Методические рекомендации по изучению дисциплины «ЭТИКА»
Целью курса этики является формирование у студентов положительной жизненной ориентации и выработка понимания морального закона. Это – осознание того, что моральный закон не является произвольным вымыслом людей, а проистекает из общей потребности сохранения самого человеческого бытия. Курс этики сможет способствовать, таким образом, формированию у студентов нравственной культуры, которая является фундаментом общей культуры и без которой невозможно прогрессивное развитие общества.
Задачи курса состоят в: ознакомлении студентов с основными философскими этическими учениями, а также с основными подходами в современной этике в нашей стране и за рубежом; формировании у студентов представлений о профессиональной этике в тех областях деятельности, в которых они будут трудиться, и прежде всего – об этике педагогической; обсуждении проблем этнонациональной этики под углом зрения диалога между различными национальными культурами, терпимости к представителю иных наций, религиозных конфессий и пр.
Данный курс занимает важное место в общей системе подготовки специалиста: он способствует выработке нравственных ориентиров личности, активной жизненной позиции, задаёт широкую перспективу при решении профессиональных задач, особенно в сфере управления людьми.
Студенты, прослушавшие данный курс, должны овладеть методологией и искусством нравственной рефлексии, то есть, умением анализировать собственные поступки, а также различные ситуации морального выбора с позиции гуманистических ценностей, универсального морального закона. Студенты должны осознать, что этика есть наука о должном, а не о сущем, и требуются огромные усилия воли человека, напряжённая работа над собой, совершение нравственных поступков, для того, чтобы существующая реальность хотя бы как-то соответствовала идеальным нормам разума.
Студенты должны знать:
– главные этические учения в истории философской мысли;
– современное состояние дискуссий по проблемам морали и нравственности;
– основные положения профессиональной и – особенно – педагогической этики;
– особенности понимания морального закона в иных культурах и религиозных конфессиях.
Студенты должны уметь:
– анализировать ситуации морального выбора с позиции гуманистических ценностей;
– убеждать других людей в необходимости соблюдения морального закона;
– применять историко-философские знания в области этики к конкретным жизненным ситуациям;
– ориентироваться в современных дискуссиях по общественным проблемам с позиции моральных установок и нравственных ценностей. Семинарское занятие в вузе - форма самостоятельной работы студентов, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Именно в этом качестве она была впервые использована выдающимся учёным-историком и педагогом В.Н.Герье в Московском университете ещё в конце 19-го века. Семинар это форма творческой работы, позволяющая к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания.
Следует разумно организовывать работу по подготовке к семинарскому занятию. К теме каждого семинара даётся определённый план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список первоисточников и литературы, в том числе, и обязательной. Работу следует организовать в такой последовательности:
Подготовьте ответы на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из первоисточника. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам.
Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках.
Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). После этого он должен быть на семинаре обсуждён на предмет полноты, глубины раскрытия темы, самостоятельности выводов, логики развития мысли.
На семинарском занятии приветствуется любая форма вовлечённости: участие в обсуждении, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:
Тема 1. Предмет этики. (2 часа)
1. Философский статус этики. Этика как «практическая философия».
2. Термины «этика» и «мораль», их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.
3. Этика как «наука о морали». Этика как «жизнеучение». Теоретическая и нормативная этика, их проблематика, структура и функции.
4. Мораль и нравственность: общее и различия (вопрос для самостоятельного изучения).
Литература:
Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // Философские науки, 1997. – № 1. – С. 64 – 72.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 9 –11.
Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс: Учебник. – М.: Серебряные нити, 1998. С.18 – 20.
Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарика, 1999. – С.5 – 7.
Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:
Являются ли понятия «мораль» и «нравственность» синонимичными или они чем-то различаются в своём содержании? В чём их различие? Тема 2. Учение И. Канта о категорическом императиве. (4 часа)
1. Понятие доброй воли, по Канту. Понятие долга. Проблема долга и склонности.
2. Понятие максимы поступка. Максима и императив. Потребность и интерес. Виды императивов: гипотетические и категорический императивы.
3. Три практических принципа категорического императива.
4. Автономия и гетерономия воли.
5. Двойственная природа человека. Возможность человеческой свободы.
6. Дилемма «должен – можешь»: императивный и аскетический аспекты.
7. Антропологические истоки нравственности: человек как существо, принадлежащее природному и разумному универсуму одновременно (вопрос для самостоятельного изучения).
Примечание: в скобках предлагаются номера вопросов. Те работы, в которых скобки с номерами вопросов отсутствуют, относятся ко всему семинарскому занятию.
Литература:
Адорно Т.В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000. (6)
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – С. 138 – 155.
Гулыга А. Иммануил Кант. – М.: Молодая гвардия, 1981.
Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1965. – С. 228 – 242; 276. (1)
Кант И. Ук. соч. – С. 236 – 237, 260, 278 – 280, 250 – 261. (2)
Кант И. Ук. соч. – С. 261 – 279. (3)
Кант И. Ук. соч. – С. 274 – 289. (4)
Кант И. Ук. соч. – С. 292 – 309. (5)
Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 115 – 124. (6)
Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.
Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – С. 211 – 212. (6)
Шачин С.В., Шачина А.Ю. И. Кант о нравственном воспитании. // Мурманский берег. / Культурологический альманах. – Мурманск, 2005. – С. 268 – 285.
Этика. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – С. 60 – 85.
Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:
В чём антропологические истоки нравственности? Возможны ли нравственные поступки? Если да, то в чём они выражаются? Почему нравственный поступок есть прежде всего несовершённый поступок (то есть, состояние, когда человек воздерживается от безнравственного поступка, несмотря на то, что у него имеется возможность его совершить)? Тема 3. Сущность морали и морального сознания. (2 часа)
1. Специфика морали как феномена человеческого духа. Формальная и содержательная специфика морального требования.
2. Моральные и внеморальные побудительные силы поведения. Долг и склонность.
3. Понятие морального сознания. Когнитивистская и нонкогнитивистская трактовка морального сознания.
4. Психология морали.
4.1. Основные понятия психологии морали: моральная установка (аттитюд, позиция), моральный мотив, моральное переживание (чувство долга, одобрения, осуждения, вины, ответственности и т.д.), моральная интенция.
4.2. Рациональное и эмоциональное в морали. Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств.
4.3. Проблема свободы воли в контексте психологии морали.
5. Конвенциональное и постконвенциональное моральное сознание (вопрос для самостоятельного изучения).
Литература:
Апресян Р.Г. Идея морали. – М.: ИФРАН, 1995. – С. 7 – 28.
Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 4 – 19.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. – С. 12 – 36.
Максимов Л.В. К проблеме определения морали. // Этическая мысль. – Вып. 3. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 61 – 74.
Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. – М.: Философское общество СССР, 1991. – С. 56 – 74.
Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. – С. 14 – 22.
Райл Г. Понятие сознания. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 70 – 121.
Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарика, 1999. – С. 367 – 383.
Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:
Какие этапы эволюции морального сознания выделяет психология морального развития личности? Как происходит переход от конвенциональной к постконвенциональной стадии эволюции морального сознания? Тема 4. Моральные ценности. Добро и зло. (2 часа)
1. Понятие ценности. Положительные и отрицательные, абсолютные и относительные, объективные и субъективные ценности.
2. Добро и зло как ключевые моральные понятия.
3. Идея непреодолимой связности добра и зла; ее различные выражения в истории философии.
4. Этика солидарности в истории философии (вопрос для самостоятельного изучения).
Литература:
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 241 – 252.
Бубер М. Образы добра и зла. // Бубер М. Два образа веры. – М: АСТ, 1999. – С. 162 – 201.
Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 89 – 160.
Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. – М.: Наследие, 1996.
Лосский И.О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – С. 286 – 307, 344 – 361.
Скрипник А.П. Моральное зло. – М.: Политиздат, 1992.
Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1988. – С. 543 – 548.
Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.
Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:
Какие способы обоснования идеи солидарности выработала этическая мысль в последние два столетия? Тема 5. Мораль и общество. (2 часа)
1. Социальная этика, её место в структуре морали.
2. Гражданское общество и его ценности (плюрализм, автономия, толерантность).
3. Политика, власть, мораль: проблема соотношения.
4. Хозяйственная этика как результат применения социально-этических критериев к экономике (хозяйствованию).
5. К проблеме соотношения между нравственностью и экономической эффективностью (вопрос для самостоятельного изучения).
Примечание: в скобках предлагаются номера вопросов.
Литература:
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. соч. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44 – 95. (4)
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Наука, 1991. – С. 35 – 37. (1)
Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. – М.: Ad Marginem, 1995. (2)
Капустин Б.Г. Мораль и политика. // Вопросы философии. – М., 2001. – № 2. (3)
Кропоткин П.А. Этика. – М.: Республика, 1991. (1)
Мандевиль Б. Басня о пчёлах. – М.: Мысль, 1974. (4)
Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 76 – 80, 273 – 304, 404 – 453. (4)
Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1995. – С. 397 – 417, 437 – 443, 447 – 460, 469 – 475. (2)
Соловьёв В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1988. – С. 215 – 222 (4); 281 – 300. (1)
Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1993. (1)
Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. (III. Дисциплина). / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. – М.: Ad Marginem. 1999. (3)
Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:
Возможно ли преодоление противоречия между нравственностью и полезностью? Если да, то каким образом? Тема 6. Практические приложения этики. (2 часа)
1. Преподавание (изучение) этики как средство нравственного воспитания.
1.1. Воспитательный потенциал нормативной этики: воздействие на ценностные ориентиры людей через усвоение её содержания.
1.2. Теоретическая этика: использование даваемых ею знаний о морали (о механизмах ее формирования и функционирования) для осуществления воспитательных акций.
2. Профессиональная (прикладная) этика.
2.1. Моральный выбор как практическая проблема.
2.2. Некоторые этико-прикладные проблемы нашего времени и сложившиеся подходы к их решению (экология; смертная казнь; аборты; эвтаназия; медицинские эксперименты, генная инженерия и др.)
3. Основные нормы современного этикета (вопрос для самостоятельного изучения).
Литература:
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – Раздел IV.
Поупкин Р., Стролл А. Философия: Вводный курс. – М.: Серебряные нити, 1998. – С.93 – 101.
Этика: Учебник. / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 4.
Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:
В чём заключаются исторические истоки современного этикета? В чём состоят главные нормы современного этикета? Подвержены ли нормы этикета влияниям моды и что в них сохраняется в качестве непреходящего содержания? Тема 7. Этические проблемы насилия и ненасилия. (2 часа)
1. Понятия насилия и ненасилия. Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы – этическая основа ненасилия.
2. Философия непротивления злу насилием Л.Н. Толстого и её критика И.А. Ильиным.
3. Этика ненасилия. Добро и насилие. Основные аргументы за и против применения насилия «во благо» другого человека.
4. Ненасилие как политическая программа: М.К. Ганди.
5. Дискуссии о насилии и ненасилии в Мурманском отделении Всероссийского философского общества (вопрос для самостоятельного изучения).
Литература:
Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Восточная литература, 1969.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – С. 443 – 460.
Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Ильин И.А. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. – С. 307 – 326, 339 – 353, 360 – 416, 426 – 448, 470 – 479.
Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. – Тула: ТПГУ им. Л.Н.Толстого, 1999.
Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. – Мурманск: Мурманское обл. кн. изд-во, 2004. – № 3. Проблема насилия и ненасилия.
Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). – М.: ИВИ РАН, 2000.
Ненасилие: философия, этика, политика. – М.: Наука, 1993.
Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки / Под ред. Р.Г.Апресяна. – М.: Аслан, 1996.
Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. М.: Мысль, 1988. – С. 281 – 300, 339 – 357.
Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. – Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С.166 – 231, 360 – 396.
Этика. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – С. 396–417, 475–486.
Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:
С какими позициями Мурманских философов, представленными в журнале «Наука и бизнес на Мурмане», Вы согласны, а с какими нет? Если согласны, то в чём, если не согласны, то почему? Что Вы лично для себя почерпнули из изучения материалов этих дискуссий?
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.8.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная: Основная литература Этика:
1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.
2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008
3. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.
4. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.
5. Нравственность для XXI века : сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М. : Аспект Пресс, 2009.
6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла : [сборник эссе] / Бодрийяр Ж. ; [пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской]. - 3-е изд. - М. : Добросвет, 2009 Дополнительная:
Борзенко И.М. и др. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для студентов вузов. – М.,1998.
Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.,1995.
Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учебно-методическое пособие. – М.,1999.
Разин А.В. Нравственный мир человека. – М., 2003.
Рыбкин В.Р. Этика и социальная политика: Курс лекций. – Мурманск, 2004.
Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. – М., 1998.
Этика: Учебник. / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарика, 1999.
Этика: словарь афоризмов и изречений: Пособие для студентов вузов. / Сост. В.Н.Назаров, Е.Д.Мелешко). – М., 1994.
Адорно Т.В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000.
Андреев Д. Роза Мира. – М.: Иной мир, 1992 (или другое издание).
Антология ненасилия. – Москва-Бостон, 1992.
Апресян Р.Г. Идея морали. – М.: ИФРАН, 1995. – С. 7 – 28.
Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // Философские науки, 1997. – № 1. – С. 64 – 72.
Апресян Р.Г., Василенко Л.И.и др. Этика: абсолюты и здравомыслие. // Человек. – М., 1996. – № 5.
Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Соч.: В 4-х т.т. – Т. 4. – М., 1984.
Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Наука, 1991. – С. 35 – 37.
Бубер М. Образы добра и зла. // Бубер М. Два образа веры. – М: АСТ, 1999. – С. 162 – 201.
Буталова А.Ю. Идея нравственного воспитания в рациональной этике Иммануила Канта. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2003.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. соч. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44 – 95. (4)
Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – С. 4 – 19.
Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.,1994.
Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Восточная литература, 1969.
Ганди. Моя вера в ненасилие. – Мартин Лютер Кинг. Любите врагов ваших. – Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. – М., 1992. – № 3.
Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. – М.:Ad Marginem, 1995.
Ги де Маллак. Мудрость Льва Толстого. – М., 1995.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – Разд. 1, 2.
Гоббс Т. Левиафан. // Гоббс Т. Избр.соч.: В 2-х т.т. – Т. 2. – М., 1964.
Гулыга А. Иммануил Кант. – М.: Молодая гвардия, 1981.
Денисов В. Размышления о насилии в современном мире. // Россия и современный мир. –М., 2002. – № 1.
Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. – М., 1989.
Жульев В.К. Бог и человек: Основы этики. – М., 1992.
Иванов В.Г. История этики средних веков: Уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по филос. спец. и филос. напр. – СПб., 2002.
Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Ильин И.А. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. – С. 307 – 326, 339 – 353, 360 – 416; 426 – 448, 470 –479.
Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1965. – С. 228 – 309.
Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. –С. 89 – 160.
Капустин Б.Г. Мораль и политика. // Вопросы философии. – М., 2001. – № 2.
Карпинская Р.С. Натуралистическое сознание и космос. // Философия русского космизма. –М., 1996.
Колесов Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты: Учебное пособие. – М., 2000.
Кочетков Г. Беседы по христианской этике. – М., 1995. – Выпуски 1, 2.
Кропоткин П.А. Этика. / Под ред.Ю.В. Гридчина. – М., 1991.
Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. – М.: Наследие, 1996.
Лосев А.Ф. Этика как наука. // Человек. – М., 1995. – № 2.
Лосский И.О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – С. 286 – 307, 344 – 361.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.
Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып.3. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 61 – 74.
Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. – М.: Философское общество СССР, 1991. – С. 56 – 74.
Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий. // Этическая мысль. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. – С. 14 – 22.
Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990.
Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. // Квинтэссенция: Философский альманах’91. – – М.,1992.
Мандевиль Б. Басня о пчелах. – М.: Мысль, 1974.
Мей Р. Воля. // Судьба и воля. Психология свободы: Хрестоматия. – Минск-Москва, 2000.
Мейен С.В. Принцип сочувствия. // Пути в незнаемое. – М., 1997.
Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. – Тула: ТПГУ им. Л.Н.Толстого, 1999.
Мур Дж.Э. Природа моральной философии. – М.,1999.
Мусхелишвили Н.Л. и др. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе. // Вопросы философии. – М., 1996. – № 11.
Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. – Мурманск: Мурманское обл. кн. изд-во, 2004. – № 3. Проблема насилия и ненасилия.
Нейхауз Р.Д Бизнес и Евангелие. – М., 1994.
Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). – М.: ИВИ РАН, 2000.
Ненасилие: философия, этика, политика. – М.: Наука, 1993.
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск, 1995.
Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т.т. – Т. 2. – М., 1990.
Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.
Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. / Под ред. Р.Г.Апресяна. – М.: Аслан, 1996.
Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс: Учебник. – М.: Серебряные нити, 1998. С. 18 – 20.
Разин А.В. Нравственный мир человека. – М., 2003.
Разум, воля, успех: О философии поступка. – Л.,1990.
Райл Г. Понятие сознания. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 70 – 121.
Рерих Е. Основы буддизма. – Таллин, 1990.
Рзаев Д.А. Проблема насилия и ненасилия в ракурсе двух научно-практических форумов (Информационно-критическое обозрение)// Юридическая мысль. – СПб., 2003. – № 4, 5.
Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. – М., 1996.
Римские стоики. Сенека. Эпикур. Марк Аврелий. – М.,1995.
Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 76 – 80, 273 – 304, 404 – 453.
Розов М.А. Прошлое как ценность. // Путь. – М., 1992. – № 1.
Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – С. 211 – 212.
Сенека и др. Если хочешь быть свободным: Книга о воспитании. – М., 1992.
Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. – М.: МГУ, 1978.
Скрипник А.П. Моральное зло. – М.: Политиздат, 1992.
Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. – М., 2001.
Соловьев В.С. Нравственность и политика. // Соловьев В.С. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М., 1989.
Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. М.: Мысль, 1988. – С. 543 – 548.
Сосновский А.В. Лики любви: Очерки истории половой морали. – М.,1992.
Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.
Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. – Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С.166 – 231, 360 – 396.
Трубецкой Е.Н. Мировая бессмыслица и мировой смысл. // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.
Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: республика, 1993.
Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.
Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. (III. Дисциплина) / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. – М.: Ad Marginem. 1999.
Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. – Львов, 1996.
Чернышевский Н.Г. Что делать? – М., 1985.
Шачин С.В., Шачина А.Ю. И. Кант о нравственном воспитании. // Мурманский берег. / Культурологический альманах. – Мурманск, 2005. – С. 268 – 285.
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. / Под ред. Гусейнова и др. – М., 1992.
Шрейдер Ю.А. Учение св. Фомы Аквинского и проблемы современного общества. // Теология. – М., 1993. – № 1.
Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. // Новый мир. – М., 1994. – № 8.
Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990.
|