Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 170.5 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.01.2014
Размер170.5 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»


Автор-составитель:

Балуева Н.М.,

учитель начальных классов МОБУСОШ № 37, г. Таганрог


Таганрог

2010


Пояснительная записка

к образовательной программе дополнительного образования

«Азбука здоровья»
Сохранение здоровья подрастающего поколения - самая насущная проблема современного общества. Здоровьесбережение является одними из главных направлений в президентской инициативе в области образования «Наша новая школа».

Культура здоровья является составной частью базовой культуры. Система образования призвана развивать осознанное отношение школьника к своему здоровью как главной жизненной ценности. Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития младших школьников, который не может ограничиваться рамками основной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья» составлена учителем начальных классов Балуевой Н. М., высшая квалификационная категория, на основе пособий из серии «Стандарты второго поколения»: «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова, Москва, «Просвещение», 2010 г., «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, Москва, «Просвещение», 2010 г., книги Е.А. Вороновой «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 год.

Цели образовательной программы:

  • Формирование осознанного отношения школьника к своему здоровью.



Задачи:

  • Формировать целостную систему знаний о сущности здорового образа жизни.

  • Вырабатывать потребность заботиться о своем здоровье, укреплять его, применять полученные знания на практике.

  • Показать негативное влияние на организм вредных привычек, формировать способность противостоять им.


Особенности программы.

Предлагаемый курс ориентирован не только на усвоение ребенком знаний, но и способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укреплять свое здоровье, занимать активную позиция, вести пропаганду здорового образа жизни.

Занятия проводятся в игровой форме, со сказочными сюжетами и персонажами. Помимо теоретического материала содержат тренинги, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, необходимые для развития практических навыков ребенка по сохранению здоровья. Дети не только учатся сами, но и становятся наставниками младших.

В курсе заложена возможность дифференцированного, проблемного обучения. Использование метода проектов предполагает не только фронтальную, но и индивидуальные, групповые, парные форм работы.

Программа может быть реализована в объёме 136 часов (68 ч/г) и предложена учащимся 3-4 классов.


Планируемые результаты обучения:

Знать:

  • Что значит быть здоровым. Способы сохранения здоровья. Пути оздоровления своего организма.

  • Понятие о гигиене питания. Какая пища полезна для здоровья. Принципы рационального питания.

  • Признаки и причины болезней, способы предупреждения болезней, защитные функции организма.

  • Принципы здорового образа жизни.

  • Черты характера, нравственные качества личности, влияние настроения, эмоций на здоровье человека.

  • Профессии, обеспечивающие здоровье человека, услуги, которые могут оказать специалисты по здоровью.

  • Причины и признаки болезней, способы их предотвращения. Элементарные приемы первой медицинской помощи.

  • Представление о правовых законах общества, направленных на сохранение здоровья и окружающей среды.

  • Способы организации досуга, направленного на развитие здоровья.

  • Правила ухода за своей внешностью.

  • Возможные факторы в окружающей среде, отрицательно влияющие на здоровье. Способы снижения негативного воздействия.


Уметь:

  • Следовать принципам здорового образа жизни.

  • Ориентироваться в своем самочувствии.

  • Правильно действовать в случае заболевания, травмы, выполнять рекомендации врача.

  • Заботиться о своем теле, совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

  • Использовать специальные закаливающие средства и другие средства укрепления здоровья.

  • Пользоваться приемами самомассажа, техникой релаксации, выполнять гимнастические упражнения.

  • Обрабатывать легкие царапины, ссадины, ушибы, оказывать первую помощь при отравлениях, травмах, перегреваниях и тепловых ударах, ожогах и отморожениях, укусах животных и насекомых, при попадании инородных тел в организм человека.

  • Обеспечивать личную безопасность. Определять личную ответственность за уменьшение риска и избежание несчастных случаев.

  • Классифицировать пищу в соответствии с основными питательными веществами.



Формы практической реализации: чтение научных текстов, работа с энциклопедиями, справочной литературой, использование ресурсов сети Интернет, создание презентаций, разработка проектов по основным темам курса, решение практических задач, творческие работы, сюжетно-ролевые игры, развивающие упражнения, тренинги, исследовательские работы, ведение дневника наблюдений, просветительская и агитационная деятельность и т.д.
Содержание курса


  1. Культура здорового образа жизни.

