Скачать 245.69 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт физической культуры и спорта Кафедра теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Е.Г.Матвиевская./ « ____» _____________ 20__г. Номер внутривузовской регистрации __________________ «ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ» (5 курс заочное отделение) Специальность 050720.65 – Физическая культура Квалификация выпускника Педагог по физической культуре Форма обучения заочная Оренбург, 2012 г Рецензент: В.А.Востриков, доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой теории и методики спортивных дисциплин. адаптивной физической культуры и медико - биологических основ физического воспитания ИФКиС Оренбургского государственного педагогического университета. Автор / составитель рабочей программы учебной дисциплины: М.М.Рузаев, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико - биологических основ физического воспитания ИФКиС ОГПУ. ________ _____________ (дата) ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Направление подготовки: 034300.62 – физическая культура Профиль: Физическая культура и спорт Дисциплина: Программа производственной практики Форма обучения: заочная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОДОБРЕНА учебно-методическим советом Университета протокол № ___от _____ 2011г. РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания протокол № ___.________________ 2012г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания к.т.н., доцент ____________ Востриков В.А.___________ Исполнитель: старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин ______________ Рузаев М.М.._____________
Рабочая программа зарегистрирована в Учебно-методическом управлении под учетным номером _____________ _________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Начальник УМУ____________ Сизинцева Н.А.________________ 1. Цели и задачи освоения практики Педагогическая практика является важнейшим звеном профессионально-педагогической подготовки студентов Института физической культуры и спорта. Она позволяет органически связать обучение, осуществляемое в различных формах аудиторных занятий по дисциплинам теоретического цикла, и занятий, проводимых по циклу спортивных дисциплин в рамках учебной практики, с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональных функций специалиста в сфере физической культуры и спорта. Интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии, педагогическая практика в ДЮСШ призвана обеспечить логическую завершенность профессиональной подготовки специалиста. Цель педагогической практики - содействовать качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций специалиста в сфере физической культуры и спорта в реальных условиях «производственной» действительности, формированию профессионально значимых качеств и психических свойств личности будущего специалиста в соответствии с современными требованиями жизни и деятельности, развитию интереса к избранной профессии. Педагогическая практика проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности и охватывает длительный период повседневной систематической работы с детьми. Задачи: 1) теоретический компонент: - знакомство с постановкой физического воспитания в ДЮСШ; - получить базовые представления о физической культуре в ДЮСШ; - понимать значение ФК в ДЮСШ; - понимать систему комплексного контроля за качеством учебно-тренировочного процесса. 2) познавательный компонент: - содействовать адаптации студентов к профессиональной деятельности, изучение различных форм работы по физическому воспитанию учащихся; - знать планирование учебно-тренировочного и воспитательного процесса в ДЮСШ (секции по видам спорта); - знать основы организаторской, административной и инструкторской деятельности; - знать как организовывать спортивные мероприятия. 3) практический компонент: - уметь планировать документацию по предмету учебно-тренировочным группам (ГНП; УТГ; УТГ-2); - проводить самостоятельно учебно-тренировочные занятия в группах; - приобретать навыки свободного общения с учениками; - уметь организовывать спортивные мероприятия, составлять сметы расходов на участие в соревнованиях. 2. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата, время и форма её проведения. 2.1. Место учебной практики в структуре ООП Педагогическая практика относится к базовой части учебного цикла. Студенты на педпрактике опираются на дисциплины, изучаемые параллельно, такие как педагогика, психология, анатомия, спортивные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, гимнастика и т д. Для прохождения педпрактики студент должен: знать: базовый курс по спецпредметам. уметь: обобщать свой собственный опыт, делать обоснованные выводы на его основе. а также определять возможные пути решения при проведении учебно-тренировочных занятий. владеть: переносом знаний учебных дисциплин психолого-педагогического, медико-биологического и специального циклов на проведение учебно-тренировочных занятий. 2.2. Место и время проведения учебной практики. Педагогическая практика на 4 курсе ИФКиС проходит в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) г. Оренбурга с октября по ноябрь. Составлены контракты со следующими ДЮСШ г. Оренбурга. 1 ГОБУДОД ООДЮСШ – легкая атлетика; 2 МУДОД «ДЮСШ 3» - гимнастика; 3 СДЮСШОР № 3 – бокс; 4 СДЮСШОР № 5 - баскетбол; 5 МОБУДОД ДЮСШ № 2 – футбол, волейбол; 6 СДЮСШОР № 2 – лыжи, легкая атлетика; 7 МОУДОД ДЮСШ № 2 «Прогресс» - плавание; 8 ДЮСШ № 8 – гиревой спорт; 9 МОУДОД СДЮСШОР 4 СК «Урал» - борьба, теннис. и в ДЮСШ области 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ООП ВПО по данному направлению подготовки: а) общекультурных (ОК) - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладаетдостаточным уровнем профессиональных знаний (ОК-10); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики преподавателя (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели к выбору ее достижения (ОК-14); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8); - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-12); б) профессиональных (ПК) - способен разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4); - способен самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах 1 и 2 года обучения (УТГ-1; УТГ-2) (ПК-5); - владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состояния учащихся (ПК-13); - способен составлять планирующую и отчетную документацию, проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК -20); - готов к выполнению должностных обязанностей по организации и проведению учебно-тренировочных занятий (ПК-12); - готов принимать активное участие в проведении различных спортивных мероприятий (ПК-22); - готов использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30). В результате освоения дисциплины обучающейся должен знать: - основные положения прохождения практики; - планирование учебно-воспитательного процесса; - планирование проведение спортивно–массовых мероприятий в ДЮСШ. уметь: - обосновать и разработать учебно-тренировочные занятия в группах ДЮСШ; - осуществлять мотивацию на учебно-тренировочных занятий; - находить эффективные подходы и методики организации и управления физкультурно-спортивной деятельности; - осуществлять контроль и учет результатов своей деятельности, анализировать и оценивать собственный педагогический опыт и опыт своих коллег. владеть: - проведением учебно-тренировочных занятий различного типа и вида с учащимися всех возрастных групп; - организацией и проведением спортивно-массовых мероприятий и соревнований; - на практике применять общепринятые методики изучения личности школьника, оценки санитарно – гигиенического обеспечения занятий по физическому воспитанию; - средствами контроля и диагностики физкультурно – спортивной деятельности. Приобрести опыт: -составления учебной документации; - проведения спортивно-массовых мероприятий; - проведения учебно-тренировочных занятий с учащимися всех возрастных групп. 4. Содержание и структура дисциплины. 4.1. Структура учебной практики
4.2.Содержание учебной практики
Самостоятельная работа студентов на учебной практике За период педагогической практики студент-практикант обязан выполнить следующие задания: Задание 1. Изучение личности школьника и коллектива класса методом психолого-педагогического наблюдения за поведением в конкретной деятельности и поступками ученика в учебной работе, в коллективе класса, а также по материалам бесед с учащимися и учителями. Составление на основе полученных данных психологической характеристики ученика и рекомендаций по формированию положительных черт личности и преодолению неуспеваемости. Задание 2. Оценка санитарно-гигиенического состояния инвентаря, оборудования и мест проведения занятий по физическому воспитанию. Разработка на основе полученных данных предложений по улучшению (поддержанию) санитарно-гигиенических условий мест проведения занятий, состояния оборудования и инвентаря. Задание 3. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на подготовку к написанию курсовых и квалификационных работ (определение темы, возможного контингента учащихся-испытуемых, объекта и предмета исследования, создание предпосылок проведения научно-исследовательской работы и т. п.). Следует отметить обязательность исполнения первых двух заданий; представления письменных отчетов о проделанной в этой связи работе, которые регистрируются в журнале в соответствующем разделе. 5. Образовательная и научно-исследовательская деятельность студентов на практике Образовательная деятельность студентов на практике Образовательная деятельность студентов в сфере спортивной подготовки в период педагогической практики в ДЮСШ заключается в реализации различных форм учебно-тренировочного процесса. Сущность образовательной деятельности студентов-практикантов в ДЮСШ заключается в реализации следующих мероприятий с детьми-спортсменами: - посещение открытых занятий студентов, мастер-классов тренеров ДЮСШ; проведение в качестве помощника тренера, а затем и самостоятельно учебно-тренировочных занятий в группе; проведение воспитательной работы с учащимися ДЮСШ; участие в составе судейской бригады в организации и проведении соревнований по виду спорта; ведение отдельных видов учетной документации по спортивно-массовой работе; журнал учета работы учебно-тренировочной группы; протоколы соревнований, сводные ведомости и итоговые таблицы; здоровьесберегающие технологии (соблюдение санитарно-гигиенического режима); решение педагогических ситуаций. 5.2. Научно-исследовательская деятельность студентов на практике В период прохождения педпрактики студент может организовать и осуществить свою учебно-исследовательскую деятельность, направленную на написание выпускной квалификационной работы. Продолжить экспериментальную часть работы, по результатам которой можно судить о правильности применения составленной программы, и подобранных средств в решении поставленных задач. Конкретное содержание учебно-исследовательской деятельности студентов-практикантов обусловлено вопросами исследования современных методик организации и проведения учебно-тренировочного процесса; передовых достижений в сфере спортивной подготовки: изучения личностных характеристик занимающихся: влияния тренировочных нагрузок на организм юного спортсмена; медико-биологических основ спортивной подготовки и других направлений исследования . 6. Форма аттестации по итогам практики 6.1. Форма аттестации по итогам практики По результатам педагогической практики в ДЮСШ студентам-практикантам выставляется дифференцированная оценка за выполнение всех видов деятельности на практике. В итоговой оценке за практику учитываются объём и качество выполнения студентом-практикантом работы по всем разделам программы практики, его активность, сознательность и самостоятельность в решении педагогических задач, отношение к практике, качество и своевременность оформления отчетной документации. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки, прохождение практики ему не зачитывается и вопрос о его дальнейшем обучении решается советом института. При оценки практики учитывается: 1. Полнота и качество отчета по практике, способность студента самостоятельно анализировать результаты работы. Отзыв руководителя практики или должностного лица под непосредственным руководством которого работал практикант. Качество и своевременность сдачи отчета по практике. Выступление на конференции по итогам практики. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно. В отдельных случаях может рассматриваться вопрос о дальнейшем обучение студентов в университете. В процессе педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений. 1. Конструктивные умения: - определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива; - наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психолого-педагогических аспектах; - обоснованно выбирать эффективные факты, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся; - осваивать основные формы внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ, гимназий, лицеев; - проводить разнообразную работу по развитию позновательной активности, интересов и потребностей учащихся; - осуществлять коллективную и индивидуальную воспитетальную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.; - изучать функциональные обязанности классного руководителя, наставника; - проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями; - осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности; - обосновано отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам; - составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности. 2 Коммуникативные умения: - использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях; - строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся; - развивать чувство понимания и сопереживания учащихся, родителям. коллегам; - формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства; - развить способность к педагогической рефлексии; - уметь строить гуманные отношения с детьми; - уметь выражать и обосновывать свою позицию; - уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; - уметь мотивировать поведение и деятельность; - владеть эмоциями и чувствами; - уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп. 3. Организаторские умения: - организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе; - организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению; - организовать индивидуальную работу с учащимися , группой, коллективом в целом. 4. Исследовательские умения: - изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе современных психолого-педагогических подходов; - изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения; - изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники; - изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе); - сбор материалов по теме выпускной или дипломной работы, накопление эмпирического материала 6.2. Критерии оценки педагогической практики студентов Результаты педагогической практики студента оцениваются по следующим критериям: - уровень сформированности профессионально значимых качеств; - умение планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеурочных занятий; - инициативность, заинтересованность и активность в проведении воспитательной работы с учащимися; - использование наиболее эффективных методов воспитания, обучения и развития; - владение различными формами образовательного взаимодействия с учениками, умение самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности; - наличие умений и навыков в области психолого-педагогического анализа личности учащегося и классного коллектива; - стремление к самостоятельности и творчеству в педагогической деятельности. Оценивание студента происходит на основе совокупности оценок. полученных им в процессе прохождения педагогической практики: оценка учителя-предметника, классного руководителя, решения педагогического совета образовательного учреждения, методиста – предметника, методиста психолого-педагогических кафедр и факультетского руководителя. Дифференцированная оценка выставляется по пятибалльной системе: «отлично» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики того или иного курса, обнаружил умение правильно определять и эффективно осуществлять основную учебно-воспитательную задачу, способы и результаты ее решения с учетом возрастных особенностей учащихся. Проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру; «хорошо» - ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умение определять основные учебно-воспитательные задачи и способы их решения, проявлял инициативу в работе, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребности в творческом росте; «удовлетворительно» - ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубокого знания психологической теории, не сумел применить ее на практике, допускал ошибки в планировании учебно-воспитательной работы, не учитывал в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности детей; «неудовлетворительно» - ставится студенту, который не выполнил программу учебно-воспитательной работы, обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее для выдвижения и реализации воспитательных задач, устанавливать правильные взаимоотношения учащихся и организовывать педагогически целесообразную деятельность. В итоговой оценке за педагогическую практику учитывается степень эффективности педагогической деятельности студента, участие в методической и общественной работе школы, его отношение к педагогической профессии, к детям, к школе, качество содержания и оформления отчетной документации. В представленном учебно-методическом пособии в приложении имеется необходимый инструктивный материал, который поможет студенту заполнить данный дневник. Кроме того, неявка без уважительной причины на мероприятие педагогической практики в ДЮСШ влечет за собой отстранение от педагогической практики. Вопрос о дальнейшем прохождении (продлении) практики будет решаться после оплаты студентом пропущенного времени практики через бухгалтерию Университета. Итоги практики подводятся на педсовете в ДЮСШ и на научно-педагогической конференции в институте. По окончании практики проверяет, качество и правильность заполнение студентом документов перечисленных и представленных в основных разделах журнала, конспекты учебно-тренировочных занятий, характеристику на студента. В указанный срок представляет отчетную документацию студента руководителю педпрактикой. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
для студ. вузов, обуч. по спец. 033100 - Физическая культура/Под ред. Ю.Д.)Келезняка, Ю.M. Портнова.-3-е изд., стер.-М.:Академия, р~„~~ 2006.-520с.-(Высшее профессиональное образование)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ка: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 — Физ. культура и спорт/Ю.В. Менхин.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:СпортАкадемПресс; Физкультура и Спорт,2006.-312с.:ил..-212.00
8. Материально-техническое обеспечение практики Для проведения педагогической практики определяем базовые школы, имеющие оборудованный спортивный зал, спортивный инвентарь, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности, при проведении учебных и учебно-тренировочных занятий. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки _______________________________ физическая культура. |