Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 156.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.12.2013
Размер156.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
1.   Краткая аннотация проекта

1.1 Цели, задачи, актуальность проекта.

Актуальность

Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, что  дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется, и возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.

       Природное желание ребёнка узнать новое постепенно сталкивается с педагогической схоластикой, с упрощением и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях.  У ребенка не реализуется одна из основных способностей этого возраста – эмпирическое, то есть чувственное, познание мира. Ребенок ждет не объяснения путем логических выкладок, а демонстрации качеств  предмета.

        Суть предмета постигается через качества, а не через абстрактный для ребенка утилитаризм предмета. Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений.

      Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к ее явлениям.

Проблемный вопрос

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит  ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения психоэмоционального комфорта и развития творческой личности ребенка:

- несовершенство нормативно-правовой базы: отсутствие государственных стандартов по дошкольному образованию;

- уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ;

-смещение акцентов взаимодействия родителя и ребенка на использование современных информационных технологий;

-избегание решения  проблем детско-родительских отношений;

- низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:

- подрывается физическое и психическое здоровье детей;

- снижается уровень духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- отсутствует мотивация к проявлению самостоятельности, творчества в деятельности;

- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ;

- недостаточность совместной творческой деятельности родителей с детьми, влекущая за собой пассивность и безынициативность;

 - недостаточность  важной движущей силы воспитания – авторитета, успехом которого является личный положительный  пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.   

-все более возрастающая потребность в общении, с одной стороны, и недостаток коммуникативных навыков, с другой (а именно в общении происходит коррекция личностных качеств);

 

Задачи арт-педагогики:

Воспитательные:

    Обучение детей корректному общению, сопереживанию;

    Содействие нравственному воспитанию личности;

    Обеспечение ориентации в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

 

 

Развивающие:

    Развитие адекватной самооценки;

    Преобразование неадекватных форм поведения;

    Обучение способам взаимодействия с другими людьми.

    Создание определенных условий, способствующих достижению ребенком индивидуального успеха в той или иной деятельности.

 

 

Психотерапевтические:

    Создание атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признание ценности другого человека

 

Диагностические:

    Получение сведений о развитии ребенка и его индивидуальных особенностях

 

 Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация  психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развития их творческих способностей. Однако, организуя  воспитательно-образовательный процесс, жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, мы часто забываем, что является главным в воспитании и развитии дошкольников, и делаем акцент на получении и освоении ЗУНов. При этом дети не могут использовать в решении познавательных задач творческие нестандартные подходы, мыслят шаблонами и утрачивают целостность восприятия мира.

 

Цель экспериментальной деятельности:

Исследование и использование возможностей педагогики и психотерапии для профилактики социально-эмоциональных нарушений, развитие творчества у ребенка дошкольника как целительной силы, способной предупредить развитие негативных сторон личности, воздействуя на чувства и эмоции.

 

Задачи II этапа работы:

  • ·         Разработать и апробировать  комплекс педагогических условий для  обучения, развития ребенка, развития его нравственных качеств используя  педагогическую направленность  арт-терапии

  •  ( проектирование содержания образования, перспективное планирование, серии конспектов занятий, рекомендации по индивидуальной работе, диагностический, аналитический и дидактический материалы, рекомендации по организации развивающей среды и др.).

  • ·         Разработка и реализация программы повышения профессионализма управленческих и педагогических кадров ДОУ, предусматривающей овладение ими теоретическими и практическими знаниями и умениями по созданию социально-эмоционального комфорта  дошкольников.

  • ·         Преобразование и обогащение образовательной среды ДОУ с учетом инновационной деятельности.

  • ·         Организация продуктивного взаимодействия педагогического коллектива с родителями.

 

Критерии эффективности внедрения проекта

1. Критерии физического здоровья:

- уровень физического развития;

- резистентность (кратность заболеваний в течение года);

- показатели двигательной активности.

2. Критерии психического здоровья:

- уровень эмоционального благополучия (тревожность, страх, агрессивность, самооценка);

- уровень познавательной деятельности (восприятие: зрительное, слуховое;  запоминание; наглядно-действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация).

3. Критерии художественно-творческого развития:

- развитие творческих способностей;

- развитие воссоздающего воображения;

 - формирование устойчивых знаний, умений и навыков;

- развитие креативного самовыражения.

4. Критерии соответствия участников педагогического процесса и материально-технической базы целям и задачам ДОУ; уровень квалификации педагогов и компетентности родителей по приобщению к художественно-творческому  развитию

5. Эффективность работы по художественно-творческому развитию:

- развитие устойчивых ЗУН;

- формирование чувственного познания мира;

-развитие целостности и творческой направленности личности ребенка;

- стабилизация психоэмоционального и психофизического здоровья дошкольников

- дальнейшее совершенствование форм работы по оздоровлению и профилактике   заболеваемости  детьми простудного характера, добиваясь более высоких результатов для дальнейшего успешного обучения будущего ученика. 

Ресурсы

1. Материальное обеспечение:

- оборудованный кабинет изобразительной деятельности;

 - компетентный специалист по изобразительной деятельности;

-  центры художественно-творческого развития в группах

- кабинет педагога-психолога

2. Методическое и учебное обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

3. Система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей.

4. Эффективное взаимодействие в социуме.

5. Наличие медиа- и видео- материалов.

6. Наличие комнаты психологической разгрузки и работа службы психологической помощи.

7. Наличие современного медицинского пункта, позволяющего вести непрерывный мониторинг состояния здоровья воспитанников и оказание своевременной и качественной медицинской помощи. 

 

Осуществление плана деятельности

  •     Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей, направленный на выявление уровня развития познавательных способностей, художественно-творческих способностей, а также уровень развития социально-эмоциональной сфера и коммуникативной сферы.

  •     Презентация творческой среды в группах.

  •     Выпуск газеты « Апельсин» с вопросами творческого развития детей, рекомендациями педагога-психолога и т.д.

  •     Осуществление метода проектов

  •     Разработка конспектов интегрированных занятий.

  •     Разработка проекта авторской программы по тестопластике.

 

Вся деятельность велась по трем направлениям:

1.     Педагог-педагог

2.     Педагог-ребенок

3.     Педагог-родитель( схема прилагается)

Наиболее эффективными для решения задач и реализации эксперимента оказались следующие направления арт-педагогики: фольклорная арт- педагогика, сказкотерапия и ее интеграция с другими видами творческой деятельности, тестопластика.

Именно в данных направлениях мы увидели возможность развития у ребенка способность к самовыражению, творческой реализации, эмоциональному развитию и получение навыка коммуникативного комфорта и развитие нравственных « врачебных» качеств.

В ходе работы мы придерживались следующих правил:

1.     Неприемлемы команды, принуждение

2.     Ребенок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание работы

3.     Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения.

4.     Запрещены оценивающие суждения, критика.

В ходе психолого- педагогического анализа выявилось следующее:

Основными  трудностями в развитии социально-эмоциональной сферы дошкольников явились следующие:

- Понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, воспроизведение эмоций

- Негативные проявления эмоциональных состояний

- Отсутствие инициативы в общении

- Ориентация на собственные действия

- Неумение позитивного улаживания конфликтных ситуаций

Таким образом, обнаружилась необходимость в проведении тематических занятий, направленных на социально-эмоциональное развитие старших дошкольников. Занятия проводились  педагогомпсихологом один раз в неделю в течении учебного года.

  
низкий уровень развития эмоциональной сферы 
средний уровень развития эмоциональной сферы 
высокий уровень развития эмоциональной сферы

начало года 
14% 
22% 
64%

конец года 
2% 
11% 
87%

В ходе работы выявилась потребность проведения таких занятий, начиная со среднего возраста. Поэтому был разработан перспективный тематический план работы по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста.

 

Остановимся на реализации метода проектов.

Были разработаны и реализованы следующие проекты:

« Народное мудрое слово»

« Страна здоровья»

« Сказки нашего дома»

 

Сама по себе фольклорная арт- педагогика ценна именно интеграцией деятельности, поскольку в музыкальном фольклоре изначально присутствует и стихотворное и песенное творчество, народные танцы, игры, сценки, декоративно- прикладное творчество.

Традиционные свойства фольклора- коллективный  характер, вариативность, открывают широкие возможности для регуляции межличностного общения и для развития творческих способностей.

Издавна детский фольклор помогал детям расти здоровыми спокойными, одновременно с эти м дети учились народной мудрости, добру, любви к семье, земле, природе.

Главное в реализации этого проекта на только научить детей малым жанрам русского фольклора, но и воспитательный аспект: показать, как в народных традициях отражена глубокая мудрость т творческий потенциал.

 

Реализовался проект на протяжении всего учебного года. Свое отражение  мероприятия нашли в разных видах деятельности: в игровой деятельности, в разделе « Социальное развитие», речь и речевое общение, здоровье и физическое развитие ,конструирование, изобразительная деятельность и дизайн, театрализованная деятельность, окружающий мир.

Формами организации детской деятельности были:

  •     Организация русских народных игр

  •     Составление рассказов на определенную тему

  •     Прогулки и беседы

  •     Конструирование( маски к колядкам, для театрализации русских народных сказок и т. д.)

  •     Заучивание закличек, потешек, пословиц

  •     Составление макета русской избы

  •     Промежуточными  в реализации проекта были обрядовые праздники и развлечения.

На данный момент проект не реализован  до конца, поскольку имеет кроме всего прочего, сезонную направленность.

Итогом реализации проекта мы видим в том, что у детей не только появился интерес к русской народной культуре, но и формируется эмоциональный запас, стремление к общению, душевный комфорт. Это мы увидели, когда наблюдали деятельность детей в свободное время: дети стремятся разыгрывать ситуации, связанные с прибаутками, сказками, используют пословицы, даже шуточные потешки не вызывают обиды.

В этом же направлении велась работа с родителями:

  •     Консультация « Всякая пословица- мудрость народная»

  •     Совместное проведение праздника « Масленица»

  •     Посещение родителями занятий

  •     Использование опыта старшего поколения( банк потешек, приговорок, закличек).

 

 

В ходе реализации проекта « Сказки нашего дома» были проведены следующие мероприятия:

  • - Чтение сказок и их обсуждение

  • - Рассматривание сюжетных картинок по сказкам, составление рассказов

  • - Продуктивные виды деятельности( рисование, лепка, конструирование по сказкам)

  • -Обсуждения на темы: « Звери- наши друзья», « « Заповедные места нашего края», « Какие чувства испытываю домашние животные» и др.

  • - Драматизация

  • Итогом реализации проекта был проведение большого музыкально-театрализованного представления « Сказки нашего дома» .

 

В ходе реализации проекта « Сказки нашего дома»  мы увидели возможность интеграции сказкотерапии и других видов деятельности. С этой целью была разработана серия конспектов под общей темой « Использование возможностей сказки для приобщения детей к здоровому образу жизни». Предварительно был разработан и реализован проект «Страна здоровья», в ходе которого дети получили знания по здоровому образу жизни ( через занятия по познавательно- речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию, игровую деятельность, экскурсии,, театрализованную и самостоятельную деятельность).

В различных мероприятиях  воспитателями использовалась и музыка, и продуктивные виды деятельности, и сказка, что позволило объединить воспитание активного сторонника здорового образа жизни с использованием возможностей искусства.

 

После реализации проекта , итогом которого было проведение физкультурно-театрализованного развлечения, нами и был разработана серия конспектов, о которой уже говорилось выше. Все конспекты были апробированы. Мы увидели, что интеграция в данном случае уместна и дает хорошие результаты в плане усвоения детьми знаний, получении конкретных умений и играет огромное социально- эмоциональное и нравственное значение.

Вот темы  организованной деятельности с детьми:

-Чистота- залог здоровья

- Береги сове здоровье

- Солнце, воздух и вода

- Нарисуй радость

- Сочини сказку о здоровье

Направленность данных мероприятий не только оздоровительная.

Одним из запланированных мероприятий  была презентация творческой развивающей среды в группах. Мы организовали фотопрезентацию

« Уголков творчества» в группах старшего дошкольного возраста

 Целью организации данной презентации было показать условия, необходимые для самовыражения ребенка в разных видах продуктивной деятельности, условия для совместной и индивидуальной деятельности детей, способствующие возможности развивать коммуникативные навыки, социальные навыки.

Принцип организации такой среды  «Свобода выбора и реализации задуманного».

Разноплановые материалы направлены не только на развитие творческих способностей, но и способствуют созданию в группе эмоционального комфорта и воспитания доброжелательности.

 

Одним из результатов в ходе экспериментальной работы бала разработка проекта авторской программы по тестопластике « Хлебная сказка» Программа содержит цель, задачи деятельности педагога, принципы, условия реализации программы. Проанализированы психолого - педагогические исследования о развитии творческих способностей детей в продуктивной деятельности, обоснована арт-терапевтическое и арт- педагогическое значение тестопластики.

Далее в программе содержатся направления работы педагога, описаны виды тестопластики, способы, содержится система работы с детьми по этапам. В приложении имеется перспективный план работы, примерные конспекты занятий.

Работа по данной программе велась в течении года и показала положительные результаты в плане не только формирования устойчивых знаний, умений и навыков в лепке из соленого теста, но и в плане развития у детей способов самопознания и самосовершенствования.

 

В ходе экспериментальной деятельности, кроме практической направленности, были организованы консультации, велась работа педагогов по самообразованию.

Темы консультаций:

  •     Арт- терапия в образовательном пространстве

  •     Вариативность задач, решаемых с помощью ТРИЗ-технологий в педагогической деятельности

  •     Проектный метод в образовательном пространстве

  •     Тестопластика для развития творчества детей

  •     Дизайн- проекты в работе с детьми.

  • Семинар- практикум : « Творческий потенциал педагога- важное условие для развития творческих способностей дошкольника».

  • В данное время еще ведется работа по разработке и реализации дизайн-проектов. Темы их следующие:

  •     Детское кафе « Улыбка»

  •     Детская площадка

 

Таким образом можно сделать вывод об успешном прохождении второго этапа экспериментальной деятельности, достижении определенных результатов, а именно:

- Пополнилась и кардинально изменилась предметная среда групп

- Выявились новые методы и приемы работы с детьми для развития творческого потенциала и формирования устойчивой социально-эмоциональной позиции старшего дошкольника, приобретают устойчивую форму коммуникативные навыки, у детей формируется не только интерес к казалось бы обыденным видам деятельности, поскольку они наполняются новым содержанием, но и желание к самовыражении, самопознанию с помощью арт-педагогических приемов

- Постепенно вводится интеграция детской деятельности, что позволяет ребенку реализовать свое право на самоопределение и реализацию своих потребностей

- Появляется тесная связь чувственной  и  познавательной  сферы в детской деятельности.

 

В ходе третьего этапа работы предполагается систематизация результатов эксперимента, подведение теоретических и практических итогов.

 


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск