Скачать 109.47 Kb.
|
Черкасова Т.Б. МАОУ СОШ №30 Пермский край г.Березники Картинное тематическое планирование уроков ИЗО (Методическая характеристика картинного тематического планирования) Принцип «сундучка как способ воплощения авторского замысла по созданию перспективного тематического планирования Методическое пособие «Сундучок» в первую очередь адресовано учителю начальной школы, как помощь в организации планирования уроков изо и их построения. Если мы рассмотрим программное расположение уроков русского языка, математики и других точных наук, то увидим строгую логическую структуру. Изучение материала идёт поэтапно: от простого к сложному. Учитель имеет представление о конечном результате, к которому он должен привести учащихся. Ступенька за ступенькой идёт изучение материала – он постепенно накапливается, наслаивается из класса в класс. Таким же законам логического построения и неслучайного подбора изучаемого материала подчиняется мой принцип планирования системы уроков в рамках методического пособия «Сундучок¹». Сравнивая системы построения уроков математики, русского языка и др. с уроками изобразительного искусства, я постаралась выстроить конечный конкретный результат, продукт, который должны выдать мои ученики. И таким продуктом являются «Сундучки²» - как форма планирования уроков ИЗО в начальной школе. Одна из таких форм «Сундучка²» представлена в виде электронного пособия. Это рубежная контрольная работа (рисунок), которая содержит в себе изобразительные знания, умения навыки, полученные учащимися на протяжении 4-х лет начального обучения. Она является итогом и показателем того, что умеют и знают мои ученики. «Сундучок²», представленный в пользование любому учителю начальных классов, является комплексным, сжатым картинным планированием уроков, даёт представление о содержании предшествующих уроков рисования. «Сундучки²» строятся по двум методам: I «Сундучок²» - как рубежная работа, в содержании которого сконцентрирован весь ранее изученный материал, данный учителем. II «Сундучок²» - как итоговый творческий продукт, созданный учеником самостоятельно по методу «Проекта». «Сундучок²», построенный по I методу реализует решение задач, которые всегда ставила перед образованием традиционная школа, то есть «усвоение учащимися определённой суммы знаний, приобретение умений и навыков». Это, я считаю, актуально в обучении и по сей день. Но запросы современного общества ставят перед образованием более сложные цели: «развитие личности, её познавательных и созидательных способностей, формирование самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», цели которые на протяжении последних лет реализуют школы развивающего обучения. «Сундучок²», построенный по II методу, реализует их. Убеждена, что научить ребёнка рисовать определённый набор изобразительных объектов и дать определённый багаж изобразительных знаний – недостаточно для гармоничного развития личности. Человек обучаемый сегодня обществу нужен гораздо больше, чем обученный. Принцип планирования «Сундучок¹» выстраивает перспективное тематическое планирование в следующую структуру:4 года обучения рисованию делятся на 2 курса: І курс: «Пропедевтический»
ІІ курс: «Основной»
Практическое воплощение тематического планирования Прежде чем учащиеся будут готовы выполнять самостоятельные творческие изобразительные работы в 4 классе, необходимо заложить прочный фундамент в 1 классе, основу всего обучения рисованию. Таким фундаментом является представленное электронное дидактическое пособие «Электронное картинное тематическое планирование уроков ИЗО (1 класс)». Главная цель обучения рисованию в 1 классе – конкретная изобразительная деятельность, подчинённая подробному инструктажу. Подчинение непроизвольного поведения первоклассника инструкциям, правилам, установкам – залог успеха всего школьного обучения. Также важные практические навыки, которые необходимо сформировать у первоклассника: ориентирование на листе, в пространстве, умение рассчитывать, делать прикидку, прогнозировать, планировать свою деятельность. В течение всего 1 класса мы внимательно рассматриваем образы игрушек, животных, наблюдаем – какие геометрические фигуры можно вписать в их изображение. Развиваем чувство формы и линии, преобладающие в изобразительной деятельности на данном возрастном этапе, о которых писал Л.С. Выготский1. Предлагаю учителю начальных классов в пользование принцип обучения рисованию с опорой на вписанные в объект изображения геометрические фигуры, который учит не только детей рисовать, но и облегчает труд учителя начальных классов. Такой принцип быстрого выполнения рисунка с опорой на геометрические фигуры мы назвали «акцентные рисунки». Учитель, владеющий техникой «акцентных рисунков» может на своих уроках оперировать изобразительными моделями, схемами, опорами. (ПРИЛОЖЕНИЕ № таблица-схема и виды упражнений) «Акцентные рисунки» формируют наглядно-образное сознание учителя, выстаивая его обучающую деятельность в созвучии с наглядно-образным мышлением ученика начальной школы. Ученик, владеющий быстрым изобразительным навыком, не встречает трудностей при иллюстрировании прочитанных произведений. Мой ученик имеет возможность и потребность создать свой образ прочитанного, а не копирует картинку с книжки, как это обычно бывает. Часто учителя, предлагающие задание нарисовать картинку к прочитанному произведению, не могут определить, какую цель они преследуют этим заданием. Через свой рисунок мой ученик может передать чувства, эмоции, которые он получил от прочитанного. В этом ему помогает изобразительные навыки, которыми он овладел на уроках обучения рисованию. Суть процесса художественного творчества в том, чтобы передать свои чувства, эмоции, переживания, настроение, отношение к прочитанному, увиденному, прослушанному, пережитому: через стихи у поэта, через музыку у композитора, через рисунок у художника. В школьной практике нередки случаи, когда ученик на уроках изобразительного искусства насыщенных рассматриванием художественных произведений великих мастеров научен много и красиво рассуждать об искусстве, говорить о том, что чувствовал и переживал великий художник, но не умеет совершенно рисовать и не имеет возможности передать через изобразительное творчество своё отношение. Считаю, что главная цель начальной школы – это скорей уроки обучения рисованию (где обучение несёт практическую направленность), чем уроки с громким названием изобразительное искусство, где дети не всегда успевают овладеть на практике этим искусством. Моё преподавание изобразительного искусства нацелено на развитие умения передавать свои чувства к изучаемому материалу (литературному, художественному, …). Только тогда я смогу создать условия для развития поистине творческой личности. Вне творчества в искусстве ничего не может ни создаваться, ни восприниматься. Однако, «обучить творчеству нельзя» пишет Ю.А.Полуянов в статье «Изобразительное искусство и художественный труд»2. Творчество не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребёнка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия (ситуации), которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Чтобы в процессе творчества ребёнок ещё и учился, такие ситуации должны включать или задачи поставленные учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или задачи, поставленные самими учениками в своём замысле. Основой творческой способности является развитое ассоциативное мышление, развитая фантазия. Одним из моих принципов обучения детей в начальной школе является «принцип установления ассоциативных связей – как способ повышения эффективности методов обучения, который облегчает восприятие одинаковых свойств предметов»3. Сравнение зрительно воспринимаемых предметов, выявление в них сходств и различий, облегчает процесс формирования различных понятий, процесс формирования зрительных образов. Процесс анализа и синтеза является важным условием в обучении на любом предмете. «Поскольку воссоздание образа осуществляется при помощи дискретной системы операций, восприятие должно производить его расчленение на элементы, соответствующие отдельным операциям, единицам-элементам, и устанавливать связь элементов, от которой зависит построение всей системы».4 Эти научные выводы подтверждают моё усиленное внимание к обучению детей выявлять в объектах изображения сходные геометрические фигуры, и опираясь на них, строить изображение. Этим объясняется принцип планирования уроков блоками, которые объединены в общие темы. Каждая тема в планировании имеет строго определённое место. Таблица планирования уроков блоками в 1 классе
В представленном планировании соблюдается принцип сезонности: время планирования пейзажей соответствует времени года. Осенью также рисуем натюрморты «Овощи», «Фрукты», а весной – «Ветка вербы», «Ветка цветущей яблони», «Ветки тополя». Планирование реализует следующие (представленные далее в таблице) цели и задачи, обозначенные также в государственной программе. Тем самым соответствует Государственным стандартам образования в области Изобразительного искусства.
Уроки обучения рисованию следует отдать в руки учителю начальных классов, который научит своих учеников рисовать так же, как обучает писать буквы и цифры. Специалисту же преподавателю ИЗО - «птице более высокого полёта», имеющего более высокий уровень художественного образования (узкий специалист имеет счастливую возможность не распыляться на множество предметов, как учитель начальных классов) всю власть художественного воспитания следует отдавать в руки в среднем и старшем звене. Я не снижаю научную ценность урока рисования в начальной школе, не исключаю ни в коем случае из учебного процесса знакомства с произведениями великих художников, с законами изобразительного искусства, развитие эстетических чувств школьника. Я лишь опираясь на практическую направленность обучения, закладываю фундаментальной основой начального изобразительного обучения - практический изобразительный навык, на базе которого выстраиваю дальнейшее гармоничное эстетическое воспитание и творческое развитие младшего школьника. Черкасова Т.Б. МАОУ СОШ №30 Пермский край г.Березники 1 Выготский Л.С. Воображение и творчество. Москва: Просвещение, 1991. 2 Ж-л Начальная школа Плюс-минус №9 2000 год 3 Фестер Н.П. Процесс сравнения у детей младшего школьного возраста. Академия педагогических наук РСФСР институт психологии. Сборник статей под редакцией Шеварёва П.А. Зрительные восприятия. – Москва: Просвещение, 1964. 4 Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Хрестоматия по психологии под ред. Профессора Петровского А.В.) – Москва: Просвещение, 1977. |