Леготина Галина Юрьевна,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов № 3»,
г. Ханты-Мансийск
Организация деятельности кружка «Oki-Doki»
(Heralds of Khanty- Mansiysk. Глашатаи Ханты-Мансийска.)»
“Любовь к родному краю, знания его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”
Д.С.Лихачёв Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, но и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя его среди потомков.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг." определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на "поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов".
Всем известен факт: формирование личности человека происходит в школьном возрасте. Это касается и своевременного формирования у школьников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
В связи с этим в сентябре 2011 года в МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №3» начал действовать кружок «Heralds of Khanty-Mansiysk». Кружок возглавляет учитель английского языка Леготина Галина Юрьевна. Ребята назвали кружок «Oki-Doki», что на английском разговорном означает «У нас всё хорошо». Ребята решили, что эти слова являются девизом жизни в их родном городе Ханты-Мансийске. А староста кружка Сергей Леготин написал об истории создания кружка так:
У нас все oki-doki, ребята!
В городе с Иртышским прибоем
Объединились мы вместе когда-то
Короткой фразой: «To study English хочу с тобою!»
***
Мы - команда ребят очень классных,
Знают нас городские улицы.
Мы - команда ребят очень разных,
Но одно на всех слово «Умницы!»
***
На самом деле всё oki-doki, ребята.
Говорим слова эти искренно.
Будем для Югры делать то, что надо…
Возвращаясь в «Oki-Doki» мысленно. (май 2013)
Цель деятельности кружка – изучение истории родного города, подготовка экскурсоводов, ведущих экскурсии на английском языке.
Через изучение истории родного города, национальных культурных традиций на английском языке происходит включение школьников в диалог культур, приобщение учащихся к культуре родного края, развитие взаимопонимания, толерантности. Занятия в кружке помогает лучше осознать особенности культуры Югры и развивает умение представлять эту культуру в процессе общения средствами иностранного языка.
Углублённое знакомство учащихся с отечественной историей, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к судьбам земляков усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, вызывает искреннее глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь. Приобретённые в ходе работы над экскурсией знания и навыки будут полезными, какую бы профессию в будущем не избрали школьники.
Методы, средства, приёмы, формы познавательной деятельности учащихся.
Экскурсоводом, ведущим экскурсии на английском языке, может быть ученик, который заинтересован историей родного города, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям, владеет английским языком на уровне не ниже Intermidiate.
Изучение местной истории на иностранном языке предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работы с разнообразными источниками, но под руководством опытного тьютора. Леготина Г.Ю. –экскурсовод со стажем работы 6 лет.
Основными методами преподавания следует считать:
– объяснительно-иллюстративный (устное изложение материала – лекции),
– метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио),
– частично-поисковый (метод работы с дополнительной литературой, с первоисточниками),
– метод упражнения (работа над речью, отработка и сдача экскурсии).
Формы работы коллективные и индивидуальные: беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев. Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода.
Учащиеся овладевают приёмами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии; методикой ведения экскурсии.
Основные направления деятельности кружка:
- Познавательная (конкурсы, экскурсии, олимпиады);
- Поисково–исследовательская (сбор материала, исследовательские и проектные работы);
- Творческая (стихи, презентации).
Под руководством учителя учащиеся неоднократно выступали на городской конференции учебно-исследовательских работ и занимали призовые места. Результат работы за 3 года - более 6 детских исследовательских работ, которые неоднократно занимали призовые места на городских конференциях, конкурсах разного уровня - всероссийском, областном, региональном. Исследовательские работы учеников опубликованы в региональном научно-популярном журнале «Кристалл», в сборнике материалов Интернет-конференции Музея Природы и Человека. В 2012 году творческая группа кружка заняла 2 место в номинации «Лучший культурный маршрут» во Всероссийском конкурсе «Гостеприимный край» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. В марте 2013 года ученик Леготин Сергей принимал участие во Всероссийском форуме молодежи «Шаг в будущее» в Москве.
Экскурсионная работа - одно из основных направлений работы кружка. Были подготовлены выступления, которые носили творческий характер, отличались информационной насыщенностью и грамотным использованием собранного материала. Проблема была в том, что в городе совсем не бывает гостей-иностранцев подросткового возраста, а для проведения экскурсии взрослым гостям необходима квалификация профессионального экскурсовода. Поэтому свою значимость ребятам приходилось доказывать другим путем.
В кружке закрепилась хорошая традиция: начинать новый учебный год с выборов Актива. В 2013 году в актив вошли Леготин С., Котова В., Хайрулин Т. Благодаря творческой инициативе Актива, деятельность кружка была насыщена интересными мероприятиями, конкурсами, тематическими уроками, встречами с интересными людьми, а главное - проведением для сверстников и младших школьников экскурсий по городу. В январе 2013 года представители кружка получили дипломы I и II степени в номинации «Художественное слово» на Международном фестивале детского творчества «Все звезды» в городе Турку (Финляндия). Ребята на русском и английском языках рассказывали своим зарубежным сверстникам о своем крае, его легендах и творчестве хантыйских поэтов [Приложение].
В апреле 2012 года программа деятельности кружка была представлена на окружной конференции Ассоциации экскурсоводов Югры. В резолюции конференции записано: «Ассоциация экскурсоводов Югры рекомендует проект «Школа юного экскурсовода на английском языке» для использования в школах, внешкольных организациях и туристических компаниях в области подготовки экскурсоводов на английском языке, что на сегодняшний день является необходимостью в решении задач Программы развития туризма в Югре на 2008-2013 гг.
Председатель Общественная организация «Ассоциации экскурсоводов Югры» И.Ф. Самаловова оценила данную деятельность так: «Практика экскурсионного дела предполагает использовать данный вариант, как эффективный способ организации туристско-экскурсионной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Материал проекта представлен как предмет качественной подготовки новых кадров на английском языке и погружением их в игровые и соревновательные моменты, приобщение и популяризацию обычаев, традиций народов ханты и манси, проживающих на территории Югры».
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.
Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу.
Чтобы превратить школьника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.
Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.
Динамика участия кружковцев
в конкурсах и олимпиадах по краеведению
(по количеству мероприятий)
Динамика участия кружковцев
в конкурсах и олимпиадах по краеведению
(по количеству участников)
Вывод: При росте количества предлагаемых для участия мероприятий количество участников снизилось в связи со сложностью выпускного года (факультативы, репетиторы по подготовке к ЕГЭ).
Соотношение русского и английского языков
в деятельности кружковцев в 2012-2013 учебном году
Вывод: Диаграмма показывает, что русского языка в деятельности кружковцев было на 2 % больше. Проблема была в том, что в городе совсем не бывает гостей-иностранцев подросткового возраста, а для проведения экскурсии взрослым гостям необходима квалификация профессионального экскурсовода. Экскурсию на английском языке ребята могли проводить только для сверстников.
К сожалению, краеведческих конкурсов на английском языке для школьников организуется мало. Участвовали в конкурсах и на русском языке для поддержания интереса к изучению истории своего края. |