ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтению
Тема: Устное народное творчество
| ФИО (полностью)
| Сердюк Марина Эдуардовна
|
| Место работы
| МКОУ ООШ №5
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
|
Литературное чтение
|
| Класс
| 2
|
| Тема и номер урока в теме
| Обобщающий урок, 6 урок
|
| Базовый учебник
| «Литературное чтение», «Начальная школа 21 век» Ефросинина.
|
Цель урока: проверить знание первоклассниками произведений малых жанров фольклора
9. Задачи:
- обучающие: обучение восприятию малых фольклорных жанров, способствовать продуктивному формированию навыка чтения, развитие устной речи
-развивающие : развитие мышления, умения анализировать, обобщать, сравнивать;
-воспитательные: формирование эстетической и музыкальной культуры; воспитание и привитие любви к устному народному творчеству.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран,
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
|
|
|
|
|
|
| 1
| Органи-зационный
| 1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0efdf856-d843-432f-aa94-603e7a3ad130/%5BNS-LIT_2-05%5D_%5BMA_005%5D.swf
| Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нём мы поговорим о творчестве наших дедов и прадедов.
|
| 1 мин
| 2
| Актуализация знаний
| 2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/32f9ce88-af6b-4045-bfad-4c8191a6d07a/%5BNS-LIT_2-05%5D_%5BTQ_003%5D.swf
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/045079ff-4b1a-446c-91da-74f607a2539a/%5BNS-LIT_2-05%5D_%5BIM_002%5D.swf
| Как вы понимаете это? (ответы детей)
Постановка проблемы: для чего в жизни нам нужно устное народное творчество?
А теперь я посмотрю, знаете ли вы эти литературные термины.
Проведём терминологический диктант. Я прочитаю значение одного из этих слов, а вы найдите нужное слово.
| Ответы детей
Групповая
работа
| 3 мин
| 3
| Систематизация теоретических знаний
| 4.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/650f7407-83e2-4654-bba6-a61d17dba731/%5BNS-LIT_3-06%5D_%5BMA_001%5D.swf
| Давайте вспомним виды сказок.
Выходит сказительница и передаёт краткое содержание авторской сказки Даля «Привередница».
Составим модель обложки этой сказки.
Почему такой заголовок у сказки?
-Почему жанр сказка разложен на два ряда?
| Индивидуальная работа
| 7мин
|
|
|
| Историческая справка
Первая запись русской сказки была сделана более четырёх с половиной веков назад, где бы вы думали – в Италии, при дворе римского Папы! Среди послов царя здесь был Дмитрий Герасимов. С его слов римским историком Новокомским была записана сказка «О поселянине и медведице». В ней рассказывается об одном незадачливом искателе мёда, который провалился в огромное пчелиное дупло, откуда не мог выбраться. Сидел он там до тех пор, пока туда же не угодила медведица. Зверь, смертельно испугавшись человека, который вцепился в неё что есть мочи, и сам громко закричал от страха, выскочил из дупла, как ошалелый, и вытащил за собой пленника пчёл. - Чем сказки отличаются от других литературных произведений – рассказов, повестей и т. д.?
-Все сказки можно разделить на авторские и народные. Какие сказки появились раньше?
- Как дошли до наших дней народные сказки?
- Чем сказки отличаются от других литературных произведений – рассказов, повестей и т. д.? - Вы порадовали меня своими знаниями. На какую русскую сказку похожа сказка «Привередница»?
|
Ответы детей.
| 1мин
8мин
| 4
| Чтение по ролям с динамической картинкой до Бабы - Яги.
|
|
- Чему учит эта сказка?
-Сказка учит беспредельной любви и уважению к матери, почтению к родителям, приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид. -И снова мысленно давайте вернёмся во времена прадедов. После трудового дня не только сказки звучали, но и по вечерам за околицей парни и девушки собирались на луг, водили хороводы, пели песни. Красны девицы,
Добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь.
На гулянье отправляйтесь.
Собрались мы позабавиться,
Да потешиться!
Пошутить!
Поиграть!
Посмеяться!
Смех вам да веселье!
|
(ответы детей)
Ученики поют песню
| 10 мин
| 5
| Физминутка
|
|
|
| 2мин
| 6
| Выявление читательского опыта
|
| - А по праздникам народ из деревень и селений спешил в город, гудела ярмарка, скоморохи показывали сценки из народной жизни, звучали пословицы, поговорки, загадки.
Собирайся, народ,
Становись в хоровод без толчеи, без спешки.
Вас ожидают русские потешки. - Филя, есть хочешь?
- Да нет, батюшка, я перекусил.
- А чем перекусил?
- Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей. - Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота головой ударился.
- А ну-ка скажи, когда это случилось?
- Вчера вечером.
- Почему же ты плачешь сегодня?
- Так ведь вчера никого не было! А какое же русское гуляние обходится без частушек? Где народ, там веселье, там и задорная частушка. Как известно всем, подружки –
Мастерицы петь частушки.
Этот конкурс вам друзья, пропустить никак нельзя.
Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только разве дело в моде,
Если любят их в народе.
Мы с подружками гуляли
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали –
Не пойдём больше туда.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется. А наш дедушка Иван
Посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает. Мы частушки пели вам
Больше, чем полвечера,
Мы пойдём, а вы сидите,
Вам ведь делать нечего. Выходит скоморох
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу
На людей погляжу.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта
От Федоры – теплота.
(печь) Мнут и катают
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
(хлеб)
|
Дети исполняют частушки
| 6мин
| 7.
|
Практическая часть урока
|
| Давайте продолжим игру «Я знаю загадки».
(Тетрадь «Литературное чтение» с.24 задания 3,4.)
Конкурс «Добрая пословица ко времени молвится»
Собери пословицу. Одна часть записана в первом столбике, а другую надо найти во втором. На доске:
| Работа в тетрадях
Работа в парах
| 2мин 2мин
| При солнышке тепло Грамоте учиться Ученье – свет, Азбука
| к мудрости ступенька при матери добро вперёд пригодится а не ученье – тьма
| 8
| Домашнее задание
|
| Выполнить задание в тетради - отгадать жанры.
Сочинить небольшую сказку из школьной жизни и оформить по образцу.
|
| 2мин
| 9
| Итог урока:
|
| -Чему учились на уроке чтения?
-Что вас заинтересовало, какие новые впечатления появились ?
| Ответы детей
| 1мин
| Рефлексия
|
| -С каким настроением вы начинали урок?
- С каким настроением вы уходите с урока?
-Что вам помогло в этом?
Скоморох. От всей души мы, друзья, веселились,
Песни пели, в танце кружились,
А теперь нам прощаться пора!
До свиданья, взрослые,
До свиданья, детвора!
|
| 1мин
|
|
|
|
|
|
| 6
| Итоги урока
| 5 Презентация к уроку
|
| Саморе-флексия
| 3мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
Системы счисления Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| Презентация к уроку
| Презентация Power Point
| Презентация
|
| 2
| ЭОР
| Электронный ресурс из коллекции ФЦИОР
| Электронный ресурс из коллекции ФЦИОР
| Алгоритм перевода дробных чисел из 10-й системы счисления в P-тую СС Перевод целых чисел из десятичной СС в любую Р-тую СС
| 3
| ЕК ЦОР
| Электронный ресурс из коллекции ЕК ЦОР
| Электронный ресурс из коллекции ЕК ЦОР
| Взвешивание десятичного числа и двоичного числа
| 4
| Карточки с заданиями
| Текст, таблица
| карточки
|
| 5
| ЭОР
| Электронный ресурс из коллекции ФЦИОР
| Электронный ресурс из коллекции ФЦИОР
| Контрольное задание
| |