1. Краткая аннотация проекта
1.1 Цели, задачи, актуальность проекта.
Актуальность
Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, что дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется, и возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.
Природное желание ребёнка узнать новое постепенно сталкивается с педагогической схоластикой, с упрощением и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях. У ребенка не реализуется одна из основных способностей этого возраста – эмпирическое, то есть чувственное, познание мира. Ребенок ждет не объяснения путем логических выкладок, а демонстрации качеств предмета.
Суть предмета постигается через качества, а не через абстрактный для ребенка утилитаризм предмета. Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений.
Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к ее явлениям.
Проблемный вопрос
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения психоэмоционального комфорта и развития творческой личности ребенка:
- несовершенство нормативно-правовой базы: отсутствие государственных стандартов по дошкольному образованию;
- уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ;
-смещение акцентов взаимодействия родителя и ребенка на использование современных информационных технологий;
-избегание решения проблем детско-родительских отношений;
- низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.
Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:
- подрывается физическое и психическое здоровье детей;
- снижается уровень духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- отсутствует мотивация к проявлению самостоятельности, творчества в деятельности;
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ;
- недостаточность совместной творческой деятельности родителей с детьми, влекущая за собой пассивность и безынициативность;
- недостаточность важной движущей силы воспитания – авторитета, успехом которого является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.
-все более возрастающая потребность в общении, с одной стороны, и недостаток коммуникативных навыков, с другой (а именно в общении происходит коррекция личностных качеств);
Задачи арт-педагогики:
Воспитательные:
Обучение детей корректному общению, сопереживанию;
Содействие нравственному воспитанию личности;
Обеспечение ориентации в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
Развивающие:
Развитие адекватной самооценки;
Преобразование неадекватных форм поведения;
Обучение способам взаимодействия с другими людьми.
Создание определенных условий, способствующих достижению ребенком индивидуального успеха в той или иной деятельности.
Психотерапевтические:
Создание атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признание ценности другого человека
Диагностические:
Получение сведений о развитии ребенка и его индивидуальных особенностях
Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развития их творческих способностей. Однако, организуя воспитательно-образовательный процесс, жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, мы часто забываем, что является главным в воспитании и развитии дошкольников, и делаем акцент на получении и освоении ЗУНов. При этом дети не могут использовать в решении познавательных задач творческие нестандартные подходы, мыслят шаблонами и утрачивают целостность восприятия мира.
Цель экспериментальной деятельности:
Исследование и использование возможностей педагогики и психотерапии для профилактики социально-эмоциональных нарушений, развитие творчества у ребенка дошкольника как целительной силы, способной предупредить развитие негативных сторон личности, воздействуя на чувства и эмоции.
Задачи II этапа работы:
· Разработать и апробировать комплекс педагогических условий для обучения, развития ребенка, развития его нравственных качеств используя педагогическую направленность арт-терапии
( проектирование содержания образования, перспективное планирование, серии конспектов занятий, рекомендации по индивидуальной работе, диагностический, аналитический и дидактический материалы, рекомендации по организации развивающей среды и др.).
· Разработка и реализация программы повышения профессионализма управленческих и педагогических кадров ДОУ, предусматривающей овладение ими теоретическими и практическими знаниями и умениями по созданию социально-эмоционального комфорта дошкольников.
· Преобразование и обогащение образовательной среды ДОУ с учетом инновационной деятельности.
· Организация продуктивного взаимодействия педагогического коллектива с родителями.
Критерии эффективности внедрения проекта
1. Критерии физического здоровья:
- уровень физического развития;
- резистентность (кратность заболеваний в течение года);
- показатели двигательной активности.
2. Критерии психического здоровья:
- уровень эмоционального благополучия (тревожность, страх, агрессивность, самооценка);
- уровень познавательной деятельности (восприятие: зрительное, слуховое; запоминание; наглядно-действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация).
3. Критерии художественно-творческого развития:
- развитие творческих способностей;
- развитие воссоздающего воображения;
- формирование устойчивых знаний, умений и навыков;
- развитие креативного самовыражения.
4. Критерии соответствия участников педагогического процесса и материально-технической базы целям и задачам ДОУ; уровень квалификации педагогов и компетентности родителей по приобщению к художественно-творческому развитию
5. Эффективность работы по художественно-творческому развитию:
- развитие устойчивых ЗУН;
- формирование чувственного познания мира;
-развитие целостности и творческой направленности личности ребенка;
- стабилизация психоэмоционального и психофизического здоровья дошкольников
- дальнейшее совершенствование форм работы по оздоровлению и профилактике заболеваемости детьми простудного характера, добиваясь более высоких результатов для дальнейшего успешного обучения будущего ученика.
Ресурсы
1. Материальное обеспечение:
- оборудованный кабинет изобразительной деятельности;
- компетентный специалист по изобразительной деятельности;
- центры художественно-творческого развития в группах
- кабинет педагога-психолога
2. Методическое и учебное обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
3. Система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей.