Понятие «здоровье человека». Забота о здоровье, ответственность за свое здоровье, наблюдение за состоянием своего здоровья. Способы поддержания и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни, его ценности. Защитные силы организма. Причины и признаки болезней. Медицина как сфера человеческой деятельности. Профессия врача, различные специализации, медицинские учреждения. Охрана жизни и здоровья. Здоровье в моей семье. Влияние поведения человека на состояние здоровья других людей. Лекарства, правила обращения с ними. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека, способы избежать зависимости. Оказание элементарной медицинской помощи. Традиции здроровьесбережения в разных странах мира. Самообучение, взаимообучение основам здорового образа жизни, наставничество.


  1. Здоровое питание.

Правильное питание – залог здоровья. Меню на каждый день. Пища вредная и полезная.


  1. Здоровье и движение.

Жизнь - это движение. Понятие гиподинамии. Двигательная активность человека в течение дня. Влияние физических упражнений на здоровье. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. Пластика движений. Красивая походка. Правила безопасности на воде. Водные виды спорта.


  1. Здоровье и мода

Мода, красота и здоровье. Профилактика плоскостопия, искривления позвоночника. Косметика.


  1. Мой внутренний мир

Стрессовые ситуации. Влияние стресса на здоровье. Причины стресса. Выход из стресса. Черты характера. Сон, гигиена сна. Нравственные качества личности. Общение с детьми и взрослыми на основе вежливого, внимательного отношения друг к другу. Добрые поступки. Вежливое общение. Эмоциональные состояния человека. Способы снятия эмоционального напряжения. Мир влечений.


  1. Здоровье школьников и компьютер.

Гигиенические требования при работе на компьютере. Правила посадки и способы сохранения здоровья.


Список литературы для учителя:

  1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», Москва, «ВАКО», 2007.

  2. Обухова Л.А. и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа доктора Природы», Москва, «ВАКО», 2008.

  3. Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.

  4. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

  5. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

  7. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

  8. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

  9. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

  10. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

  11. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. –


Список литературы для учащихся…

  1. Баль Л.В., Ветров В.В. Букварь здоровья: учебное пособие для младшего школьного возраста. М.: Сфера, 2000.

  2. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. М., 1995.

  3. Абаскалова Н.П., Иглина Н.Т. Я учусь, расту и развиваюсь здоровым! Дневник наблюдений для 1-4 классов. Новосибирск, 200


Тематическое планирование

на 20___ / 20___учебный год.





тема


часы







Первый год обучения


1-3

Для чего человеку здоровье? Здоровый человек – кто это? Что каждый должен знать о своем здоровье? Создание дневника наблюдения «Как я расту» (таблица измерения роста и веса тела в различные периоды жизни, таблица ежемесячных измерений жизненной емкости легких, измерение силы мышц, таблица ежемесячных измерений пульса).

3







4-5

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

2







6-9

Здоровая пища для всей семьи. Необыкновенные истории обыкновенных продуктов.

4







10-11

Привычки и поступки.

2







12-17

Безопасность прежде всего! Первая помощь при ушибах и ссадинах, порезах, ожогах, поражении электрическим током, укусах животных.

6







18-19

Причины возникновения заболеваний. Боль – друг или враг?

2







20-23

Отдых. Его виды.

4







24-25

Сон – лучшее лекарство. Как я зачем я сплю? Правила крепкого здорового сна.

2







26-27

Как сделать сон полезным. Что не следует делать перед сном? Что делает сон полноценным?

2







28-31

Психофизическая тренировка. Упражнения на релаксацию.

4







32-35

Дыхательная гимнастика. Самомассаж.

4







36-39

Игровой стрейчинг (статичная растяжка мышц тела и суставно-связочного аппарата, позвоночника)

4







40-43

Арома- и фитотерапия.

4







44-47

Осанка. Фитбол-гимнастика.

4







48-49

Погода и одежда.

2







50-53

Страхи. Как воспитать уверенность и бесстрашие.

4







54-59

Работа агитбригады. Праздник для учащихся 1 классов «Друзья Мойдодыра». Инсценирование сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

6







60-65

Движенье – это жизнь. Подвижные игры народов мира.

