Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
Технологическая карта дисциплины
Наименование
дисциплины / курса
| Уровень образования
| Статус дисциплины
в учебном плане
| Количество зачетных единиц / кредитов
| Форма отчетности
| Курс, семестр
| «Теоретические основы
и технологии лингвистического
развития детей старшего дошкольного возрастаи
и подготовки к
обучению грамоте»
| магистратура
| А
| 5
| Экза
мен
| 2 к.,3 с.
ПОМ ЗН-
О - Д
| Смежные дисциплины по учебному плану:
| «Русский язык и культура речи», «Педагогика», «Психология»
| ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ
(проверка знаний и умений на входе)
| Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудиторная
| Минимальное количество баллов
| Максимальное количество баллов
| Тестирование лингвистической подготовки
| Тест
| Аудитор.
| 3
| 7
| Итого:
| 3
| 7
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
(проверка знаний и умений по дисциплине)
| Тема или задание текущей
аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудиторная
| Миним. кол - во баллов
| Максим. количество баллов
| 1. Речевая готовность дошкольника к обучению в школе
1.1. Реферат ( по выбору)
- «Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я. А. Коменского»;
- «Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г.Песталоцци»;
- «Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М.Монтессори»»;
- «Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф.Фребеля»»;
- «К.Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку»
1.2.Сообщение: «Концепция дошкольного воспитания»: роль и место задач по развитию речи, современные подходы и методические рекомендации в связи с формированием речевых навыков детей.
1.3. Составление плана статей Н.И. Красногорского, М.М. Кольцовой, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А.Леонтьева.
1.4. Проведение диагностики речевого развития детей.
| Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
| Аудиторная,
внеаудиторная
|
3
|
8
| 2.Формирование фонетического компонента речевой готовности
2.1. Реферат на тему:
- «Методика воспитания звуковой культуры речи детей: формы работы, этапы обучения, методические рекомендации ;.
-«Формирование выразительности речи у детей (интонационной, звуковой, языковой)»
-«Анатомо-физиологические предпосылки развития звучащей речи;
-«Роль слухового и речедвигательного анализаторов, речевого дыхания в становлении звуковой речи;.
-«Работа ДОУ над развитием речевого слуха, подвижностью речедвигательного аппарата, речевым дыханием детей».
2.2. Упражнения, напрвленные на формирование фонематического слуха, а затем фонематического восприятия речи у детей.
| Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
| Аудиторная,
внеаудиторная
|
3
|
8
| 3.Формирование лексического компонента речевой готовности
3.1. Сообщение на тему:
- «Методика развития словаря детей;.
- «Влияние словарной работы на развитие связной речи»
- «Е.И. Тихеева о принципах словарной работы в детском саду»
- «Методика различных занятий по обогащению словаря: экскурсии, осмотры предметов, наблюдения, работа с картинами и загадками, дидактические игры, игра-труд».
3.2.Обзор научно-методической литературы по проблеме словарной работы в системе дошкольного и начального образования; характеристика авторских методик по формированию словаря детей.
| Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
| Аудиторная,
внеаудиторная
|
3
|
8
| 4.Формирование грамматического компонента речевой готовности
4.1. Сообщение на тему:
-«Методика формирования грамматического строя речи»;
-«Формирование грамматических умений и навыков как основе развития связной речи».
4.2. Игры и упражнени с грамматическим содержанием в разных возрастных группах
4.3. Анализ и оценка авторских методик по формированию грамматического строя речи детей.
|
Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
| Аудиторная
|
3
|
8
| 5.Сущность подготовки к обучению грамоте в современных образовательных программах для дошкольных учреждений
5.1. Доклад на тему:
«Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте старших дошкольников в современных образовательных программах для дошкольных учреждений»( на выбор )
5.2. Реферат на тему:
«Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте старших дошкольников в парциальных программах для дошкольных учреждений»( на выбор из программ: «Ступеньки детства», «Ступеньки к грамоте», «Предшкольная пора», «Преемственность» и др.)
