Вопросы к билетам государственного экзамена «Теория и методика обучения
изобразительному искусству»
Теория и история развития художественного образования.
Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе. Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте. Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме. Рисование в средние века. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Академическая система художественного образования в XVI-XIX веках. Рисование в России XVIII века. Художественное образование в России XIX века. П. П. Чистяков и его педагогическая система. Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательных учебных заведениях в XVII - XIX веках. Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России XVIII-XIX веков. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже XIX - XX веков. Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца XIX века до революции 1917 года. Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Становление системы высшего художественно-графического образования. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. Концепции современного художественного образования в России.
Методика обучения изобразительному искусству.
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях.
Учебно-воспитательные задачи урока.
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.
Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Планирование учебной работы.
Рисование с натуры как основной вид учебной работы по изобразительному искусству в школе.
Формы и методы внеклассной работы по изобразительному искусству.
Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников.
Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база.
Аудиовизуальные технологии обучения. Интерактивные технологии обучения.
Список рекомендуемой литературы Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, 1982.
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. - М.; Просвещение, 1981.
Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. -М.: Просвещение, 1983.
Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
Дидактика средней школы/ под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл. Таблицы с методическими рекомендациями /Т.Я Шпикалова, Н. М. Сокольникова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 кл. Таблицы с методическими рекомендациями/Т.Я Шпикалова, Н.М. Сокольникова и др. - М: Мозаика-Синтез, 1997.
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для 1 – 4 классов /Науч. Рук. Б.М. Неменский. - М.; Просвещение, 1991.
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для 5-8 классов /Науч. рук. Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1998.
Искусство и ты: учебник для 1-го класса/Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 1997.
Искусство вокруг нас: учебник для 2-го класса /Под. ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1998.
Каждый народ художник: учебник для 3-го класса/Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1999.
Декоративно-прикладное искусство: учебник для 5-го класса /Под ред. Б.М. Неменского. - М.; Просвещение, 2001.
Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: книга для учителя. В 3-х ч. /Сост. Алпатов М. В. и др. - М.: Просвещение. 1987.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995.
Комарова Т. С, Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998.
Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.:Учебник. - М.: Дрофа, 1995.
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3-4 кл.; Учебник. - в 2-х ч. - М: Дрофа, 1997.
Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение,1991.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, - М.: Педагогика, 1981.
Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1987.
Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1989.
Основы декоративного искусства в школе /Под ред. Б. В. Нешумова. Е. Д. Щедрина. - М.: Просвещение, 1981.
Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: Начальные классы (1-3 кл.). - М.: Просвещение, 1985.
Программы средней школы. Изобразительное искусство: начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1985.
Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: (4-6 кл.). - М.: Просвещение, 1985.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство.1- 9 класс/ Науч. рук. Кузин В. С. - М.: Просвещение, 1994.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс /Науч. рук. Неменский Б. М. -М.: Просвещение, 1994.
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений Факультативные курсы: Изобразительное творчество. Скульптура. История изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1992.
Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1- 8 кл. /Науч. рук. Шпикалова Т. Я. - М.: Просвещение, 1999.
Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись Композиция. 1-11 класс (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). М.: Просвещение, 1995.
Программы общеобразовательных учреждений. Искусство: Сборник программ интегрированных курсов. 1-11 класс. - М.: Просвещение, 1995.
Программа интегрированного курса «Искусство» /Рук. Сокольникова Н. М.-М: Рекорд, 1997.
Пучков А. С, Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. - М.: Просвещение, 1982.
Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.; Просвещение, 1980.
Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М.: Просвещение, 1981.
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисования: Русская и советская школы рисунка. - М.: Просвещение, 1982.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4 ч. - Обнинск: Титул, 1996. - 4.1. Основы рисунка; Ч. 2. Основы живописи; Ч. 3. Основы Композиции; Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.
Сокольникова Н. М. Художники книги и дети. - М.: Мегатрон, 1997.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.
Тсрентъев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. - М.: Просвещение, 1980.
Унковский А. А. Рисунки-наброски. - М,: Просвещение, 1982.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1988.
Шорохов Е. В. Тематическое рисование в школе. - М.: Просвещение, 1975.
Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1977.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 кл. - М.: Просвещение, 1981.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2 кл. - М.: Просвещение, 1984.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 3 кя.-М.: Просвещение, 1985.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебник для 1 класса. - М.: Просвещение, 2000. |