Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
Реализация этой цели, главным образом, возложена на технологию. Так на первой ступени обучения осуществляется начальный этап профессионального самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в быту.
В основной школе необходимо дать учащимся представления о способах и средствах профессионального самоопределения и формирования, реалистичных социально-профессиональных планов применительно к
различным сферам профессионального труда на основе участия в познавательно-трудовой деятельности.
Профессиональное самоопределение сегодня – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей рынка труда – с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Эти три подхода подчёркивают разные стороны дела, первый исходит из запросов общества, третий – из свойств личности, второй предполагает способы согласования того и другого но являются вместе с тем взаимодополнительными. Первый преимущественно социологический, второй – социально-психологический, третий – дифференциально-психологический.
Исследования многих учёных показывают, что примерно у 30% школьников устойчивые профессиональные интересы к избираемой в будущем профессии сформировались уже в начальных классах.
Особенность профориентационной работы на уроках технологии с учащимися 5-8 классов состоит в ознакомлении школьников в основном с ориентацией на массовые рабочие профессии. Результатом уроков могут быть следующие знания, умения навыки:
знание о наиболее распространенных профессиях и специальностях;
умение сравнивать технологии работ, выполняемые в школьной мастерской, и технологические производственные процессы на соответствующих предприятиях;
знание требований профессии к личности работника;
также в процессе учебной и трудовой деятельности учащихся выявляются их профессионально важные качества, формируются интересы, наклонности к различным видам деятельности.
АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ТЕХНОЛОГИЯ»
Класс
| Раздел
| Краткое содержание профориентационной работы
| 5
| Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения
| Формирование знаний: о первоначальных сведениях о профессиях плотника, столяра, слесаря, жестянщика.
Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, дисциплинированности. Формирование внимательности, точности, реакции на раздражители, технического мышления.
| Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов
| Формирование первоначальных знаний о профессиях швеи, прядильщиц, ткачих, повара, официанта, мойщика посуды.
Формирование некоторых профессионально важных качеств: умения по приготовлению различных блюд из овощей, сервировке стола; по планированию и изготовлению швейного изделия.
Воспитание эстетического вкуса, бережливости, дисциплинированности, трудолюбия.
| 6
| Строительные ремонтно-отделочные работы
| Формирование знаний о видах технологий строительных отделочных работ; о содержании и характере труда слесарей по ремонту, каменщиков, маляров.
Обучение простейшим штукатурным и малярным работам.
| Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения
| Формирование знаний о профессиях станочника по дереву, наладчик деревообрабатывающих станков, слесаря.
Развитие профессиональных качеств: глазомера, кратковременной наглядно-образной памяти, координации движений, пространственного воображения.
Воспитание аккуратности, бережливости, дисциплинированности, самоконтроля.
| Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов
| Ознакомление с профессиями закройщика, художника-модельера, конструктора, гладильщика, лекальщика, нормировщика, художника по ткани, мастера молочной продукции, тестовед, кондитер, пекарь.
Воспитание требовательности к работе, аккуратности, экономности, уважения к людям труда.
Развитие координации движения рук, правильного цветовосприятия, глазомера.
| 7
| Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения
| Ознакомление с профессиями токаря, фрезеровщика. Углубление знаний о профессиях станочника по дереву, наладчика деревообрабатывающих станков, слесаря.
Формирование теоретического и практического мышления, сосредоточенного внимания, точного координирования движения рук, любви к технике.
| Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов
| Углубление знаний о профессиях закройщика, швеи-мотористки, гладильщика, художника- модельера, слесаря по ремонту швейных машин, технолога, контролёра ОТК, повара, официанта, кондитера. Пути получения профессий.
Развитие творчества, культуры труда, внимательности, вежливости, воображения.
| Художественная обработка материалов
| Формирование знаний о содержании труда резчика по дереву, мастера-краснодеревщика.
Развитие художественных способностей учащихся.
| 8
| Домашняя экономика и основы предпринимательства
| Формирование знаний о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности; первоначальных умений участия в предпринимательской деятельности; экономического мышления и культуры.
| Электротехника
| Ознакомление учащихся с основными принципами производства, передачи и потребления электрической энергии и профессиями людей, связанных с энергетикой
| Художественная обработка материалов
| Формирование знаний учащихся о содержании и характере труда специалистов по художественной обработке ткани.
|
Уроки технологии призваны способствовать формированию осознания учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определённого образа жизни, как путь реализации своих возможностей. |