5.3.Анализ метода наглядного моделирования в процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте (при ознакомлении со звуковой структурой слова, слоговой структурой слова, словесным составом предложения. Рекомендации альтернативных образовательных программ (на выбор).
| Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
|
Аудиторная,
внеаудиторная
|
3
|
8
| 6. Теория и методика подготовки к обучению грамоте
6.1. Реферат на тему:
«К.Д.Ушинский о роли родного языка как источника духовного богатства человека».
«Главные особенности методики обучения грамоте в системах Л.Н.Толстого, И.Н.Шапошникова, Д.Б.Эльконина».
«Роль слога в методике обучения грамоте».
«Как учить детей читать»
(по работе Д.Б.Эльконина)
6.2.Анализ основных современных букварей.
| Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
| Аудиторная,
внеаудиторная
|
3
|
8
| 7. Содержание и организация занятий по подготовке к обучению чтению старших дошкольников в услових предшкольного образования
7.1. Выступление на тему:
- «Особенности методов, средств и форм организации деятельности дошкольников при подготовке к чтению»
- «Моделирование звукового состава слова как основной метод подготовки детей к чтению.
7.2. Дидактические игры и упражнения по обучению детей звуковому анализу слова.
7.3. Анализ особенностей содержания занятий с дошкольниками по подготовке к чтению в различных программах
7.4.Разработка конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с лингвистическими терминами (слово, звук, слог, ударение).
| Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
| Аудиторная,
внеаудиторная
|
3
|
8
| 8. Содержание и организация занятий по подготовке к обучению письму старших дошкольников в условиях предшкольного образования
8.1.Подготовить реферат на тему:
- «История обучения письму».
- « Методы обучения письму».
- «Принципы обучения письму».
-«Психофизиологические основы и гигиенические условия письма».
-«Методы и приемы обучения дошкольников ориентировке на листе бумаги».
8.2.Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с написанием элементов букв.
8.3.Сообщение на тему:
- «Трудности и возрастные особенности развития навыков подготовки к письму у детей дошкольного возраста».
| Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
| Аудиторная,
внеаудиторная
|
3
|
8
| 9. Игры и упражнения, направленные на подготовку к чтению и письму старших дошкольников в условиях предшкольного образования
9.1.Разработка игр и упражнениий, направленных на подготовку к чтению и письму старших дошкольников в условиях предшкольного образования и их реализация на практике
9.2. Изучение игровых авторских методик подготовки к освоению грамоты («Речецветик» Г.А.Ванюхиной, методика Н.А. Зайцева, методика Е.А. Бугрименко и Г.А., Цукерман и др.).
9.3. Реферат на тему:
- «Методика обучения детей сочинению загадок (Д. Родари, О.Н. Сомкова,
Ю.Г. Илларионова, А.А. Нестеренко и др.)».
- «Методика обучению детей сочинению рифмованных строк (К.И. Чуковский,
О.С.Ушакова, Д. Родари и др.)».
- «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении»
- «Использование фольклора в разных возрастных группах (рекомендации
современных образовательных программ)».
9.4. Доклад на тему:
-«Театрализация как разновидность художественно-речевой деятельности
в детском саду».
-«Использования народных загадок с целью развития речевого творчества
детей-дошкольников».
-«Методика обучения моделированию собственных загадок».
| Письменные задания,
выступление,
доклад,
реферат
| Аудиторная,
внеаудиторная
| 3
| 8
|
|
|
|
|
| Устный ответ на вопросы в день экзамена по расписанию
| экзамен
| Аудиторная
| 1
| 6
| Итого (базовый модуль):
|
|
| 30
| 78
| Итого (вводный модуль +базовый модуль):
|
|
| 31
| 85
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
| Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудиторная
| Миним. кол - во баллов
| Максим. количество баллов
| Презентация и устный доклад
| Презентация, доклад
| Внеаудиторная и аудиторная
| 1
| 15
| Итого:
| 32
| 100
|
Необходимый минимум для прохождения межсессионной аттестации 16 баллов. Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации: 31 балл. Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование по проблемам пропущенных занятий, выполнение контрольных письменных работ; выполнение заданий из дополнительного модуля.
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Преподаватель: О.И.Бадулина
Утверждено на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО МГПУ, протокол № 1 от «29 » августа 2013 г.
Зав. кафедрой Т. И. Зиновьева
|