Скачать 419.58 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Ю.В. Грекова Методические рекомендации по изучению ОПД ОП.5. ПЕДАГОГИКА для студентов заочной формы обучения
2012 ОГЛАВЛЕНИЕ:
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по специальности 050141 Физическая культура. Цели и задачи преподавания дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Раздел 1. Теоретико-методические основы педагогики Тема 1.1. Общее представление о педагогике как науке Аудиторное занятие Педагогика как наука о воспитании человека. Роль воспитания в жизни общества. Возникновение педагогики как науки и ее развитие. Задачи и функции современной педагогики. Понятийный аппарат педагогики. Самостоятельная работа:
Тема 1.2. Тенденции развития педагогической науки Внеаудиторная самостоятельная работа Становление педагогической науки. Педагогика в древней Греции. Педагогика в средние века и в эпоху Возрождения. Педагогика семнадцатого века. Я. А. Коменский – основоположник педагогики, как самостоятельной науки. Педагогика восемнадцатого века: Д.Локк, Жан-Жак Руссо, И.Гербарт, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой. Дидактическая система К.Д. Ушинского – основоположника русской педагогики. Идеи П.Ф.Лесгафта. Мастерство А. С. Макаренко, Н.К. Крупской и В.А. Сухомлинского в решении педагогических задач советской эпохи. Педагоги-новаторы: Л.В. Занков В.Ф.Шаталов, Е.И.Ильин, С.И. Лысенкова, Ш.Амонашвили. Обосновать взаимосвязь педагогической науки и практики. Самостоятельная работа:
Тема 1.3. Целеполагание в педагогике Аудиторное занятие Провести ретроспективный анализ подходов к определению целей воспитания в различные периоды развития общества и заполнить таблицу по образцу. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности - основная цель современного воспитания. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики воспитания. Зарождение идеи о всестороннем развитии личности. Самостоятельная работа:
Тема 1.4. Значение и целеполагание в педагогической деятельности Внеаудиторная самостоятельная работа Специфика цели и средств педагогической деятельности. Специфика субъекта преподавания и субъекта учения. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Профессиограмма педагога. Направленность личности педагога и типы педагогов. Профессиональная Я-концепция педагога. Педагогические способности. Педагогическое мастерство. Критерии мастерства. Самостоятельная работа:
Тема 1.5. Методы педагогических исследований Внеаудиторная самостоятельная работа Понятие о методах педагогического исследования. Характеристика традиционно-педагогических методов. Понятие, виды педагогического эксперимента. Этапы педагогического эксперимента. Теоретические и эмпирические методы исследования. Математические и статистические методы в педагогике. Самостоятельная работа:
Тема 1.6. Развитие личности как педагогическая проблема Аудиторное занятие Определить и проанализировать значение понятий: человек, индивид, личность и индивидуальность. Сущность социализации и ее педагогическое понимание. Взаимосвязь социального и природного в человеке. Критерии формирования личности. Понятие о развитии человека. Взаимосвязь развития и воспитания. Самостоятельная работа:
Тема 1.7. Особенности содержания педагогического процесса Аудиторное занятие Понятие о педагогическом процессе. Характеристика педагогического процесса, его основные компоненты и движущие силы. Общность и специфичность обучения и воспитания. Закономерности педагогического процесса. Научная организация труда педагогического процесса. Самостоятельная работа:
Тема 1.8. Система образования в России Внеаудиторная самостоятельная работа Работа в подгруппах: проведение сравнительного анализа особенностей организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования. Определить их назначение. Самостоятельная работа:
Тема 1.9. Контрольная работа по разделу 1. Теоретико-методические основы педагогики Внеаудиторная самостоятельная работа Выполнить тестовые задания (см.Приложение 1). Самостоятельная работа: повторить материалы лекций, учебника и подготовиться к контрольной работе по вопросам:
Раздел 2. Теория и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе Тема 2.1. Сущность и содержание процесса воспитания Аудиторное занятие Сущность и значимость процесса воспитания. Содержание процесса воспитания. Общие закономерности процесса воспитания. Управление процессом воспитания и общая диагностика воспитанности. Самостоятельная работа:
Тема 2.2. Принципы воспитания Внеаудиторная самостоятельная работа Определить содержание понятия о принципах воспитания, специфику и характеристику принципов воспитания: общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью; опоры на положительное в воспитании; гуманизации воспитания; личностного подхода единства воспитательных воздействий. Сформулировать значение принципов воспитания в процессе физического воспитания. Самостоятельная работа: 1.подготовить письменный обзор по теме; 2. составить мини-глоссарий по теме. Тема 2.3. Методы воспитания Аудиторное занятие Понятие о методах воспитания. Система методов и их взаимосвязь. Условия выбора методов. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания, их сущность и разновидность. Методы организации деятельности, их сущность и разновидность. Методы стимулирования деятельности и поведения. Виды и роль поощрений и наказаний. Самостоятельная работа:
Тема 2.4. Формы организации воспитательной работы Аудиторное занятие Формы организации воспитательной работы. Задачи и основные принципы внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Классификация форм воспитания по количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые – их педагогические возможности и условия применения. Алгоритм воспитательного мероприятия. Значение физического воспитания и спорта во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Классный час – как основная форма организации воспитательной работы с детьми. Функции классного часа. Основные направления деятельности классного руководителя. Самостоятельная работа:
Тема 2.5. Направления воспитательной работы Аудиторное занятие Направления воспитательной работы: умственное, нравственное, эстетическое, экологическое, половое, трудовое, физическое воспитание. Задание: изучить и охарактеризовать основные направления воспитательной работы. Показать взаимосвязь физического воспитания с другими воспитательными делами. Самостоятельная/ практическая работа: подготовить сообщение по направлениям воспитания (по индивидуальному заданию преподавателя). Тема 2.6. Здоровый образ жизни и его составляющие Внеаудиторная самостоятельная работа Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, активный образ жизни, гигиена, отсутствие вредных привычек, своевременная медицинская помощь. Самостоятельная работа:
Тема 2.7. Семейное воспитание и семейная педагогика Аудиторное занятие Понятие семейного воспитания. Задачи семейного воспитания. Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье. Типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Содержание воспитания в семье. Методы воспитания детей в семье. Самостоятельная работа:
|