит «Партер»? а) вторая б) третья с) четветрая 9.Frog-position – это? а) позиция лежа б)наклон корпуса вперед, в сторону, назад, без изгиба торса с) позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени максимально раскрыты в стороны 10.Point – это? а) вытянутое положение стопы б) сокращенная стопа с) свободная(расслабленная) стопа |