Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика»





Скачать 152.71 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этика»
Дата публикации03.08.2013
Размер152.71 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины «ЭТИКА»

Целью курса этики является формирование у студентов положительной жизненной ориентации и выработка понимания морального закона. Это – осознание того, что моральный закон не является произвольным вымыслом людей, а проистекает из общей потребности сохранения самого человеческого бытия. Курс этики сможет способствовать, таким образом, формированию у студентов нравственной культуры, которая является фундаментом общей культуры и без которой невозможно прогрессивное развитие общества.

Задачи курса состоят в: ознакомлении студентов с основными философскими этическими учениями, а также с основными подходами в современной этике в нашей стране и за рубежом; формировании у студентов представлений о профессиональной этике в тех областях деятельности, в которых они будут трудиться, и прежде всего – об этике педагогической; обсуждении проблем этнонациональной этики под углом зрения диалога между различными национальными культурами, терпимости к представителю иных наций, религиозных конфессий и пр.

Данный курс занимает важное место в общей системе подготовки специалиста: он способствует выработке нравственных ориентиров личности, активной жизненной позиции, задаёт широкую перспективу при решении профессиональных задач, особенно в сфере управления людьми.

Студенты, прослушавшие данный курс, должны овладеть методологией и искусством нравственной рефлексии, то есть, умением анализировать собственные поступки, а также различные ситуации морального выбора с позиции гуманистических ценностей, универсального морального закона. Студенты должны осознать, что этика есть наука о должном, а не о сущем, и требуются огромные усилия воли человека, напряжённая работа над собой, совершение нравственных поступков, для того, чтобы существующая реальность хотя бы как-то соответствовала идеальным нормам разума.

Студенты должны знать:

– главные этические учения в истории философской мысли;

– современное состояние дискуссий по проблемам морали и нравственности;

– основные положения профессиональной и – особенно – педагогической этики;

– особенности понимания морального закона в иных культурах и религиозных конфессиях.

Студенты должны уметь:

– анализировать ситуации морального выбора с позиции гуманистических ценностей;

– убеждать других людей в необходимости соблюдения морального закона;

– применять историко-философские знания в области этики к конкретным жизненным ситуациям;

– ориентироваться в современных дискуссиях по общественным проблемам с позиции моральных установок и нравственных ценностей.
Семинарское занятие в вузе - форма самостоятельной работы студентов, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Именно в этом качестве она была впервые использована выдающимся учёным-историком и педагогом В.Н.Герье в Московском университете ещё в конце 19-го века. Семинар это форма творческой работы, позволяющая к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания.

Следует разумно организовывать работу по подготовке к семинарскому занятию. К теме каждого семинара даётся определённый план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список первоисточников и литературы, в том числе, и обязательной. Работу следует организовать в такой последовательности:

Подготовьте ответы на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из первоисточника. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам.

Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках.

Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). После этого он должен быть на семинаре обсуждён на предмет полноты, глубины раскрытия темы, самостоятельности выводов, логики развития мысли.

На семинарском занятии приветствуется любая форма вовлечённости: участие в обсуждении, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

Тема 1. Предмет этики. (2 часа)

1. Философский статус этики. Этика как «практическая философия».

2. Термины «этика» и «мораль», их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.

3. Этика как «наука о морали». Этика как «жизнеучение». Теоретическая и нормативная этика, их проблематика, структура и функции.

4. Мораль и нравственность: общее и различия (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // Философские науки, 1997. – № 1. – С. 64 – 72.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 9 –11.

Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс: Учебник. – М.: Серебряные нити, 1998. С.18 – 20.

Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарика, 1999. – С.5 – 7.

Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:

Являются ли понятия «мораль» и «нравственность» синонимичными или они чем-то различаются в своём содержании? В чём их различие?
Тема 2. Учение И. Канта о категорическом императиве. (4 часа)

1. Понятие доброй воли, по Канту. Понятие долга. Проблема долга и склонности.

2. Понятие максимы поступка. Максима и императив. Потребность и интерес. Виды императивов: гипотетические и категорический императивы.

3. Три практических принципа категорического императива.

4. Автономия и гетерономия воли.

5. Двойственная природа человека. Возможность человеческой свободы.

6. Дилемма «должен – можешь»: императивный и аскетический аспекты.

7. Антропологические истоки нравственности: человек как существо, принадлежащее природному и разумному универсуму одновременно (вопрос для самостоятельного изучения).

Примечание: в скобках предлагаются номера вопросов. Те работы, в которых скобки с номерами вопросов отсутствуют, относятся ко всему семинарскому занятию.

Литература:

Адорно Т.В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000. (6)

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – С. 138 – 155.

Гулыга А. Иммануил Кант. – М.: Молодая гвардия, 1981.

Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1965. – С. 228 – 242; 276. (1)

Кант И. Ук. соч. – С. 236 – 237, 260, 278 – 280, 250 – 261. (2)

Кант И. Ук. соч. – С. 261 – 279. (3)

Кант И. Ук. соч. – С. 274 – 289. (4)

Кант И. Ук. соч. – С. 292 – 309. (5)

Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 115 – 124. (6)

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.

Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – С. 211 – 212. (6)

Шачин С.В., Шачина А.Ю. И. Кант о нравственном воспитании. // Мурманский берег. / Культурологический альманах. – Мурманск, 2005. – С. 268 – 285.

Этика. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – С. 60 – 85.

Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:

В чём антропологические истоки нравственности? Возможны ли нравственные поступки? Если да, то в чём они выражаются? Почему нравственный поступок есть прежде всего несовершённый поступок (то есть, состояние, когда человек воздерживается от безнравственного поступка, несмотря на то, что у него имеется возможность его совершить)?
Тема 3. Сущность морали и морального сознания. (2 часа)

1. Специфика морали как феномена человеческого духа. Формальная и содержательная специфика морального требования.

2. Моральные и внеморальные побудительные силы поведения. Долг и склонность.

3. Понятие морального сознания. Когнитивистская и нонкогнитивистская трактовка морального сознания.

4. Психология морали.

4.1. Основные понятия психологии морали: моральная установка (аттитюд, позиция), моральный мотив, моральное переживание (чувство долга, одобрения, осуждения, вины, ответственности и т.д.), моральная интенция.

4.2. Рациональное и эмоциональное в морали. Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств.

4.3. Проблема свободы воли в контексте психологии морали.

5. Конвенциональное и постконвенциональное моральное сознание (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Апресян Р.Г. Идея морали. – М.: ИФРАН, 1995. – С. 7 – 28.

Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 4 – 19.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. – С. 12 – 36.

Максимов Л.В. К проблеме определения морали. // Этическая мысль. – Вып. 3. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 61 – 74.

Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. – М.: Философское общество СССР, 1991. – С. 56 – 74.

Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. – С. 14 – 22.

Райл Г. Понятие сознания. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 70 – 121.

Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарика, 1999. – С. 367 – 383.

Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:

Какие этапы эволюции морального сознания выделяет психология морального развития личности? Как происходит переход от конвенциональной к постконвенциональной стадии эволюции морального сознания?
Тема 4. Моральные ценности. Добро и зло. (2 часа)

1. Понятие ценности. Положительные и отрицательные, абсолютные и относительные, объективные и субъективные ценности.

2. Добро и зло как ключевые моральные понятия.

3. Идея непреодолимой связности добра и зла; ее различные выражения в истории философии.

4. Этика солидарности в истории философии (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 241 – 252.

Бубер М. Образы добра и зла. // Бубер М. Два образа веры. – М: АСТ, 1999. – С. 162 – 201.

Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 89 – 160.

Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. – М.: Наследие, 1996.

Лосский И.О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – С. 286 – 307, 344 – 361.

Скрипник А.П. Моральное зло. – М.: Политиздат, 1992.

Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1988. – С. 543 – 548.

Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.

Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:

Какие способы обоснования идеи солидарности выработала этическая мысль в последние два столетия?
Тема 5. Мораль и общество. (2 часа)

1. Социальная этика, её место в структуре морали.

2. Гражданское общество и его ценности (плюрализм, автономия, толерантность).

3. Политика, власть, мораль: проблема соотношения.

4. Хозяйственная этика как результат применения социально-этических критериев к экономике (хозяйствованию).

5. К проблеме соотношения между нравственностью и экономической эффективностью (вопрос для самостоятельного изучения).

Примечание: в скобках предлагаются номера вопросов.

Литература:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. соч. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44 – 95. (4)

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Наука, 1991. – С. 35 – 37. (1)

Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. – М.: Ad Marginem, 1995. (2)

Капустин Б.Г. Мораль и политика. // Вопросы философии. – М., 2001. – № 2. (3)

Кропоткин П.А. Этика. – М.: Республика, 1991. (1)

Мандевиль Б. Басня о пчёлах. – М.: Мысль, 1974. (4)

Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 76 – 80, 273 – 304, 404 – 453. (4)

Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1995. – С. 397 – 417, 437 – 443, 447 – 460, 469 – 475. (2)

Соловьёв В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1988. – С. 215 – 222 (4); 281 – 300. (1)

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1993. (1)

Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. (III. Дисциплина). / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. – М.: Ad Marginem. 1999. (3)

Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:

Возможно ли преодоление противоречия между нравственностью и полезностью? Если да, то каким образом?
Тема 6. Практические приложения этики. (2 часа)

1. Преподавание (изучение) этики как средство нравственного воспитания.

1.1. Воспитательный потенциал нормативной этики: воздействие на ценностные ориентиры людей через усвоение её содержания.

1.2. Теоретическая этика: использование даваемых ею знаний о морали (о механизмах ее формирования и функционирования) для осуществления воспитательных акций.

2. Профессиональная (прикладная) этика.

2.1. Моральный выбор как практическая проблема.

2.2. Некоторые этико-прикладные проблемы нашего времени и сложившиеся подходы к их решению (экология; смертная казнь; аборты; эвтаназия; медицинские эксперименты, генная инженерия и др.)

3. Основные нормы современного этикета (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – Раздел IV.

Поупкин Р., Стролл А. Философия: Вводный курс. – М.: Серебряные нити, 1998. – С.93 – 101.

Этика: Учебник. / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 4.

Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:

В чём заключаются исторические истоки современного этикета? В чём состоят главные нормы современного этикета? Подвержены ли нормы этикета влияниям моды и что в них сохраняется в качестве непреходящего содержания?
Тема 7. Этические проблемы насилия и ненасилия. (2 часа)

1. Понятия насилия и ненасилия. Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы – этическая основа ненасилия.

2. Философия непротивления злу насилием Л.Н. Толстого и её критика И.А. Ильиным.

3. Этика ненасилия. Добро и насилие. Основные аргументы за и против применения насилия «во благо» другого человека.

4. Ненасилие как политическая программа: М.К. Ганди.

5. Дискуссии о насилии и ненасилии в Мурманском отделении Всероссийского философского общества (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Восточная литература, 1969.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – С. 443 – 460.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Ильин И.А. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. – С. 307 – 326, 339 – 353, 360 – 416, 426 – 448, 470 – 479.

Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. – Тула: ТПГУ им. Л.Н.Толстого, 1999.

Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. – Мурманск: Мурманское обл. кн. изд-во, 2004. – № 3. Проблема насилия и ненасилия.

Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). – М.: ИВИ РАН, 2000.

Ненасилие: философия, этика, политика. – М.: Наука, 1993.

Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки / Под ред. Р.Г.Апресяна. – М.: Аслан, 1996.

Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. М.: Мысль, 1988. – С. 281 – 300, 339 – 357.

Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. – Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С.166 – 231, 360 – 396.

Этика. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – С. 396–417, 475–486.

Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:

С какими позициями Мурманских философов, представленными в журнале «Наука и бизнес на Мурмане», Вы согласны, а с какими нет? Если согласны, то в чём, если не согласны, то почему? Что Вы лично для себя почерпнули из изучения материалов этих дискуссий?



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:
Основная литература Этика:

1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.

2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

3. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.

4. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

5. Нравственность для XXI века : сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М. : Аспект Пресс, 2009.

6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла : [сборник эссе] / Бодрийяр Ж. ; [пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской]. - 3-е изд. - М. : Добросвет, 2009
Дополнительная:


  1. Борзенко И.М. и др. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.

  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для студентов вузов. – М.,1998.

  3. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.,1995.

  4. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учебно-методическое пособие. – М.,1999.

  5. Разин А.В. Нравственный мир человека. – М., 2003.

  6. Рыбкин В.Р. Этика и социальная политика: Курс лекций. – Мурманск, 2004.

  7. Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. – М., 1998.

  8. Этика: Учебник. / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарика, 1999.

  9. Этика: словарь афоризмов и изречений: Пособие для студентов вузов. / Сост. В.Н.Назаров, Е.Д.Мелешко). – М., 1994.




  1. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000.

  2. Андреев Д. Роза Мира. – М.: Иной мир, 1992 (или другое издание).

  3. Антология ненасилия. – Москва-Бостон, 1992.

  4. Апресян Р.Г. Идея морали. – М.: ИФРАН, 1995. – С. 7 – 28.

  5. Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // Философские науки, 1997. – № 1. – С. 64 – 72.

  6. Апресян Р.Г., Василенко Л.И.и др. Этика: абсолюты и здравомыслие. // Человек. – М., 1996. – № 5.

  7. Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Соч.: В 4-х т.т. – Т. 4. – М., 1984.

  8. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

  9. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Наука, 1991. – С. 35 – 37.

  10. Бубер М. Образы добра и зла. // Бубер М. Два образа веры. – М: АСТ, 1999. – С. 162 – 201.

  11. Буталова А.Ю. Идея нравственного воспитания в рациональной этике Иммануила Канта. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2003.

  12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. соч. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44 – 95. (4)

  13. Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – С. 4 – 19.

  14. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.,1994.

  15. Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Восточная литература, 1969.

  16. Ганди. Моя вера в ненасилие. – Мартин Лютер Кинг. Любите врагов ваших. – Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. – М., 1992. – № 3.

  17. Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. – М.:Ad Marginem, 1995.

  18. Ги де Маллак. Мудрость Льва Толстого. – М., 1995.

  19. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – Разд. 1, 2.

  20. Гоббс Т. Левиафан. // Гоббс Т. Избр.соч.: В 2-х т.т. – Т. 2. – М., 1964.

  21. Гулыга А. Иммануил Кант. – М.: Молодая гвардия, 1981.

  22. Денисов В. Размышления о насилии в современном мире. // Россия и современный мир. –М., 2002. – № 1.

  23. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. – М., 1989.

  24. Жульев В.К. Бог и человек: Основы этики. – М., 1992.

  25. Иванов В.Г. История этики средних веков: Уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по филос. спец. и филос. напр. – СПб., 2002.

  26. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Ильин И.А. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. – С. 307 – 326, 339 – 353, 360 – 416; 426 – 448, 470 –479.

  27. Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1965. – С. 228 – 309.

  28. Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. –С. 89 – 160.

  29. Капустин Б.Г. Мораль и политика. // Вопросы философии. – М., 2001. – № 2.

  30. Карпинская Р.С. Натуралистическое сознание и космос. // Философия русского космизма. –М., 1996.

  31. Колесов Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты: Учебное пособие. – М., 2000.

  32. Кочетков Г. Беседы по христианской этике. – М., 1995. – Выпуски 1, 2.

  33. Кропоткин П.А. Этика. / Под ред.Ю.В. Гридчина. – М., 1991.

  34. Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. – М.: Наследие, 1996.

  35. Лосев А.Ф. Этика как наука. // Человек. – М., 1995. – № 2.

  36. Лосский И.О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – С. 286 – 307, 344 – 361.

  37. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

  38. Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып.3. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 61 – 74.

  39. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. – М.: Философское общество СССР, 1991. – С. 56 – 74.

  40. Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий. // Этическая мысль. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. – С. 14 – 22.

  41. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990.

  42. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. // Квинтэссенция: Философский альманах’91. – – М.,1992.

  43. Мандевиль Б. Басня о пчелах. – М.: Мысль, 1974.

  44. Мей Р. Воля. // Судьба и воля. Психология свободы: Хрестоматия. – Минск-Москва, 2000.

  45. Мейен С.В. Принцип сочувствия. // Пути в незнаемое. – М., 1997.

  46. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. – Тула: ТПГУ им. Л.Н.Толстого, 1999.

  47. Мур Дж.Э. Природа моральной философии. – М.,1999.

  48. Мусхелишвили Н.Л. и др. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе. // Вопросы философии. – М., 1996. – № 11.

  49. Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. – Мурманск: Мурманское обл. кн. изд-во, 2004. – № 3. Проблема насилия и ненасилия.

  50. Нейхауз Р.Д Бизнес и Евангелие. – М., 1994.

  51. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). – М.: ИВИ РАН, 2000.

  52. Ненасилие: философия, этика, политика. – М.: Наука, 1993.

  53. Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск, 1995.

  54. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т.т. – Т. 2. – М., 1990.

  55. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.

  56. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. / Под ред. Р.Г.Апресяна. – М.: Аслан, 1996.

  57. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс: Учебник. – М.: Серебряные нити, 1998. С. 18 – 20.

  58. Разин А.В. Нравственный мир человека. – М., 2003.

  59. Разум, воля, успех: О философии поступка. – Л.,1990.

  60. Райл Г. Понятие сознания. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 70 – 121.

  61. Рерих Е. Основы буддизма. – Таллин, 1990.

  62. Рзаев Д.А. Проблема насилия и ненасилия в ракурсе двух научно-практических форумов (Информационно-критическое обозрение)// Юридическая мысль. – СПб., 2003. – № 4, 5.

  63. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. – М., 1996.

  64. Римские стоики. Сенека. Эпикур. Марк Аврелий. – М.,1995.

  65. Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 76 – 80, 273 – 304, 404 – 453.

  66. Розов М.А. Прошлое как ценность. // Путь. – М., 1992. – № 1.

  67. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – С. 211 – 212.

  68. Сенека и др. Если хочешь быть свободным: Книга о воспитании. – М., 1992.

  69. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. – М.: МГУ, 1978.

  70. Скрипник А.П. Моральное зло. – М.: Политиздат, 1992.

  71. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. – М., 2001.

  72. Соловьев В.С. Нравственность и политика. // Соловьев В.С. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М., 1989.

  73. Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. М.: Мысль, 1988. – С. 543 – 548.

  74. Сосновский А.В. Лики любви: Очерки истории половой морали. – М.,1992.

  75. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.

  76. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. – Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С.166 – 231, 360 – 396.

  77. Трубецкой Е.Н. Мировая бессмыслица и мировой смысл. // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.

  78. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: республика, 1993.

  79. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.

  80. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. (III. Дисциплина) / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. – М.: Ad Marginem. 1999.

  81. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. – Львов, 1996.

  82. Чернышевский Н.Г. Что делать? – М., 1985.

  83. Шачин С.В., Шачина А.Ю. И. Кант о нравственном воспитании. // Мурманский берег. / Культурологический альманах. – Мурманск, 2005. – С. 268 – 285.

  84. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. / Под ред. Гусейнова и др. – М., 1992.

  85. Шрейдер Ю.А. Учение св. Фомы Аквинского и проблемы современного общества. // Теология. – М., 1993. – № 1.

  86. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. // Новый мир. – М., 1994. – № 8.

  87. Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 4 Профессиональная...
Б 4 Методология и методы ппд: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная...
Раскрыть понятие этики и выявить ее связь с организацией социальной политики; теоретически осмыслить нравственные основания социальной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск