Скачать 39.22 Kb.
|
Урок 3. Культура и религия. Цель: Углубить имеющиеся у учащихся представления о религии и культуре. Задачи:
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, тестирование. Основные термины и понятия: культура и религия. Средства наглядности: фотографии и изображения священных книг и построек разных религий Ход урока
Сегодня мы продолжим знакомство с культурой и религиями нашего многонационального государства. Мы познакомимся с основными религиями, которые распространены на территории России, понаблюдаем, как они влияют на культуру нашей страны. Сейчас я выдаю вам тест по теме «Культура и религия». Не спешите заполнять его: ответы на все вопросы вы услышите в течение урока. Открываем тетрадь. Записываем дату и тему урока – «Культура и религия».
На прошлом уроке мы говорили о культуре. Под «культурой» мы понимаем образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное1 и материальное богатство народов мира. А что значит выражение «культурный человек»? Какого человека мы называем культурным? Возможные ответы: Культурным мы называем человека, который умеет себя хорошо вести, не нарушает правила, принятые в обществе. Культурным можно назвать человека, который с уважением относится к традициям, обычаям и чувствам других людей. Культурный человек – это человек, который знает историю и культуру своей страны и других стран мира. Культура, как мы выяснили, может быть материальной и духовной. К какой – материальной или духовной – культуре относятся наши религиозные верования? Наши религиозные верования относятся к духовной культуре. В духовном мире людей есть свои дороги. Они называются традициями. Давайте послушаем запись о духовных традициях России. 2. Работа с электронным приложением к учебному пособию «ОМРК». (Урок 1. «Анимации». «Духовные традиции России». Часть 1) Обратите внимание: важная часть духовных традиций людей – это их религиозные традиции. Само слово «религия» пришло в русский язык из латинского языка. В переводе с латинского оно обозначает «связывать», «соединять». На прошлом уроке мы записали определение слова «религия». Скажите, как вы его понимаете? Возможные варианты ответов: Религия – это вера в Бога или богов, в духов, в ангелов. Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога. Религия – это вера в Бога и действия (обряды, ритуалы), связанные с этой верой. Правильно ли я поняла, что самыми распространенными религиозными культурами на территории нашей страны являются православие, ислам, буддизм и иудаизм? Да, действительно, на территории России наиболее распространены православие, ислам, буддизм и иудаизм. Это традиционные верования, то есть религии, зародившиеся в глубокой древности и дошедшие до наших дней. Три из них – буддизм, православие и ислам – это мировые религии: верующие этих религий живут не только в России, но и в других странах и принадлежат к разным народам. А вот иудаизм – религия национальная. Верующие иудаизма принадлежат к одному народу – евреи. Иначе евреев называют иудеями, отсюда название религии евреев – иудаизм. Но иудаизм – не единственная национальная религия на Земле. Национальная религия есть у индусов и называется она индуизм. «Тест ногами» У вас в руках – карточки с названием религий. Определите, национальная или мировая религия перед вами и, в зависимости от вашего выбора, подойдите к столу с табличкой «Мировые религии» или «Национальные религии». 3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. С. 8 – 9 Чтение сопровождается слайдами. 4. Ответы на вопросы Где, в каких странах можно встретить постройки, связанные с религией, с совершением ритуалов? В любой стране мира. Например, в Египте, в Индии, в России, В Греции. Правильно ли я поняла, что к религиозным сюжетам обращаются живописцы и композиторы? Да, это так. В качестве примеров можно привести 5. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культур и религия. 6. Обсуждение результатов самостоятельной работы. 7. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся: Что ты расскажешь членам своей семьи о влиянии религии на культуру нашей страны? Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятий культура и религия?
Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия (С. 8 – 9), обсуди с ними ее содержание. Ответь на вопросы С. 9. 1 Здесь и далее текст, выделенный жирным курсивом, – это ответы на вопросы теста. |