Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» и на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
Предмет «Православная культура» рассматривается как историко-культурологический и носит светский характер, содержание образования по предмету «Православная культура» соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства Российской Федерации в области образования и опирается на основные принципы Концепции модернизации отечественного образования.
Цель рабочей программы:
обеспечение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, толерантности, любви к Родине, семье и согражданам;
- содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;
- формирование культурологической компетентности учащихся общеобразовательной школы в области знаний об истории традиционной православной культуры России в историческом прошлом и в современности;
- выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;
- воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;
- выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду;
- увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
- развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система, при этом используются следующие типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления, роки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки Запланированы экскурсии, встречи со священнослужителями. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
При организации учебной деятельности на уроках православной культуры применяется деятельностный подход, который обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
принцип деятельности;
принцип непрерывности;
принцип целостности;
принцип психологического комфортности;
принцип творчества. Согласно авторской программе «Православная культура» под редакцией Л.Л. Шевченко на изучение предмета во 2 классе (1-й год обучения) начальной школы отводится 32 часа. Согласно учебному плану МБОУ «ОО Солдатская школа» на 2012-2013 учебный год рабочая программа по православной культуре для 2 класса (1-й год обучения) рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения: для повышения уровня культуры, расширения кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, добавлено:
• 1час – в раздел «Праздники-радости» та тему: «Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «Праздники-радости»» (33-я неделя);
• 1 час - в раздел «Пасха: цвета и звуки весны» на проведение экскурсии в храм и в музей (34-я неделя).
Количество часов распределено следующим образом:
Название раздела Кол-во часов в программе Количество часов в КТП
Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем 8ч 8ч
В ожидании Рождества – самого красивого события зимы. 7ч 7ч
Праздники-радости 9ч 10ч
Пасха: цвета и звуки весны 8ч 9 ч
Итого 32 34
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Православная культура» учащиеся 2 класса должны:
- иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;
- иметь первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;
- уметь применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Разделы и темы Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание
«Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» (8 ч.)
1. Красота в звуках, красках, формах окружающего мира 1
2. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная 1
3. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная 1
4. Бог-Творец красивого мира 1
5. Сотворение человека. Адам-любимое чадо Божие. 1
6. Правила жизни, данные Богом в Раю. 1
7. Как изобразить доброго и красивого человека? 1
8. Контрольная работа по теме: «Красота божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» 1
В ожидании Рождества- самого красивого события зимы» (7 ч.)
9. Как Адам и Ева ушли из Рая. 1
10. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. 1
11. Добрые и злые люди 1
12. За что Бог наказал людей 1
13. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария 1
14. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария 1
15. Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «В ожидании Рождества- самого красивого события зимы» 1
«Праздники-радости» (10 ч.)
16. Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова
17. Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова 1
18. Зимние радости. Святки. 1
19. Праздник Крещения 1
20. Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела 1
21. День защитника Отечества 1
22. Радости масленицы. Прощеное воскресенье 1
23. Как люди предали Христа. Покаяние. 1
24. Как люди предали Христа. Покаяние. 1
25. Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «Праздники-радости» 1
«Пасха: цвета и звуки весны» (9 ч.)
26. Весенние радости. Праздник Благовещения 1
27. В ожидании праздника Пасхи. 1
28. Какого цвета праздник Пасхи? 1
29. Праздник Дня Победы 1
30. Родословие моей семьи 1
31. Мои обязанности 1
32. Мои обязанности 1
33. Обобщение по разделу. Контрольная работа по теме: «Пасха: цвета и звуки весны». 1
34. Экскурсия в храм 1
Содержание рабочей программы Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем (8ч)
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
В ожидании Рождества — самого красивого события зимы(7ч)
Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.
Праздники-радости (10ч)
Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.
Пасха: цвета и звуки весны (10ч)
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
Формы и средства контроля
Устный опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ, тестирования при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по изученной теме.
Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение стихотворения, высказывание своего мнения, характеристика поступков героев, сравнение их со своими поступками.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Итоговый контроль по проверке проводится в виде контрольных работ тестового характера.
№ урока Формы и средства контроля
8 Контрольная работа №1 по теме: «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».
15 Контрольная работа №2 по теме:
«В ожидании Рождества- самого красивого события зимы»
25 Контрольная работа №3 по теме:
«Праздники-радости»
33 Контрольная работа №3 по теме:
«Пасха: цвета и звуки весны»
Контрольные материалы.
Урок № 8. Контрольная работа №1 по теме: «Красота Божиего мира».
1 вариант.
1. Как называется наша Родина? ________________________________________
2. Почему мы называем Россию Отечеством?______________________________
________________________________________________________________________
3. Продолжи предложения:
• Красивые дома созданы трудом людей - _______________________________
• Картины рисуют ___________________________________________________
4. Что называется красотой нерукотворной?______________________________
________________________________________________________________________
5. Слова: свет, небо, море, земля, растения, звезды, луна, солнце, рыбы, птицы – расположи в последовательности сотворения Богом мира.
___________________________________________________________________________
6. Что такое ХРАМ?______________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. За какое время Бог сотворил мир?________________________________________
8. Какие правила для жизни получили от Бога Адам и Ева?_____________________
___________________________________________________________________________
9. Какого человека называют добрым?______________________________________
2 вариант.
1. Как называется наша Родина? ________________________________________
2. Почему мы называем Россию матерью?_________________________________
___________________________________________________________________________
3. Продолжи предложения:
• Музыку сочиняют ________________________________________________
• Стихи сочиняют _________________________________________________
4. Что называется красотой рукотворной?___________________________________
__________________________________________________________________________
5. Слова: свет, небо, море, земля, растения, звезды, луна, солнце, рыбы, птицы – расположи в последовательности сотворения Богом мира.
___________________________________________________________________________
6. Что такое молитва?____________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. За какое время Бог сотворил мир?________________________________________
8. Как называется книга, в которой рассказано о сотворении мира?______________
__________________________________________________________________________
9. Как называется ангел, хранящий человека?________________________________
Урок № 15. Контрольная работа №2 по теме:«В ожидании Рождества»
1 вариант.
1. Почему Бог прогнал Адама и Еву из рая?_________________________________
______________________________________________________________________
2. Кто такие Каин и Авель?______________________________________________
3. Какой был Каин?____________________________________________________
4. Почему Каин убил Авеля?_____________________________________________
____________________________________________________________________
5. Назови, какими добрыми делами славен человек?_________________________
_______________________________________________________________________
6. За что Бог наказал людей?_____________________________________________
7. Что означает это слово: (заполни пропуски)
Благовест – звон к _ _ _ кол _ в храма в праздничный день.
8. Кто такой священник? ________________________________________________
9. Подчеркни одной линией, что хорошо в поведении детей?
Послушание. Непослушание. Сочувствие. Помощь. Насмешка.
2 вариант.
1. Почему Бог прогнал Адама и Еву из рая?_________________________________
______________________________________________________________________
2. Кто такие Каин и Авель?______________________________________________
3. Какой был Авель?____________________________________________________
4. Что тебе нравится в Авеле и не нравится в Каине?__________________________
_______________________________________________________________________
5. Назови, какие злые поступки (грехи) не должен делать человек?_____________
______________________________________________________________________
6. За что Бог наказал людей?_____________________________________________
7. Что означает это слово: (заполни пропуски)
Величать – п_ _ слав _ _ ть
8. Кто такие певчие?____________________________________________________
9. Подчеркни двумя линиями то, что плохо в поведении детей?
Послушание. Непослушание. Сочувствие. Помощь. Насмешка.
Урок № 25. Контрольная работа №3 по теме: «Праздники-радости»
1 вариант.
1. Какие праздники мы отмечаем зимой?____________________________________
2. Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа?_______________________
_______________________________________________________________________
3. От чего Христос пришел спасти людей?__________________________________
_______________________________________________________________________
4. Напиши, что означают слова:
Риза – _________________________________________________________________
Колядовать – __________________________________________________________
Христославы – _________________________________________________________
5. Что происходило в праздник Крещения Господня? ______________________
6. Продолжи предложения:
Крестный ход - _________________________________________________________
Православная вера - ____________________________________________________
7. Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.
8. Почему праздник называется Днем защитника Отечества?___________________
_______________________________________________________________________
9. Что означает праздник Масленицы?____________________________________
10. Как называется время, следующее за праздником Масленицы?____________
2вариант.
1. Какие праздники мы отмечаем зимой?____________________________________
2. Чему посвящен праздник Рождества?_____________________________________
3. Почему христиане называют Христа Спасителем?__________________________
4. Как называется приготовление к празднованию Рождества Христова?__________
5. Напиши, что означают слова:
Всенощная – ___________________________________________________________
Лампада – _____________________________________________________________
Святки – ______________________________________________________________
6. Для чего люди крестились?____________________________________________
7. Продолжи предложения:
Крестный ход - _________________________________________________________
Монах - ________________________________________________________________
8. Подчеркни слова, которые не могут принадлежать защитнику Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.
9. Как называется последний день Масленицы?____________________________
10. Что такое пост?_______________________________________________________
Урок № 33. Контрольная работа №3 по теме: «Пасха: цвета и звуки весны»
1 вариант
1. Что означают слова:
Благодать - ____________________________________________________________
Благовестить - _________________________________________________________
Трезвон - ______________________________________________________________
Игумен – ______________________________________________________________
2. Где распяли Иисуса Христа? __________________________________________
3. Что такое плащаница?________________________________________________
4. Как одним словом можно назвать всех предков?_________________________
5. Кто создал церковно-славянскую азбуку?_______________________________
6. Вставь пропущенные слова:«святые _______________ и Мефодий»,
«святой князь Димитрий _____________»
7. Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?______________
_______________________________________________________________________
2вариант
1. Что означают слова:
Благовещение – ________________________________________________________
Благоволить - __________________________________________________________
Звонарь - ______________________________________________________________
Монастырь - __________________________________________________________
2. Где похоронили Иисуса Христа?_______________________________________
3. Что такое Радоница? __________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Как одним словом называют отца, мать и их детей?_____________________
5. Кто такие Кирилл и Мефодий? ________________________________________
6. Вставь пропущенные слова: «собор Василия ____________________»,
«Святой преподобный Сергий _______________»
7. Объясни, что означает слово «Богоявление»?___________________________
Перечень учебно – методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная):
1. Л. Л. Шевченко «Православная культура», 1-й год обучения, Москва, «Просвещение», 2004
2. Л.Л.Шевченко Православная культура: Методическое пособие для учителя. 2-й год обучения, в 2ч. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
3. Л.Л.Шевченко Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации» 2-й год обучения, в 2ч. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
4. «Что нужно знать Православному христианину». – Епископ Павел. М. Издательство Совет Русской православной Церкви, 2005
5. «Русская Православная Церковь». Журнал Московской Патриархии, 2010
6. «ФОМА» – Православный журнал, 2010
7. «Закон Божий» - под ред. Кост. М.Добужинского.
8. «Религоведение» -И.Н.Яблоков, М. Гардарили, 2004
9. «Православные храмы Земли Оскольской» - П.Е.Шишкин, Н.Ш.Мурашов, Старый Оскол,2008
10. «Православные монастыри», Россия ОО ДЕ Агостин, 2008
11. «Произведения иконописцев Оружейной палаты, Московского Кремля» - каталог МП Эрно ЛТД ред Каньковской
12. «Православная культура: история и традиции» - Полетаева Т.А. Куренков А протоирей Белогоров, 2012
Оборудование и приборы:
1. Компьютер
2. Принтер. |