ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «физическая культура» для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего и основного общего образования по физической культуре и комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А Зданевич
Своим предметным содержанием программа нацелена на формирование физической культуры учащихся и раскрывается учебным материалом, структурированным по соответствующим образовательным разделам: знания, умения и способы физкультурной деятельности.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированной) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Настоящая рабочая программа имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 1-4, 5-9 и 10-11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры по четвертям года.
I четверть – 18 уроков
* Легкоатлетические упражнения – 10-12 уроков
* Спортивные игры – 6-8 уроков.
II четверть – 14 уроков
* Гимнастические упражнения с элементами акробатики- 14 уроков
III четверть – 20 уроков
* Лыжная подготовка – 20 уроков
IV четверть – 16 уроков
* Легкоатлетические упражнения – 8-10 уроков
* Спортивные игры – 6-8 уроков.
Раздел 1. Начальное общее образование
Физическая культура Изучение физической культуры на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности:
овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на знаниях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Укрепление здоровья и личная гигиена Оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы). Утренняя гимнастика физкультпаузы. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Способы формирования правильной осанки, рационального дыхания при выполнении физических упражнений.
Измерение индивидуальных показателей: физического развития (длины и массы тела), физической подготовленности (гибкости, силы, быстроты).Подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Определение частоты дыхания и сердечных сокращений в процессе занятия физическими упражнениями.
Правила и нормы поведения на уроках физической культуры, способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний.
Способы двигательной деятельности
( С учетом медицинских показаний)
Разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, использование их в различных условиях, преодолении естественных и искусственных препятствий.
Простейшие упражнения на гимнастических снарядах: висы, стойки, упоры, наскоки и соскоки. Опорные прыжки. Прыжки через гимнастическую скакалку (в различных вариантах).
Простейшие акробатические упражнения: стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, повороты и перевороты, кувырки. Простейшие способы передвижения на лыжах.
Физические упражнения с предметами и без предметов для развития основных физических качеств (ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы, выносливости). Сюжетно-ролевые подвижные игры и эстафеты (в том числе с элементами спортивных игр).
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения физической культуры ученик должен
знать / уметь
* роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
* правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
* правила поведения на занятиях физической культуры; уметь
передвигаться различными способами (ходьба ,бег, прыжки) в различных условиях;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения;
выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:
выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений закаливающих процедур:
преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм проведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;
самостоятельной организации активного отдыха и досуга.
Поурочное планирование для учащихся 4- класса,
2 часа в неделю
№ урока
| дата
| Раздел программы
| Основная направленность
| Название народных, подвижных, игр
| 1 четверть
|
| 1
|
| Лёгкая атлетика
| Игры с бегом
| Кто быстрее
| Игры по выбору детей
| 2
|
| Лёгкая атлетика
Урок соревнование
| Развитие быстроты и внимания, формирование чувства коллективизма
| Тестирование уровня физической подготовленности учащихся
| 3
|
| Лёгкая атлетика
| Игра с метанием
| Стрелки
| 4
|
| Лёгкая атлетика
Урок соревнование
| Развитие быстроты и внимания, формирование чувства коллективизма
| Сдача норматива – бег 60м
| 5
|
| Лёгкая атлетика
Урок игра, соревнование
| Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости
| Соревнования бег 30м
Метание мяча на дальность
| 6
|
| Лёгкая атлетика
| Игра с бегом
| Белые медведи
| Игры с прыжками
| Салки в приседе
| 7
|
| Подвижные игры
| Игра с мячом
| Передача мяча в колоннах
| Игры с прыжками
| Не оставайся на полу
| 8
|
| Подвижные игры
Урок игра, соревнование
| Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости, внимания
| Метание мяча на дальность
| Охотники и утки
| 9
|
| Подвижные игры
| Игра с бегом
| Встречные эстафеты мячом
| Игры с большими мячами
| Мяч в кольцо
| 10
|
| Подвижные игры
| Игры с мячом
| Перестрелка
| Игры с большими мячами
| Охотники и утки
| 11
|
| Подвижные игры
Урок соревнование
| Развитие силы, быстроты, ловкости внимания
| Лёгкоатлетический кросс
«Золотая осень»
| 12
|
| Подвижные игры
| Игры с бегом
| Салка дай руку
| Игры с большими мячами
| Перестрелка
| 13
|
| Подвижные игры
| Игры с бегом
| Эстафеты с бегом
| Игры с мячами
| Охотники и утки
| 14
|
| Подвижные игры
Урок игра, соревнование
| Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости, внимания
| Весёлые старты
| 15
|
| Подвижные игры
Урок игра, соревнование
| Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты
| Метание в цель
| Учёт выполнения челночного бега 4х9м
| 16
|
| Гимнастика
| Игра с бегом
| Эстафеты с гимнастическими скакалками
| 17
|
| Гимнастика
| Игра с бегом
| Эстафеты с лазанием и перелезанием
| 18
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты
| Тест. Наклоны вперёд из положения сидя
| Белые медведи
|
|
| 2 четверть
|
| 19
|
| Гимнастика
| Развитие ловкости, быстроты
| Эстафеты с обручем и пролезанием
| 20
|
| Гимнастика
| Игра с прыжками
| Парашютисты
| 21
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие ловкости, быстроты, координации движений, внимания, равновесия
| Кружилиха
| Выведение из равновесия
| 22
|
| Гимнастика
| Развитие выразительности движений
| Музыкальные салки
| 23
|
| Гимнастика
| Игра на развитие ловкости, прыгучести
| Игра-эстафета с преодолением вертикальных препятствий
| 24
|
| Гимнастика
| Развитие координационных способностей
| Эстафета с преодолением препятствий
| 25
|
| Урок игра, соревнование
| развитие координационных способностей, смелости, силы, ловкости, равновесия
| Эстафеты с предметами
| Кто самый сильный (соревнования по подтягиванию)
| 26
|
| Урок соревнование
| Развитие ловкости, быстроты, координации движений, внимания
| Кто выше?
| 27
|
| Подвижные игры
| Игры с мячом
| Подбрось - поймай
| 28
|
| Подвижные игры
| Игры сбегом
| Салки ноги от земли
| Игра с мячом
| Мяч в корзину
| 29
|
| Урок соревнование
| Развитие ловкости, быстроты, координации движений, внимания
| Соревнования по ГТО
| 30
|
| Подвижные игры
| Игра с мячом
| Снайперские броски
| Мяч в кольцо
| 31
|
| Урок игра,
| Развитие ловкости, быстроты, координации движений, внимания
| Весёлые старты
| 32
|
| Урок игра,
| Развитие координационных способностей, смелости, силы, ловкости, равновесия
| Эстафеты с предметами
| Игры по выбору детей
| 3 четверть
|
| 33
|
| Лыжная подготовка
| Игры с бегом
| Салки маршем
|
|
|
|
| 34
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, силы, смелости и расчетливости
| Встречные эстафеты
| 35
|
| Лыжная подготовка
| Игра с бегом на лыжах
| Встречная эстафета с передачей палок
| 36
|
| Лыжная подготовка
| Игра со спуском
| Пройди ворота
| 37
|
| Урок соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, силы, смелости и расчетливости
| Лисий след
| 38
|
| Лыжная подготовка
| Игра со скольжением
| Скользи дальше
| 39
|
| Урок соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости,
| Лыжная эстафета 4х50-70м
| 40
|
| Лыжная подготовка
| Игровые упражнения
| Скользи как можно дальше
| 41
|
| Урок игра
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости
| Стреляющий лыжник
Эстафета «Ёлочкой»
| 42
|
| Лыжная подготовка
| Игра с бегом
| Вызов номеров
| 43
|
| Урок соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости
| Сдача норм
| 44
|
| Лыжная подготовка
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости
| Эстафеты с бегом и метанием снежков
| 45
|
| Урок соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты,
| Быстрый лыжник
| 46
|
| Лыжная подготовка
| Игры с бегом
| Кто быстрее
| 47
|
| Подвижные игры
| Игры на внимание и быстроту
| Охотники и утки
| 48
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие быстроты, ловкости, оперативного мышления, внимания, формирование чувства коллективизма
| Игры и эстафеты с мячами:
| 49
|
| Подвижные игры
| Развитие быстроты и ловкости
| Салки с ленточками
| 50
|
| Подвижные игры
| Развитие быстроты и ловкости
| Броски в корзину с места
| Передача мяча в шеренге
| 51
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие быстроты и ловкости
| Стремительные передачи
Снайперские броски
| 52
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, силы, смелости и расчетливости
| Русская лапта
|
|
|
| 4 четверть
|
| 53
|
| Подвижные игры
Народные игры
| Игры с бегом и мячом
| Русская лапта
| 54
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, силы, смелости и расчетливости
| Эстафеты с мячом с различных стартов
Двенадцать палочек
| 55
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, силы, смелости и расчетливости
| Эстафеты с бегом и прыжками Команда быстроногих
| 56
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, коллективизма
| Стремительный мяч
Русская лапта
| 57
|
| Подвижные игры
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, коллективизма
| Эстафеты с ведением баскетбольного мяча
| Охотники и утки
| 58
|
| Подвижные игры
| Игры с мячами
| Попади в кольцо
| 59
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, коллективизма
| Игры и эстафеты с мячами
| 60
|
| Подвижные игры
| Развитие ловкости, координации
| Эстафеты с ведением и броском
| 61
|
| Лёгкая атлетика
| Игры с бегом
| Конники спортсмены
| Игры с метанием
| Метко в цель
| 63
|
| Урок игра, соревнование
| Комплексное развитие физических и личностных качеств учащихся
| Сдача норм
| 64
|
| Урок соревнование
| Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости внимания
| Тестирование по подтягиванию
| 65
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости внимания
| Тестирование
Русская лапта
| 66
|
| Лёгкая атлетика
| Игры с бегом
| Салки -догонялки
| 67
|
| Лёгкая атлетика
| Игра с бегом
| Русская лапта
| 68
|
| Урок игра, соревнование
| Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости внимания
| Игры по выбору учащихся
|
Список литературы Для учителя: 1. В.И. Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. Москва «Просвещение» 2002г. 2. А.П. Матвеев. Методика физического воспитания в начальной школе. Москва. «Владос пресс» 2003г. 3. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. Упражнения и игры с мячами. Москва. «Издательство НЦ ЭНАС» 2002г. 4. Баевский Р.М. Измерьте ваше здоровье. – М.: Советская Россия 1990г. 5. Белов В.И. Психология здоровья. - - М.: Респекс, 1994г. 6. В.Б. Попов. 1001 упражнение для здоровья и физического развития. Москва. «Издательство Астрель». 2002г. 7. В.Я. Дронов. Лыжная подготовка детей школьного возраста. Москва. «Издательство НЦ ЭНАС». 2005г. 8. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г. 9. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. –
2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Физкультура и спорт, 2000г.
.
10. Научно-методический журнал – Физическая культура в школе. Москва. «Школа-Пресс».
11. Методическая газета-«Спорт в школе». Москва. Издательский дом «Первое сентября»
Для обучающихся: 1. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г. 2. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок.- Новосибирск, 2002г. 3. Малькольм Кук. 101 упражнение для юных футболистов. Москва. «Издательство Астрель». 2001г. |