Скачать 307.59 Kb.
|
АДМИНИСТРАЦИЯ МО «СВЕТЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке, 7 класс (ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, базовый уровень 2013-2014 учебный год) г. Светлый 2013 г. Пояснительная записка Настоящая Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего общего образования на основе программы Д.Б.Кабалевского. Рабочая программа учебного курса «музыка» предусмотрена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована Министерством Образования Российской Федерации. Программа «музыка» разработана авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского, «Просвещение». М. 2007. В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыки» изучается в классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов в год. Программа музыкальных занятий в 7 классе направлена на устойчивое и многостороннее положение: если музыка –сама жизнь, то она , естественно, подвластна законам жизни, по этим законам она существует, развивается и воздействует на людей. Чтобы мысль о всеобщей понятности музыкального языка стала ясной, достаточно привести пример. Пользуясь воздействием музыкального языка, композитор создаёт музыкальный образ, в котором воплощает жизненное содержание. Чем шире жизненное содержание, тем больше в нём музыкальных образов. А несколько образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения называется музыкальной драматургией. Особое внимание уделяется сонатно- симфонической форме. Тема 1 полугодия: «музыкальный образ», тема 2 полугодия: «музыкальная драматургия». На протяжении всех занятий в 7 классе художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться. Изучение музыки в __7____ классе направлено на достижение следующих целей: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности: познавательная деятельность, информационно- коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Общая характеристика учебного предмета «Музыка». Основное содержание. Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане Цель учебного предмета «Музыка» в общеобразовательной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Раскрытие вечных проблемм жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни, любви и ненависти, войны и мира, личности и общества, внутренних противоречий в душе человека. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа создана на основе развития традиций российского музыкального образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Музыка как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов, жанров и стилей музыки: народное музыкальное творчество (фольклор), русскую музыку от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 веков, зарубежную музыку от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 вв,отечественное и зарубежное искусство 19-20 века, Представление о музыкальной жизни России и других стран. Это изучается в контексте взаимодействия с другими видами искусства: живописи, литературы, истории. Систематизирующим методом является выделение 6 основных видов деятельности: - слушание музыки; - Хоровое, ансамблевое, сольное пение;
-музыка и современные технологии. Основные виды учебной деятельности – исполнительская, слушательская, творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, оценка изучаемых образов. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению музыки и является необходимым условием формирования личности каждого. Развитие эмоционально – образного мышления учащихся строится на изучении музыкального искусства различных эпох и стилей, сравнении исполнительских трактовок, выявлении свызей музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, развитие фантазии. Основное содержание: Круг музыкальных образов, с которыми ребята знакомятся в 1 полугодии широк. Особое внимание уделяется так называемой сонатно – симфонической форме, в которой написаны сонаты, симфонии, концерты, инструментальные ансамбли. В основе сонатно – симфонической формы лежит принцип конфликтного развития, возникающего из столкновения противоречивых образов. Тема первого полугодия «Музыкальный образ», тема второго полугодия «Музыкальная драматургия». Можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лироэпическому началу и драматическому. К лирическим образам относятся: вальс из оперы Прокофьева «Война и мир», «Песня туристов» из оперы Молчанова «А зори здесь тихие», романсы Рахманинова, вальсы Шопена, вальс Сибелиуса. Знакомство с образами лироэпического характера происходит на примерах арии Кутузова, песен, связанных с образами солдат, о подвигах Великой Отечественной войны: «Дороги» Новикова, «Баллада о солдате» Соловьёва- Седого. Драматические образы открываются балладой Шуберта «Лесной царь», мужественная, героическая борьба в Этюде Скрябина, увертюре «Эгмонт» Бетховена. Во 2-м полугодии учащимся предстоит разобраться с особенностями музыкальной драматургии таких произведений, как «Ромео и Джульетта» Чайковского, Симфония №7 Ленинградская Шостаковича, опера «Руслан и Людмила» Глинки, Балет «Золушка» Прокофьева, Оратория «По следам Руставели» Тактакишвили. Внимание учащихся обращается на контраст сопоставлений образов, конфликтное развитие музыки, драматически приподнятым, героическим произведениям. Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. По учебному плану 1 час в неделю, 35 часов всего, 1 резервный в 3 -ей четверти. Слушание музыки. Личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие и оценка изучаемых образов народного и классического музыкального творчества. Выявление связей музыки с другими искусствами, жизнью. Пение. Хоровое. Одноголосное, двухголосное. Исполнение народных и современных песен с сопровождением. Вокализация тем инструментальных и вокальных произведений. Музыкально – пластические движения. Обогащение опыта индивидуально- личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными. Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальные импровизации. Музыка и современные технологии. Использование информационно – коммуникационных технологий для создания аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Личностные метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, музыкальной культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); 11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: Изучение предмета "Музыка" обеспечивает: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. |