4. Эффективное взаимодействие в социуме.
5. Наличие медиа- и видео- материалов.
6. Наличие комнаты психологической разгрузки и работа службы психологической помощи.
7. Наличие современного медицинского пункта, позволяющего вести непрерывный мониторинг состояния здоровья воспитанников и оказание своевременной и качественной медицинской помощи.
Осуществление плана деятельности
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей, направленный на выявление уровня развития познавательных способностей, художественно-творческих способностей, а также уровень развития социально-эмоциональной сфера и коммуникативной сферы.
Презентация творческой среды в группах.
Выпуск газеты « Апельсин» с вопросами творческого развития детей, рекомендациями педагога-психолога и т.д.
Осуществление метода проектов
Разработка конспектов интегрированных занятий.
Разработка проекта авторской программы по тестопластике.
Вся деятельность велась по трем направлениям:
1. Педагог-педагог
2. Педагог-ребенок
3. Педагог-родитель( схема прилагается)
Наиболее эффективными для решения задач и реализации эксперимента оказались следующие направления арт-педагогики: фольклорная арт- педагогика, сказкотерапия и ее интеграция с другими видами творческой деятельности, тестопластика.
Именно в данных направлениях мы увидели возможность развития у ребенка способность к самовыражению, творческой реализации, эмоциональному развитию и получение навыка коммуникативного комфорта и развитие нравственных « врачебных» качеств.
В ходе работы мы придерживались следующих правил:
1. Неприемлемы команды, принуждение
2. Ребенок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание работы
3. Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения.
4. Запрещены оценивающие суждения, критика.
В ходе психолого- педагогического анализа выявилось следующее:
Основными трудностями в развитии социально-эмоциональной сферы дошкольников явились следующие:
- Понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, воспроизведение эмоций
- Негативные проявления эмоциональных состояний
- Отсутствие инициативы в общении
- Ориентация на собственные действия
- Неумение позитивного улаживания конфликтных ситуаций
Таким образом, обнаружилась необходимость в проведении тематических занятий, направленных на социально-эмоциональное развитие старших дошкольников. Занятия проводились педагогом –психологом один раз в неделю в течении учебного года.
низкий уровень развития эмоциональной сферы средний уровень развития эмоциональной сферы высокий уровень развития эмоциональной сферы
начало года 14% 22% 64%
конец года 2% 11% 87%
В ходе работы выявилась потребность проведения таких занятий, начиная со среднего возраста. Поэтому был разработан перспективный тематический план работы по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Остановимся на реализации метода проектов.
Были разработаны и реализованы следующие проекты:
« Народное мудрое слово»
« Страна здоровья»
« Сказки нашего дома»
Сама по себе фольклорная арт- педагогика ценна именно интеграцией деятельности, поскольку в музыкальном фольклоре изначально присутствует и стихотворное и песенное творчество, народные танцы, игры, сценки, декоративно- прикладное творчество.
Традиционные свойства фольклора- коллективный характер, вариативность, открывают широкие возможности для регуляции межличностного общения и для развития творческих способностей.
Издавна детский фольклор помогал детям расти здоровыми спокойными, одновременно с эти м дети учились народной мудрости, добру, любви к семье, земле, природе.
Главное в реализации этого проекта на только научить детей малым жанрам русского фольклора, но и воспитательный аспект: показать, как в народных традициях отражена глубокая мудрость т творческий потенциал.
Реализовался проект на протяжении всего учебного года. Свое отражение мероприятия нашли в разных видах деятельности: в игровой деятельности, в разделе « Социальное развитие», речь и речевое общение, здоровье и физическое развитие ,конструирование, изобразительная деятельность и дизайн, театрализованная деятельность, окружающий мир.
Формами организации детской деятельности были:
Организация русских народных игр
Составление рассказов на определенную тему
Прогулки и беседы
Конструирование( маски к колядкам, для театрализации русских народных сказок и т. д.)
Заучивание закличек, потешек, пословиц
Составление макета русской избы
Промежуточными в реализации проекта были обрядовые праздники и развлечения.
На данный момент проект не реализован до конца, поскольку имеет кроме всего прочего, сезонную направленность.
Итогом реализации проекта мы видим в том, что у детей не только появился интерес к русской народной культуре, но и формируется эмоциональный запас, стремление к общению, душевный комфорт. Это мы увидели, когда наблюдали деятельность детей в свободное время: дети стремятся разыгрывать ситуации, связанные с прибаутками, сказками, используют пословицы, даже шуточные потешки не вызывают обиды.
В этом же направлении велась работа с родителями:
Консультация « Всякая пословица- мудрость народная»
Совместное проведение праздника « Масленица»
Посещение родителями занятий
Использование опыта старшего поколения( банк потешек, приговорок, закличек).