6







66-67

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья! Правила безопасного поведения летом на открытом воздухе.

2







68

Дневник наблюдений «Как я расту». Первые итоги.

1








Второй год обучения


1-2

Ответственность за свое здоровье. Забота о своем здоровье и здоровье окружающих. Дневник наблюдений «Как я расту».

2







3

Здоровый образ жизни, его ценности.

1







4-5

Здоровье школьника и компьютер. Правила удобной посадки за столом. Эрг-упражнения.

2







6-7

Гигиенические требования к мебели и помещению, где находится компьютер.

2







8-9

Компьютерный зрительный синдром. Гимнастика для глаз.

2







10-11

Синдром компьютерного стресса.

2







12-16

Правильное питание – залог здоровья. Меню на каждый день. Составление книги рецептов «Вкусная и здоровая пища». Умение выбрать продукты в магазине. О чем может рассказать этикетка.

5







17-19

Пищевые добавки. Какая пища вредит нашему здоровью? О вреде газированных напитков.

3







20-21

Жизнь - это движение. Что такое гиподинамия?

2







22

Двигательная активность человека в течение дня.

1







23-24

Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.

2







25-26

Пластика движений. Красивая походка. Фитбол-гимнастика.

2







27-28

Плавание – важный фактор всестороннего физического развития.

В каком возрасте можно учиться плавать? Правила безопасности на воде. Встреча с инструктором по плаванию. Беседа о водных видах спорта.

2







29-32

Мода и здоровье. Как модно одеваться и не вредить своему здоровью. Проект «Мода для школьников».

4







33-34

Полезная и вредная обувь. Профилактика плоскостопия. Разучивание комплекса упражнений

2







35-37

Красота и здоровье. Несколько слов о косметике.

3







38-39

Стрессовые ситуации. Причины стресса. Выход из стресса. Влияние стресса на здоровье. Как избежать стресса?

2







40

Открытость людям – залог здоровья. Черты характера. Нравственные качества личности. Общение с детьми и взрослыми на основе вежливого, внимательного отношения друг к другу.

1







41-42

Добрые поступки. Вежливое общение. Внимательный сын (дочь), отзывчивый и надежный друг (подруга). Эмоциональные состояния человека. Способы снятия эмоционального напряжения.

2







43-44

Настроение в школе. Какое бывает настроение? От чего оно зависит? Как улучшить свое настроение в школе? Упражнения для мышц лица. Игра «Подними настроение другу».

2







45-46

Я пришел из школы. От чего зависит настроение после школы? Чем лучше заняться после школы? Мои любимые занятия. Увлечения нашей семьи

2







47-48

Кто и как предохраняет нас от болезней? Как организм защищает сам себя? Как родители и учителя охраняют здоровье и жизнь детей, воспитывают в них потребность расти здоровыми?

2







49-50

Почему мы болеем? Признаки болезни и причины болезни.

2







51-52

Здоровье в моей семье. Любовь, нежность, уважение в семье. Традиции. Влияние поведения человека на состояние здоровья других людей. Предметы домашнего быта, позволяющие сохранить здоровье. Презентация «Здоровый образ жизни в моей семье»

2







53-54

Кто нас лечит? Какие есть лечебные заведения? Какие есть врачи и какие болезни они лечат? Встреча с представителями медицинских профессий

2







55

Что нужно знать о лекарствах? Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарства? Антибиотики. Реакция организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства. Встреча с фармацевтом.

1







56

Сегодняшние заботы медицины. Родиться надо здоровым. Наследственные заболевания. Что мешает человеку быть здоровым? Экология и медицина. Над чем работают сегодня ученые – медики?

1







57-59

Вредные привычки. Какие бывают вредные привычки? В чем их опасность? Как их избежать?

3







60

Традиции здроровьесбережения в разных странах мира.

1







61-62

Защита проектов «Мы – за здоровое завтра!»

2







65-66

Работа агитбригады. Десять золотых правил здоровьесбережения. Разучивание комплексов физических упражнений с второклассниками.

2







67

Завершение работы над дневником наблюдений «Как я расту».

1







68

Итоговое занятие «Праздник здоровья».

1







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск