Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности





Скачать 300.46 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности
страница1/2
Дата публикации02.07.2013
Размер300.46 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«этика и социальная политика»

для студентов специальности 040104.65 – Организация работы с молодежью

Автор:

Петошина С.И., к.ф.н., доцент кафедры социальных наук МГГУ

Цель освоения дисциплины «этика и социальная политика»:

- формирование устойчивой системы знаний о роли этики в решении злободневных проблем общества, механизмах развития социальной политики, принципах и методах управления в сфере социальной политики.

Основные задачи курса «этика и социальная политика»:

  • Раскрыть понятие этики и выявить ее связь с организацией социальной политики; теоретически осмыслить нравственные основания социальной практики;

  • Проанализировать историю развития этики и становления политики;

  • Отразить механизмы воздействия этических принципов на формирование государственности в истории и современности;

  • Сформулировать принципы этического понимания современных политических процессов и особенностей социокультурной ситуации.


В ходе изучения курса студенты должны знать:

- механизмы формирования, обсуждения и коррекции сложившихся доктрин;

- политические регулятивы,

- концепции осуществления социальной политики в истории социальных

отношений и развития общества.

Студенты, завершившие изучение данного курса, должны уметь:

- анализировать сущность, содержание и цели социальной политики;

- выявлять социально-педагогические подходы к воспитанию и формированию личности как объекта социальной политики;

- грамотно работать с философскими трудами,

- использовать полученные знания в практической деятельности.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

ауд.

Лк

Пр/см

Лб

Сам. раб.

1

Тема 1. Понятие этики и принципы социальной политики

2

2

-

-

3

2

Тема 2. Этический идеал и политическое устройство в Античном государстве

4

2

2

-

3

3

Тема 3. Этика и власть в религиозной эпохе Средневековья

2

2

-

-

3

4

Тема 4. Этико-политическая мысль эпохи Возрождения

2

2

-

-

3

5

Тема 5. Этика и власть в правовом государстве в период Нового времени

4

2

2

-

3

6

Тема 6. Этическая мысль в концепциях государственного устройства мыслителей XVIII –XIX веков

4

2

2

-

3

7

Тема 7.Этика и социальная политика постмодерна

4

2

2

-

3

8

Тема 8. Этика, власть и справедливость в постиндустриальном обществе современности

4

2

2

-

3




Всего:

26

16

10

-

24

Содержание практических занятий

Практическое занятие № 1
Тема: Этический идеал и политическое устройство в Античном государстве (2 ч.)
План


  1. Конфликт этики и политики в воззрениях Сократа.

  2. Этический идеал справедливости в «Государстве» Платона. Связь между строением образцового государства и строением человеческой души.

  3. «Человеческая» политика и понятие справедливости Аристотеля.

  4. Роль философии в воспитании граждан в философской мысли Античности.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. В чем смысл утверждения: «Этика – это практическая философия»?

  2. Какова трактовка ценности любви в философских построениях мыслителей Античности?

  3. В чем смысл оправдания насилия античными мыслителями?

  4. Каково значение государственной власти и насилия в создании справедливого общества в представлении античных мыслителей?

  5. Какой фактор в поведении человека Сократ считал определяющим?

  6. Какие критерии, по Сократу, определяют благую жизнь?

  7. В чем заключается актуальный смысл полемики между Сократом и Фразимахом?

  8. Какие добродетели характеризуют совершенное по Платону государство?

  9. Каково отношение к собственности должно быть у правителей идеального государства Платона?

  10. В чем прогрессивность взглядов Платона на роль женщины в его идеальном государстве?

  11. В чем смысл политической гармонии в учении о государстве у Аристотеля?

  12. Какова роль культуры в политической системе Аристотеля?

  13. Какие этические качества личности гарантируют создание и сохранение гражданского общества в государственном устройстве Аристотеля?


Литература
Основная:


  1. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т.– М., 1984. – Т. 4.

  2. Аристотель. Политика. – М., 1865.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976.

  4. Асмус В.Ф. История античной философии. – М., 1965.

  5. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

  6. Васильева Т.В. Афинская школа философии. – М., 1985.

  7. Кропоткин П.А. Этика. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.

  8. Кропоткин П.А. Этика: избранные труды. - М.: Политиздат, 1991.

  9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

  10. Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т. – М.: Мысль, 1994.

  11. Платон. Пир; Федр // Соч.: В 3 т. – М., 1970. – Т. 2.

  12. Платон. Собр. соч.: В 4 т. – М.: Мысль, 1994. – Т. 3.

  13. Рыбкин В.Р. Этика и социальная политика: Курс лекций. – Мурманск: МГПУ, 2004.

  14. Философия любви / Ред. Д.П. Горский, сост. А.А. Ивин. – М., 1990. – Т. 1–2.

  15. Целлер Э. Очерк истории греческой философии / Пер. С.Л. Франка. – СПб., 1996.

  16. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юрист, 1995. – Гл. 2: Древняя Греция.

  17. Эпикур. Письмо Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.


Дополнительная:


  1. Вейнингер О. Пол и характер. – М., 1992.

  2. Виндельбандт В. Избранное. Дух и история. – М.: Юрист, 1995. – С. 364–508.

  3. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994.

  4. Гуторов В.А. Античная и социальная утопия. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989.

  5. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. – М., 1974.

  6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М.: МарТ, 2003.

  7. История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1995. – Кн. 1.

  8. Касирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.


Практическое занятие № 2
Тема: Этика и власть в правовом государстве в период

Нового времени (2 ч.)
План


  1. Этика и власть в «Левиафане» Т. Гоббса. Теория общественного договора с позиции этики и социальной практики.

  2. Либерально-правовое государство Дж. Локка. Концепция Локка происхождения государства из общественного договора в «Двух трактатах о государственном правлении».

  3. Этические наставления Ж.-Ж. Руссо об устройстве государства и наличии в нем справедливости, свободы и равенства в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права»



Вопросы для коллективного обсуждения


  1. В чем заключается утилитарный принцип понимания добра в этических воззрениях Т. Гоббса?

  2. Почему Гоббс выдвигает требование контроля за деятельностью церкви со стороны государства?

  3. Как принцип веротерпимости отвечает задачам становления буржуазной политики?

  4. Что подразумевает принцип «Tabula rasa» в понимании Дж. Локка и каково его этическое значение в становлении и развитии личности в государстве?

  5. В чем специфика доктрины либерализма Д. Локка?

  6. Что содержат в себе этические наставления Ж.-Ж. Руссо об устройстве государства?

  7. В чем сходства и различия концепций общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо? Возможные пути преемственности в исторической развитии мысли и ее этической составляющей?



Литература

Основная:


  1. Гоббс Т. Избр. произв. – М.: Мысль, 1989.

  2. Деборин А.М. Томас Гоббс // Деборин А.М. Очерки по истории материализма 17–18 вв. – М.; Л., 1930.

  3. Заиченко Г.А. Дж. Локк. – М. 1988.

  4. Занин С. В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. - СПб.: Мiръ, 2007.

  5. Кропоткин П.А. Этика. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.

  6. Кропоткин П.А. Этика: избранные труды. - М.: Политиздат, 1991.

  7. Локк Д. Соч.: В 3 т. – М., 1987.

  8. Локк Д. Соч.: В 3 т. – М.: Мысль, 1985.

  9. Мееровский Б.В. Гоббс. – М., 1975.

  10. Рахман Д. Дж. Локк. – Х., 1924.

  11. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998.

  12. Рыбкин В.Р. Этика и социальная политика: Курс лекций. – Мурманск: МГПУ, 2004.

  13. Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Т. Гоббса // Гоббс Т. Соч. – М., 1989. – Т. 1.

  14. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. – М., 1984.

  15. Ческис А.А. Томас Гоббс. – М., 1929.


Дополнительная:


  1. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Волтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). — М.: Изд-во Инситута философии РАН (ИФРАН), 2006.

  2. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. – М., 1974.

  3. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М.: МарТ, 2003.

  4. История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1995. – Кн. 1.

  5. Касирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.



Практическое занятие № 3
Тема: Этическая мысль в концепциях государственного устройства мыслителей XVIIIXIX веков (2 ч.)
План


  1. Этические основания государства и права с позиции И. Канта. Нравственные императивы И. Канта.

  2. Диалектика политики Г.В.Ф. Гегеля. Условия и критерии абсолютной нравственности в государстве.

  3. Марксистская этика революции пролетариата.

  4. Ницшеанская «переоценка ценностей» и политика.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Как вы понимаете узловое положение этики Канта, что человек – существо не только природное, но и свободное?

  2. В чем вы видите политический смысл утверждения Канта, что отношения между личностью и государством должны строиться на признании взаимной ответственности?

  3. Что обеспечивает, по мнению Канта, справедливость законодательной власти?

  4. Что является для Гегеля условием и критерием абсолютной нравственности в государстве?

  5. Как характеризует Гегель переход от феодальных порядков к буржуазному строю?

  6. В чем нравственный смысл человеческого существования по Гегелю?

  7. Почему марксизм в основу этического основания пролетарской революции выдвинул тезис: «пролетарии всех стран соединяйтесь»?

  8. В чем этический смысл пролетарской революции?

  9. Как социальный прогресс обострил этические проблемы политики?

  10. В чем смысл критики идеи равенства в этике Ницше?

  11. Какой политический смысл вкладывается в тезис Ницше «воля к власти»?

Литература

Основная:


  1. Абдулаев М.И. Учение Канта о праве и государстве // Правоведение. – 1998. – № 3.

  2. Бокрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. – Тб., 1958.

  3. Гегель. Г.В.Ф. Политические произведения. – М., 1978.

  4. Гегель. Г.В.Ф. Работы разных лет. – М., 1971.

  5. Гегель. Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч. – М., 1959. – Т. IV.

  6. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Мысль, 1965. – Т. 4 (1).

  7. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Мысль, 1965. – Т. 4 (2).

  8. Кропоткин П.А. Этика. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.

  9. Кропоткин П.А. Этика: избранные труды. - М.: Политиздат, 1991.

  10. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия втор. пол. XVIII – нач. XIX вв. – М., 1986.

  11. Кузнецов В.Н. Философия права Иммануила Канта // Вестник Моск. ун-та. – 1999. – № 3. – (Философия).

  12. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии – 150 лет Манифесту Коммунистической партии. – М.: Вагриус, 1999.

  13. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. – М.: Изд-во политической литературы, 1969.

  14. Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. – М., 1959.

  15. Пиотковский А.А. Политико-правовая философия И. Канта // Сов. гос-во и право. – 1974. – № 2.

  16. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

  17. Рыбкин В.Р. Этика и социальная политика: Курс лекций. – Мурманск: МГПУ, 2004.

  18. Свастьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания: Вступ. ст. // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1.

  19. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М.: Наука, 1992.


Дополнительная:


  1. Бибихин В.В. Европейский нигилизм (обзор) // Работы Хайдеггера по культурологии и теории идеологии. – М., 1981.

  2. Дюкло Ж. Бакунин и Маркс. Тень и свет. – М.: Прогресс, 1975.

  3. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М.: МарТ, 2003.

  4. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // Полн. собр. соч. – М.: Изд-во политической литературы, 1974. – Т. 41.

  5. Маркузе Г. Разум и революция. – СПб.: Владимир Даль, 2000.

  6. Мудрагей Н.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант–Шопенгауэр) // Вопросы философии. – 1999. – № 1.

  7. Ницше Ф. Автобиография / Пер. с нем. – СПб.: Прометей, издательство Михайлова Н.Н., 1911.

  8. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1.

  9. Плеханов Г.В. Карл Маркс и Лев Толстой // Г.В. Плеханов. Литература и эстетика. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. – Т. 2.

  10. Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Этическая мысль. 1991. – М.: Республика, 1992.



Практическое занятие № 4

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое...
История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» и 040101. 65 «Социальная работа»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Занятость населения...
Цель освоения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» является формирование у студентов целостного представления о социально-экономической...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-педагогическая...
Тема Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент в молодежной...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Нормативные документы...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного...
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconИтоговая государственная аттестация по специальности «педиатрия»
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная политика» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск