Скачать 57.45 Kb.
|
МОУ Рыбновская средняя общеобразовательная школа №2 Конспект урока в 11 классе Футуризм и творчество футуристов Цель: познакомить учащихся с футуризмом как одним из модернистских течений конца XIX начала XX века; выявить основные особенности данн течения посредством знакомства с творчеством футуристов. Задачи: - закрепить навыки анализа литературного произведения;
России; потребность к самопознанию; умение доказывать свою точку зрения. Тип урока: изучение нового материала. Организационный момент: постановка цели, задач. Цель нашего урока: выявить основные особенности футуризма ка! литературного течения конца XIX начала XX века; познакомиться с творчеством футуристов. Наш урок будет состоять из IV этапов. По ходу занятия будьте внимательны, т. к, каждый этап будет заканчиваться различными видам! контроля или творческим заданием. Ход урока (Слайд 1) Чтобы понять, кто же такие футуристы, давайте обратимся к документу, к одному из манифестов футуристов «Слово как таковое». 1.Работа с текстом манифеста А.Е. Кручёных, В, В. Хлебников «Слово как таковое» (1913). Чтение текста, - Разберёмся в прочитанном. Стройте свои индивидуальные ответы, используя цитаты из текста. 1) Прочитайте пример традиционного написания стихов. 2) Какую оценку дают футуристы такому писательскому творчеству?
- «Стремительная современность», отсюда вытекает и само название футуризм (от лат. foturam — будущее), т. е. футуристы явились создателями нового искусства. Основателем футуризма был итальянец Маринетти. Он провозгласил полный разрыв с традиционной культурой. На сером фоне начала второго десятилетия XX века русский футуризм был необходим, как смутное предчувствие мировой войны и неизбежности революции после неё. Контроль
Слово учителя. Русские футуристы имели 4 основные (но не враждующие между собой) группировки. (Слайды2-9) Кубофутуристы: Эгофутуристы: «Мезонин поэзии»: «Центрифуга»:
Теперь давайте обратимся к первому манифесту футуристов, который назывался «Пощёчина общественному вкусу». Интригует уже само название II. Работа с текстом. Д. Бурлюк, А. Кручёных, В. Маяковский, В. Хлебников «Пощёчина общественному вкусу». Знакомство с содержанием. - Ответьте на вопросы:
Обобщение В манифесте есть рациональное зерно - авторы призывают быть внимательными к материи слова, звуку, плоти стиха. Этим достигается выразительность, язык приобретает энергетику. Но футуристы больше уделяли внимание не содержанию, а форме. Это одновременно и достоинство, и недостаток. Однако самый большой «порок» манифеста -разрыв с классической поэзией, утверждение своей самобытности на уровне скандала, эпатажа, литературного хулиганства и словесного циркачества. Контроль Снова берём карточки контроля и отвечаем на задания 2 этапа. Проверяем. III. Самостоятельная работа. Давайте поближе познакомимся с творчеством футуристов, а именно с их произведениями (работаем с раздаточным материалом). Самостоятельно ознакомьтесь с представленными произведениями разных авторов. Выберите одно, которое вас поразило, удивило, понравилось, может быть, возмутило, т е. вызвало эмоции, чувства. Лирика призвана эмоционально воздействовать на читателя. Свой выбор аргументируйте(3 мин.). Найдите примеры словотворчества в предложенных стихотворениях. Контроль на уровне восприятия-ощущения Слово учителя Со времени своего появления футуризм «развлекал» только недальновидных. Строгих ценителей поэзии он беспокоил. В. Брюсов же уловил в манере футуристов если не мастерство, то нужность новых форм, ломающих прежние. Тяготение к форме - одна из черт футуризма. Поль Верлен говорил, что художник изображает прекрасную вазу, а что в неё налито - нектар или помои - всё равно. Поэтическая графика - явление знаковое, в котором даже форма и величина букв, длина в расположении строк, изображённые предметы и геометрические фигуры имеют свой смысл. Эксперименты с графикой были характерны для творчества поэтов футуристов, которые объединили в своём творчестве литературу и живопись. (Слайды10-14) Поэты пишут стихотворения, в которых начальные буквы при чтении сверху вниз образуют слово или фразу. Этот вид стихотворения называется акростих (от греч. - краестишие). (Слайд15) IV. Творческое задание. Сейчас я вам предлагаю рассмотреть несколько стихотворений. Попробуйте соотнести содержание и форму, разгадать загадку, которую предложил автор. Автора такого стихотворения можно назвать и поэтом, и художником, который предоставляет читателю возможность создать свою картину восприятия. Соответствует ли форма содержанию. (Слайды 16-18) Беседа по содержанию слайдов. Единый круг кубофутуристов объединял поэтов-будетлян и художников. Они вместе эпатировали публику, сотрудничали, а главное - учились друг у друга. Истоки футуризма нужно искать именно в живописи. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», - писал лидер поэтов-кубофутуристов В. Хлебников. Многие поэты прекрасно владели кистью (Д.Бурлюк, В. Маяковский). Вот примеры картин живописи кубистов. Какую особенность вы можете отметить? (Картины состоят из частей). (Слайды19~20) Контроль на уровне восприятия- ощущения, обобщение восприятия творчества футуристов Слово учителя Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному проявился в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Северянин, нашли свой способ самовыражения с помощью системы приёмов, названных «футуризмом». Н( их творчество - шире манифестов и деклараций, хотя их новаторские приём навсегда остались в их поэзии. Новаторы слова жили будущим, приближали его в своих произведениях Своими творческими открытиями они обогатили русскую поэзию XX столетия. Домашнее задание: на основе листов контроля составьте сообщение о футуризме и творчестве футуристов, используя как вывод собственное восприятие, дополните самостоятельно найденным материалом. Или выполните творческое задание. Творческое задание. Я предлагаю вам принять участие в творческом процессе в стиле пэтое футуристов и авангардной живописи (составить картину из геометрическю фигур, нарисовать картину или сочинить акростих на темы: «Слово»,«Будущее»). |