Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 359.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.01.2014
Размер359.15 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.


Ценностные ориентиры: сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.


В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Общая характеристика учебного предмета

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Содержание учебного предмета «Музыка»

3 класс:

Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса:

1. “Россия – Родина моя”- 5 ч.

2. “День, полный событий”-4 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм”-4 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -6 ч.

5. “В музыкальном театре”- 6 ч.

6. “В концертном зале”-5 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”- 7 ч.

Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Раздел 2. «День, полный событий»

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре»

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

Содержание музыкального материала:

Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого. «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах.

«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос— суперзвезда». Л. Уэббер.

«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока. «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

«Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).

Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк. «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков. «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

«Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.

«Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Мелодия». П. Чайковский. «Каприс» Ns 24. Н. Паганини.

«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ. Симфония Ns 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен. «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.

«Мелодия». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

«Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина. «Слава солнцу, слава миру?», канон. В. А. Моцарт-Симфония № 40, фрагмент финала. В. А. Моцарт. Симфония № 9, фрагмент финала. Л. Бетховен. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского.

«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова 3. Александровой. «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Музыканты», немецкая народная песня. «Камертон», норвежская народная песня. «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

  • вводный, текущий, итоговый;

  • фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011.

Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2011.

Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2010.

Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс. [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. -М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. -М.: Просвещение, 2010.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса

Знать/понимать:

  • основные жанры и стили музыкальных произведений;

  • основные формы музыки и приёмы музыкального развития;

  • название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

  • особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений; -знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

(В.-А. Моцарт, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев);

- характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева,
Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;

уметь:

- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации:
восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами,

. явлениями);

  • узнавать музыкальные произведения, изученные во 2 классе (не менее трех);

  • уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и др.);



  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия - подголоски);

  • понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

Литература

1. Методические пособия для учителя.

Музыка. 1-4 классы [Текст] : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.

Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением / Л. В. Золина. - М. : Глобус, 2008.

Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст] : творческое развитие учащихся. Конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Музыкальное образование в школе [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Академия, 2001.

2. Дополнительная литература для учащихся.

Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М. : Музыка, 1984.

Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб. : ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

Музыка [Текст] : большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб. : Композитор, 1997.

Булучевский, Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучев-ский, В. С. Фомин. - Л. : Музыка, 1988.

Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Календарно-тематическое планирование

3 класс




Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности


Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

1




Мелодия – душа музыки.

Расширение и углубление знаний

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».


Соединение изобразительного и выразительного в музыке.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Определять средства музыкальной выразительности.


Коллективное прослушивание, обсуждение и анализ муз. материала, исполнение.


2




Природа и музыка. Звучащие картины.

Изложение новых знаний. Иинтегрированный

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.


Коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.


3




«Виват, Россия!» («Наша слава – русская держава»)

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша.

Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов.


Коллективное слушание, исполнение; оценивание результата своей деятельности.

4




Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».

Расширение и углубление знаний

Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов.

Коллективное слушание, исполнение; оценивание результата своей деятельности.

5




Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Сообщение и усвоение новых знаний

Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями.

Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки.


Коллективное прослушивание, обсуждение и анализ муз. материала, исполнение.


«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»


6


Образы утренней природы в музыке.

Расширение и углубление знаний


Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.



Коллективное прослушивание, наблюдение за объектами окруж. мира, обсуждение и анализ муз. материала, выделение главного, исполнение;


7


Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек».


Расширение и углубление знаний

Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.



Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

Коллективное прослушивание, обсуждение и анализ муз.материала; исполнение;

8




Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского.



Расширение и углубление знаний

Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

Коллективное прослушивание, обсуждение и анализ муз.материала; исполнение;

9


Образы вечерней природы.


Расширение и углубление знаний

Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.

Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений. Исполнять песни о вечере мягко, распределяя дыхание на всю фразу.

Обобщающая беседа по темам четверти; коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»


10




Древнейшая песнь материнства «Радуйся Мария!..» («Богородице Дево, радуйся…»)

Интегрированный

Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва, песнопение, картина. Икона .поэзия.

Определять характер музыки, выражающий чувства художника.

Коллективное прослушивание, обсуждение, постановка вопросов, исполнение.


11




Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

Расширение и углубление знаний

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Сравнивать музыку Шуберта и Рахманинова. Уметь характеризовать духовную музыку.

Коллективное прослушивание, построение полных ответов, исполнение.


12




Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

Сообщение и усвоение новых знаний

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.

Исполнять знакомые песни о праздниках /рождественские песни/.

Коллективное слушание, построение полных ответов, исполнение


13




Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир.
Обобщение.

Сообщение и усвоение новых знаний

Тестирование

Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе.

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

Демонстрировать навыки, приобретенные на уроках.

Обобщающая беседа по темам четверти, коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.

«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»


14




«Настрою гусли на старинный лад…»Былина как древний жанр русского песенного фольклора.

Сообщение и усвоение новых знаний



Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Имитация игры на гуслях.

Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин. Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре.

Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина»/ старина/.

Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

Коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.


15




Певцы русской старины. Лель мой, лель…

Сообщение и усвоение новых знаний


Знакомство с операми Н.А. Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка». Главные мелодии садко и Леля, их жанровая принадлежность.




Коллективное прослушивание, инсценирование и исполнение нар. песен; оценивание результата своей деятельности.


16




Масленица – праздник русского народа.


Интегрированный. Расширение и углубление знаний

Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

Обобщающая беседа по темам четверти, коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»


17




Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

Урок-путешествие

Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон.

3-частная форма арии.

Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов.

Коллективное прослушивание, обсуждение и анализ муз. материала; исполнение.


18




Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

Сообщение и усвоение новых знаний


Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.



Видеть контраст добра и зла, познакомиться с мифом об Орфее, выучить темы. Услышать в музыке современность/ написана давно, но созвучна нашим чувствам/.

Коллективное, слушание, сопоставление муз. образов из оперы и балета, индив. исполнение.


19




Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.

Расширение и углубление знаний







Коллективное прослушивание, сравнение муз. образов из оперы и балета, исполнение.


20




Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

Расширение и углубление знаний

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

Услышать контраст в музыке пролога и сцены таяния, составить портрет царя Берендея, проследить развитие пляски скоморохов.

Коллективное прослушивание, обсуждение, обобщение муз. материала.

21




«Океан – море синее», вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова. «Садко».

Расширение и углубление знаний

Знакомство с музыкой увертюры к опере. Зерно-интонация. Развитие музыки.


Знать понятия: интонация, увертюра, опера. Проводить интонационно-образный анализ музыки

Коллективное, слушание, сопоставление муз. образов из оперы и балета, индив. исполнение.


22




Балет П.И. чайковского «Спящая красавица»

Сообщение и усвоение новых знаний


Выявление вступления к балету. Темы- характеристики главных героев. Сцены из балета.

Закрепление понятий: балет. Интонация. Умение проводить интонационно-образный анализ развития музыки.

Коллективное, слушание, сопоставление муз. образов из оперы и балета, индив. исполнение.


23




Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.

Сообщение и усвоение новых знаний


Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла.

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Коллективное прослушивание, обсуждение, обобщение муз. материала.

«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»


24




Музыкальное состязание.


Сообщение и усвоение новых знаний


Определение жанра концерта.

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.

Уметь в музыке услышать близость народной песне.

Коллективное прослушивание, обсуждение и анализ муз.материала, выделение целого и его частей,


25




Музыкальные инструменты – флейта и скрипка

Расширение и углубление знаний

Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Знать тембры флейты и скрипки. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

исполнение.

Коллективное прослушивание, обсуждение, выделение главного.


26




Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена.

Расширение и углубление знаний

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития.

Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.


Коллективное прослушивание, обсуждение, выделение главного.

27




Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.

Сообщение и усвоение новых знаний


Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.


Сравнивать образ 1 части симфонии с картиной Айвазовского «Буря на северном море». Сравнить характер тем финала.

Продирижировать оркестром.

Коллективное прослушивание, обсуждение, выделение главного.

28




Мир Л. Бетховена. Звучащие картины.

Сообщение и усвоение новых знаний


Темпы, сюжеты и образы музыки Л ванн Бетховена. Трагедия жизни.


Иметь представление о понятиях: выразительность и изобразительность музыки, мелодия, аккомпанемент, лад.

прослушивание, обсуждение и анализ муз.материала, выделение целого и его частей.

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»


29




Чудо – музыка. Ритмы джаза.

Сообщение и усвоение новых знаний


Знакомство с разновидностями, особенностями джазовой музыки.

Определение характерных элементов джазовой музыки.

Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

Постановка цели и задач для усвоения муз. материала по теме; коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.


30




«Люблю я грусть твоих просторов»

Расширение и углубление знаний

Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Создать воображаемый портрет композиторов, что их объединяет.

Коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.


31




Мир С.С. прокофьева

Повторение и обобщение знаний

«Шествие солнца» - фрагмент «Скифской сюиты» Прокофьева. Новаторство и индивидуальный стиль композитора.

Знать особенности звучания духовных инструментов, сочетание тембров.

Коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.


32




Певцы родной природы

Повторение и обобщение знаний

Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

Подчеркнуть значение музыки в жизни человека, великую силу искусства. Найти общее в музыке Моцарта, Бетховена, Глинки.

Обобщающая беседа по теме четверти; коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.


33




Прославим радость на Земле!

Повторение и обобщение знаний

Гимн человеческому счастью.

Слушание гимна. Характерные черты гимна.

Обобщающая беседа по теме четверти; коллективное прослушивание, обсуждение, исполнение.


34




Обобщающий урок

Повторение и обобщение знаний

Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии.

Урок-концерт; коллективное слушание, индивид. исполнение, музициц.; оценивание результата своей деятельности и учащихся.


Мтериально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

  2. Примерная программа основного общего образования по музыке.

  3. Авторская программа по музыке.

  4. Хрестоматии с нотным материалом.

  5. Сборники песен и хоров.

  6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

  8. Учебники по музыке.

  9. Книги о музыке и музыкантах.

  10. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

  1. Атласы музыкальных инструментов.

  2. Портреты композиторов.

  3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

  1. Карточки с признаками характера звучания.

  2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

  3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

  3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

  5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

  6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

  8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

  9. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Технические средства обучения

  1. Видеомагнитофон.

  2. Компьютер.

  3. Экран.

  4. Проектор.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

  4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

  5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

  6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

  7. Нотный и поэтический текст песен.

  8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

  9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск