Скачать 68.67 Kb.
|
Спорт в ритме вальса «Я никогда не устану говорить, что спорт и здоровый образ жизни — это безусловно важнейшие составляющие жизни современного человека» (Ольга Сергеевна Слуцкер- Президент Федерации фитнес-аэробики) Переход от знаниевой к личностно-ориентированной парадигме, наметившийся в педагогике в последние десятилетия требует модернизации всех сегментов образовательной деятельности, тем более такого важного аспекта как мотивация обучающихся к предмету. На страницах научно-методической литературы звучит посыл к реформированию школьного урока физкультуры путём включения элементов аэробики. Реализуя идеи модернизации на практике необходимо учесть мнение профессионального сообщества, историю становления и формирования ставшей популярной аэробики. Ведомая желанием внести свой вклад в решение актуальной проблемы модернизации школьного урока по физической культуре я определила научный аппарат педагогического опыта: Научная новизна и теоретическое значение состоит в том, что впервые на муниципальном уровне предложен технологически проработанный механизм решения проблем мотивации обучающихся, повышения уровня комфортности на уроке физической культуры. Практическое значение основывается на методической ценности материала и возможности его трансляции в рамках методических мероприятий для учителей физической культуры с целью демонстрации всех вариативных средств и методов физической культуры, используемых на уроке. Целью педагогической деятельности является достижение положительной динамики двигательного развития учащихся начальных классов на основе включения аэробики в вариативную часть программы предмета «физическая культура». С учетом цели были поставлены следующие задачи:
В наши дни все большее количество людей увлекаются фитнесом. Это модно, престижно и оказывает положительное влияние на здоровье человека фитнес, в переводе с английского обозначающий «здоровье, содержание тела в форме». Регулярные занятия спортом, укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций. Появляются новые направления фитнеса с использованием нетрадиционного оборудования. Особенно важно прививать любовь к спорту с ранних лет. Но к сожалению современные школьники отдают предпочтение компьютерным играм, просмотру фильмов перед телевизором, отводя занятия спортом на второй план. К тому же, Традиционные уроки физкультуры не пользуются популярностью у современных школьников, содержание уроков не менялось более тридцати лет и уже не соответствует образу жизни современных школьников. Таким образом, одной из основных задач физического воспитания, стоящих перед учителем является формирование устойчивого интереса школьников к занятиям физической культуры. Одним из решений поставленной задачи, является применение в учебном процессе различных аэробных упражнений, Эти увлекательные и полезные занятия способны улучшить эмоциональный фон, повысить плотность и эффективность процесса обучения. Урок с такой направленностью может получить наиболее высокий рейтинг среди младших школьников. В настоящее время существует ряд авторских программ, рекомендованных к использованию в школьной практике: под ред. А.П. Матвеева; под ред. В.И.Лях, А.А.Зданевич и др. Данные программы предусматривают использование элементов аэробики в вариативной части рабочей программы. Наиболее значимыми показателями, отражающими эффективность и превосходство уроков с использованием элементов фитнеса и аэробики являются: -уровень комфортности обучающихся, занимающихся в рамках новой системы; - уровень мотивации к изучению предмета «Физическая культура»; -результаты физической подготовленности. Результаты проведенного мною первичного мониторинга показали, что низкий уровень физической подготовленности имеют 30%обучающихся школы; 27% учеников имеют высокий уровень физической подготовленности; средний уровень физической подготовленности имеют 43% обучающихся. Среди обучающихся школы средний бал, характеризующий комфортность образовательной среды был равен 3,6(по десятибалльной шкале) Это свидетельствует о неполной удовлетворенности обучающихся условиями предметной среды и организацией образовательного процесса. Средний бал, характеризующий внешнюю мотивацию (мотивы связанные с преобладанием стимулирования обучающегося к обучению со стороны родителей, педагога) был равен 5,3. Это свидетельствует о достаточно высоком влиянии на мотивацию обучающегося со стороны родителей и педагога. Результаты низкой физической подготовленности, недостаточно высокий уровень комфортности и мотивации обучающихся, определили необходимость разработки новой эффективной методики по физическому воспитанию школьников. Поиск таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у школьников к урокам физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность на уроке, способствовать комплексному развитию двигательных качеств. Аэробика – это вид гимнастики с оздоровительной направленностью, выполнением сложно - координационных упражнений в аэробном режиме под музыкальное сопровождение, выполняющиеся преимущественно фронтальным способом, оформленные танцевальным характером с использованием различного инвентаря.Правильно организованные занятия аэробикой способствуют укреплению здоровья, развитию основных двигательных качеств, формированию навыков осанки, красивой походки, улучшению координации движений. Для поддержания интереса к урокам аэробики я соблюдала определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью учеников. Обучение элементам аэробики проходило во второй четверти после изучения и закрепления двигательных навыков по гимнастике. Содержание занятий аэробикой определено методикой обучения, включены упражнения направленные на формирование базовых движений и комплексное развитие двигательных способностей. Обобщение моего педагогического опыта, связанного с использованием элементов аэробики, можно разделить на следующие этапы: I этап - подготовительный (май2010г-сентябрь 2010г.) Задачами на данном этапе является: - диагностика развития двигательных способностей учащихся(см. Приложение№1); - диагностика уровня комфортности на уроке физической культуры; -диагностика уровня мотивации обучающихся к изучению предмета физическая культура; - отбор содержания, поиск методик, технологий обучения музыкально – двигательным элементам. - подбор программного материала, определение учебных задач. II этап - практический (сентябрь 2010г. - май2011г.) Задачами на данном этапе являются: -разработка поурочных планов занятий, праздников, развлечений; - отслеживание процесса развития двигательных способностей, поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов;
III этап - заключительный (сентябрь 2011) Задачами на данном этапе являются: - обработка полученных данных; - сопоставление результатов с поставленными целями; - обработка всех результатов. Результативность использования элементов аэробики подтверждается данными диагностики. При повторном тестировании физической подготовленности: на высоком уровне - 29 % учеников; среднем уровне - 49 %; низком уровне - 22 % (Приложение № 1), наблюдается прирост в физических способностях (скоростных, координационных, скоростно – силовых, выносливости, гибкости, силовых) В конечном итоге мы видим, что в результате занятий аэробикой уровень физической подготовленности обучающихся составил: высокий уровень – 30%, средний – 51%, низкий – 19%. Среди обучающихся 3-4 классов средний бал, характеризующий комфортность образовательной среды увеличился с 3,6 до 5,2(по десятибалльной шкале) Это свидетельствует о высокой степени удовлетворенности обучающихся условиями предметной среды и организацией образовательного процесса. Средний бал, характеризующий мотивацию снизился до с 5,3до 4,5(по десятибалльной шкале) что свидетельствует о повышении заинтересованности обучающегося к предмету. Методика оказала положительное воздействие на оптимизацию самостоятельной двигательной деятельности школьников. Объем самостоятельной двигательной деятельности в течение дня увеличился за счет использования аэробики в самостоятельной двигательной деятельности. Анализ психоэмоционального комфорта, включенности школьников в учебную деятельность свидетельствуют о положительном эмоциональном состоянии учеников в процессе урока и после его окончания. Эффективность данной работы подтверждают не только результаты мониторинга, проведенного среди обучающихся, но и серьезный интерес физкультурно-спортивного сообщества к использованию элементов аэробики на уроках физической культуры. В этом я убедилась, принимая участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXIвека». Мой опыт помогает сформировать сильное и здоровое поколение через развитие навыков, систематическое занятие физкультурой, умение рационально организовать свой досуг. |