Скачать 180.16 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №57 «Росинка» Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МДОУ ЦРР – д/с № 57 Протокол № ____от «____»_____200__г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ ЦРР - д/с № 57 ____________________Скворцова О.В. (3года, с 4 – 7 лет) Никитина Н.М. Воспитатель ЗАТО СЕВЕРСК 2007г. Пояснительная записка Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности. В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека. Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни. Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок. Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», я пришла к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей более младшего дошкольного возраста. Начиная с 4 лет дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин, эти занятия одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков. Опыт показывает, что занятия в кружке способствуют активному развитию у ребёнка:
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка. Задачи: 1. Блок задач по развитию у детей математических представлений Раздел «Геометрическая форма». Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении. Раздел «Количество и счёт». Упражнять детей в количественном и порядковом счёте. Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния. Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта. Дать понятие о точке отсчёта. Раздел «Ориентировка на плоскости». Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае. 2. Блок задач по сенсорному развитию Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия. 3. Блок задач по умственному воспитанию Развивать абстрактное мышление. Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Закрепить понятие «зеркальное изображение». 4. Блок задач по трудовому воспитанию Научить владеть иголкой, ниткой, шилом. Научить работе с трафаретом. Научить технике работы с изонитью. 5. Блок задач по физическому воспитанию Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз. 6. Блок задач по нравственному воспитанию Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность. 7. Блок задач по эстетическому воспитанию Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга. Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации). 8. Речевой блок Развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов. Учебно-тематический план кружка для детей 4-5 лет (первый год обучения)
Учебно-тематический план кружка для детей 5-6 лет (второй год обучения)
Учебно-тематический план кружка для детей 6-7 лет (третий год обучения)
Вариант тематического плана кружка для детей 6-7 лет (третий год обучения) Тема: «Осень» 1. «Овощи» 2. «Фрукты» 3. «Натюрморт» 4. «Грибная поляна» 5. «Пейзаж» 6. «Звездопад» Тема: «Дымковская игрушка» 1. «Элементы росписи» 2. «Игрушки» Тема: «Городецкая роспись» 1. «Элементы росписи» 2. «Посуда» Тема: «Гжель» 1. «Элементы росписи» 2. «Посуда» Тема: «Зима» 1. «Позёмка» 2. «Снегурочка» 3. «Пейзаж» 4. «Салют» Тема: «Сказки» 1. «Сказочные персонажи» 2. «Иллюстрации к сказкам» Тема: «Цветы» 1. «Цветы» 2. «Натюрморт» 3. «Панно» Тема: «Лето» 1. «Море» 2. «Пейзаж» 3. «Натюрморт» Методическое обеспечение Учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план модифицированного мною курса занятий рассчитан на 3 года обучения. Занятия проходят один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 4-5 лет 25 минут, для детей 5-7 лет 35 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 5-8 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. Цикл занятий состоит из двух разделов: 1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов; 2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: словесные методы (беседа, объяснение); наглядные методы (иллюстрирование); практические методы. Дидактический материал: иллюстрации; образцы работ; схемы (техника заполнения фигур); стихи, загадки. Техническое оснащение:
Ожидаемые результаты: Овладение техникой изонити. Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук. Обогащение активного и пассивного словаря детей. Развитие творческих способностей детей. Формы подведения итогов: оформление выставочного стенда в ДОУ; участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах; выступление на родительских собраниях. Литература
Приложение Конспект занятия кружка «Изонить» (первый год обучения) Тема: «Колокольчик» Задачи:
Материал: Демонстрационный: образец, таблица по правилам техники безопасности. Раздаточный: лист цветного картона, на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояния между дырочками – 1см); игольница; иголка с широким ушком; нитки синего цвета; ножницы; цветные фломастеры; цветная бумага; клей; оборудование для аппликации. Ход занятия:
1) Дать понятие лицевая и изнаночная стороны. 2) Отметить расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах.
1) Отметить отличие лицевой и изнаночной сторон. 2) Дать понятия: угол, левая и правая стороны угла, вершина угла. 3) Подвести к пониманию того, что количество отверстий на сторонах угла одинаковое.
Правила техники безопасности:
1) Выполнение угла в технике изонити. 2) Дополнение изображения любым способом (по желанию ребёнка).
Конспект занятия кружка «Изонить» (второй год обучения) Тема: «Ёлочный шарик» Задачи:
Материал: Демонстрационный: образец, таблица по правилам техники безопасности. Раздаточный: цветной картон, трафарет, простой карандаш, шило, подкладка из линолеума, игла в игольнице, цветные нити, ножницы; цветные фломастеры, цветная бумага, клей, оборудование для аппликации. Ход занятия:
1) Изготовления заготовки. 2) Подбор необходимых по цвету ниток 3) Подготовка иглы к работе. 4) Выполнение окружности в технике изонити. 5) Дополнение изображения любым способом (по желанию ребёнка).
|