Скачать 29.88 Kb.
|
Тема: М.Ю.Лермонтов. На севере диком. Цели: знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова «На севере диком», повторение инверсии и антитезы, обучение анализу лирического произведения; развитие мышления, воображения и связной самостоятельной речи учащихся; воспитание эстетического вкуса. Оборудование: портрет М.Лермонтова, репродукция картины И.Шишкина, картинки сосны и пальмы, записи на доске, тетради учащихся, лексический словарь: на вершине, на утесе, стоит, растет, настроение, сильнее передать, художественные средства, покрыта снегом, поникли под тяжестью, как будто, снежный покров. Ход урока
- Ребята, мы продолжаем изучать творчество М.Ю.Лермонтова. Что вы знаете о Лермонтове? Какие произведения Лермонтова мы изучили? - Что такое инверсия? - Что такое антитеза? - Распредели примеры в две группы – инверсия, антитеза. Белеет парус одинокий, в стране далекой – в краю родном, в тумане моря голубом, тучки небесные, с милого севера – в сторону южную, клевета ядовитая. - Что мы сделали? 4. Знакомство со стихотворением «На севере диком». Выразительное чтение учителем. Чтение стихотворения учащимися. - Что мы сделали? Знакомство с новыми словами. Риза – красивое, праздничное одеяние священника. Горючем (горючий) – горьком (от слова горе). Утес – высокая скала. 5. Анализ стихотворения. - Будем заниматься словесным рисованием. Что вы представили, прочитав стихотворение? (На вершине стоит одинокая сосна, на утесе растет одинокая пальма). - Какое настроение передает стихотворение? (На доске. Радость, грусть, одиночество, печаль, веселье, уныние, тоска). Какие выразительные средства помогают передать настроение? Инверсия: стоит одиноко, в пустыне далекой, на утесе горючем. Антитеза: на севере диком – в пустыне далекой. Эпитеты: на голой вершине, в пустыне далекой, снегом сыпучим. Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой она. Зачем автор использует эти художественные средства? Автор использует эти художественные средства, чтобы сильнее передать одиночество и грусть. - Запишите в тетради. - Как нужно читать это стихотворение? (Тихо, грустно). 6. Слова учителя. - Безлюдность, заброшенность, одиночество – вот что хочет показать нам Лермонтов. Но созданные поэтом образы не только грустны, но и удивительно прекрасны и величественны. Запишите в тетради. 7. Работа с репродукцией картины И.Шишкина «На севере диком». - Рассмотрите картину И.Шишкина. Как вы думаете, соответствует ли картина Шишкина стихотворению Лермонтова? - Составьте несколько предложений по картине. (На картине Шишкина в центре, на переднем плане изображена (нарисована) одинокая сосна. Она покрыта снегом, её ветки поникли под тяжестью снежного покрова. Она как будто спит.)
ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11» I, V видов» Конспект урока чтения в 7 классе М.Ю.Лермонтов. На севере диком. Учитель: Симакова Е.В. г. Шадринск, 2012 |