В ходе реализации проекта « Сказки нашего дома» были проведены следующие мероприятия:
- Чтение сказок и их обсуждение
- Рассматривание сюжетных картинок по сказкам, составление рассказов
- Продуктивные виды деятельности( рисование, лепка, конструирование по сказкам)
-Обсуждения на темы: « Звери- наши друзья», « « Заповедные места нашего края», « Какие чувства испытываю домашние животные» и др.
- Драматизация
Итогом реализации проекта был проведение большого музыкально-театрализованного представления « Сказки нашего дома» .
В ходе реализации проекта « Сказки нашего дома» мы увидели возможность интеграции сказкотерапии и других видов деятельности. С этой целью была разработана серия конспектов под общей темой « Использование возможностей сказки для приобщения детей к здоровому образу жизни». Предварительно был разработан и реализован проект «Страна здоровья», в ходе которого дети получили знания по здоровому образу жизни ( через занятия по познавательно- речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию, игровую деятельность, экскурсии,, театрализованную и самостоятельную деятельность).
В различных мероприятиях воспитателями использовалась и музыка, и продуктивные виды деятельности, и сказка, что позволило объединить воспитание активного сторонника здорового образа жизни с использованием возможностей искусства.
После реализации проекта , итогом которого было проведение физкультурно-театрализованного развлечения, нами и был разработана серия конспектов, о которой уже говорилось выше. Все конспекты были апробированы. Мы увидели, что интеграция в данном случае уместна и дает хорошие результаты в плане усвоения детьми знаний, получении конкретных умений и играет огромное социально- эмоциональное и нравственное значение.
Вот темы организованной деятельности с детьми:
-Чистота- залог здоровья
- Береги сове здоровье
- Солнце, воздух и вода
- Нарисуй радость
- Сочини сказку о здоровье
Направленность данных мероприятий не только оздоровительная.
Одним из запланированных мероприятий была презентация творческой развивающей среды в группах. Мы организовали фотопрезентацию
« Уголков творчества» в группах старшего дошкольного возраста
Целью организации данной презентации было показать условия, необходимые для самовыражения ребенка в разных видах продуктивной деятельности, условия для совместной и индивидуальной деятельности детей, способствующие возможности развивать коммуникативные навыки, социальные навыки.
Принцип организации такой среды «Свобода выбора и реализации задуманного».
Разноплановые материалы направлены не только на развитие творческих способностей, но и способствуют созданию в группе эмоционального комфорта и воспитания доброжелательности.
Одним из результатов в ходе экспериментальной работы бала разработка проекта авторской программы по тестопластике « Хлебная сказка» Программа содержит цель, задачи деятельности педагога, принципы, условия реализации программы. Проанализированы психолого - педагогические исследования о развитии творческих способностей детей в продуктивной деятельности, обоснована арт-терапевтическое и арт- педагогическое значение тестопластики.
Далее в программе содержатся направления работы педагога, описаны виды тестопластики, способы, содержится система работы с детьми по этапам. В приложении имеется перспективный план работы, примерные конспекты занятий.
Работа по данной программе велась в течении года и показала положительные результаты в плане не только формирования устойчивых знаний, умений и навыков в лепке из соленого теста, но и в плане развития у детей способов самопознания и самосовершенствования.
В ходе экспериментальной деятельности, кроме практической направленности, были организованы консультации, велась работа педагогов по самообразованию.
Темы консультаций:
Арт- терапия в образовательном пространстве
Вариативность задач, решаемых с помощью ТРИЗ-технологий в педагогической деятельности
Проектный метод в образовательном пространстве
Тестопластика для развития творчества детей
Дизайн- проекты в работе с детьми.
Семинар- практикум : « Творческий потенциал педагога- важное условие для развития творческих способностей дошкольника».
В данное время еще ведется работа по разработке и реализации дизайн-проектов. Темы их следующие:
Детское кафе « Улыбка»
Детская площадка
Таким образом можно сделать вывод об успешном прохождении второго этапа экспериментальной деятельности, достижении определенных результатов, а именно:
- Пополнилась и кардинально изменилась предметная среда групп
- Выявились новые методы и приемы работы с детьми для развития творческого потенциала и формирования устойчивой социально-эмоциональной позиции старшего дошкольника, приобретают устойчивую форму коммуникативные навыки, у детей формируется не только интерес к казалось бы обыденным видам деятельности, поскольку они наполняются новым содержанием, но и желание к самовыражении, самопознанию с помощью арт-педагогических приемов
- Постепенно вводится интеграция детской деятельности, что позволяет ребенку реализовать свое право на самоопределение и реализацию своих потребностей
- Появляется тесная связь чувственной и познавательной сферы в детской деятельности.
В ходе третьего этапа работы предполагается систематизация результатов эксперимента, подведение теоретических и практических итогов.
|