муниципальное бюджетное образовательное учреждение-Краснорябинская средняя общеобразовательная школаХотынецкого района Орловской области -
Рассмотрено на
заседании РМО
от «___»________2012г.
Руководитель_________
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________Ветрова Е.В.
«___»_________2012г.
| «Утверждаю»
Директор школы
________Селихова Л.В.
от «___»________2012г.
| Рабочая программа учебного предмета«Черчение»8-9 КЛАСССоставитель: Романов А.В., учитель черчения 8-9 класса 2012-2013 учебный годПояснительная запискаРабочая программа по черчению для 8-9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования на базовом уровне. Программа предусматривает 34 часа в год по 1 часу в неделю. Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Процесс усвоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических, творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников. Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах: формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
Основное содержание Название раздела
| Перечень дидактических единиц
| Количество часов
| 8
| 9
| Техника выполнения чертежей и правила их оформления
| Краткая история использования графического изображения человеком. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и её виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертёж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертёжных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. Применение ЭВМ для подготовки графической документации.
| 6
| 1
| Геометрические построения
| Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
| 3
| -
| Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем
| Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развёртки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения. Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.
| 25
| 4
| Сечения и разрезы
| Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.
| -
| 8
| Сборочные чертежи
| Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.
| -
| 16
| Прикладная графика
| Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ЭВМ для выполнения графических работ.
| -
| 5
|
| Всего:
| 34
| 34
| Требования к уровню подготовки В результате изучения ученик должен: знать смысл технологических понятий: чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, виды графической документации, технологическая карта, стандартизация; профессии, связанные с созданием и тиражированием графической документации;
уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; определять виды соединений деталей в изделии по технологической документации; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: инструменты, приспособления и компьютерную технику для выполнения графических работ; графические и художественные средства; читать и выполнять чертежи, эскизы, схемы, технические рисунки деталей и изделий; проставлять размеры деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта.
УМК:Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. Учеб.для 7-8кл. общеобразоват.учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2006. Календарно - тематическое планирование уроков черченияв 8 классе (к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., и др.) №№ уроков
| Тема урока (обобщенно)
| Графическая и практическая деятельность учащихся
| Разделы учебника
| ДАТА
план/факт
| 1
| введение. Графические изображения. Чертежные
инструменты
| Ответы на вопросы
| Введение, §1
|
| 2
| Стандарты на чертежи. Форматы. Графическая работа № 1
| Подготовка формата (рамка, графы основной надписи)к работе № 1
| §2пп. 2.1,2.2
|
| 3
| Линии чертежа
| Выполнение графической работы № 1 «Линии»
| §2 п. 2.3
|
| 4
| Прифты чертежные
| Заполнение основной надписи в работе № 1
| §2 п. 2.4
|
| 5
| Занесение размеров. Масштабы
| Упражнения на нанесение размеров
| §2пп. 2.5,2.6
|
| 6
| Графическая работа № 2
| Выполнение чертежа детали по половине изображения
| С. 29
|
| 7
| Проецирование на одну плоскость проекции
| Построение проекций предмета по наглядному -изображению
| §3,4 п. 4.1
|
| 8
| Проецирование на 2 и 3 плоскости проекции
| Упражнение по определению наименования проекции
| §4 п. 4.2
|
| 9
| Выполнение упражнений
| Решение задач на дочерчивание проекций, сравнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий
|
|
| 10
| Виды на чертеже
| Построение чертежей в 2 и 3 видах по модульной сетке
| §5
|
| 11
| Практическая работа № 3
| Выполнение 2—3 моделей из различных материалов по чертежу
| С. 43
|
| 12
| Аксонометрические проекции
| Построение диметриче-ской и изометрической проекций плоских фигур
| §6,7 пп.
7.1,7.2
|
| 13
| Построение аксонометрических проекций
| Построение аксонометрических проекций предметов плоскогранной формы и опалов в изометрии
| §7 п. 7.2,
7.3;
§8
|
| 14
| Технический рисунок
| Выполнение технических рисунков деталей
| §9
|
| 15
| Проекции геометрических тел
| Анализ геометрической формы модели, решение занимательных задач
| §10,11
|
| 16
| Изображение элементов предмета
| Построение проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета по чертежу
| §12
|
| 17
| Графическая работа № 4
| Построение чертежа и аксонометрической проекции предмета
|
|
| 18
| Порядок построения изображений на чертежах
| Проведение недостающих на чертеже линий и построение третьего вида
| §13
|
| 19
| Графическая работа № 5
| Построение третьего вида по двум данным
|
|
| 20
| Нанесение размеров с учетом формы предмета
| Решение задач на построение чертежей с нанесением размеров
| §14
|
| 21
| Геометрические построения
| Выполнение упражнений наделение окружности на равные части
| § 15 пп.
15.1,
15.2
|
| 22
| Сопряжения
| Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений
| § 15 пп.
15.3,
15.4
|
| 23
| Графическая работа № 6
| Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений
|
|
| 24
| Развертки. Чтение чертежа. Практическая работа №
7
| Устное чтение чертежей
| §16,17
|
| 25
| Графическая работа № 8
| Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы
|
|
| 2б
| Эскизы
| Выполнение эскизов деталей по наглядному изображению
| §18.
|
| 27
| Графическая работа № 9
| Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры
|
|
| 28
| Графическая работа № 10
| Выполнение эскизов деталей с элементами конструирования
|
|
| 29
| Графическая работа № 11
| Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции
|
|
| 30
| Обобщение знаний
| Решение графических задач по выполнению и чтению чертежей, решение занимательных задач
|
|
| 31-34
| Резервное время
| Построение проекций геометрических фигур и предметов со срезами, разверток, решение задач на преобразование, чтение схем! выполнение изображений из области художественно-прикладной графики
|
|
|
Календарно - тематическое планирование уроков черчения
в 9 классе
(к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., и др.)
№№ уроков
| Тема урока (обобщенно)
| Графическая и практическая деятельность учащихся
| Разделы учебника
| ДАТА
план/факт
| 1
| Обобщение сведений о способах проецирования
| Решение занимательных задач, выполнение чертежей
| §20
|
| 2
| Сечения
| Нахождение сечения по чертежу в прямоугольных проекциях
| §§21-22
|
| 3
|
|
|
|
| 4
| Графическая работа № 12
| Эскиз детали с выполнением сечений
| §§21-22
|
| 5
| Разрезы
| Сравнение изображений, дополнение разрезов штриховкой, выполнение разрезов
| §§23-27
|
| 6
|
|
|
|
| 7
|
|
|
|
| 8
| Графическая работа № 13
| Эскиз детали с выполнением необходимого разреза
|
|
| 9
| Графическая работа № 14
| Чертеж детали с применением разреза
|
|
| 10-11
| Выбор количества изображений. Условности и упрощения на чертежах
| Выполнение чертежей и эскизов деталей с применением сечений, разрезов и рассмотренных условностей и упрощений
| §§28-29
|
| 12
| Графическая работа № 15
| Чтение чертежей
|
|
| 13
| Графическая работа № 16
| Эскиз детали с натуры
|
|
| 14
| Соединение деталей. Изображение резьбы
| Выполнение эскизов деталей с резьбой
| §§30— 31
|
| 15
| Чертежи типовых соединений деталей
| Выполнение и чтение чертежей соединений деталей, ответы на вопросы и др.
| §§32—33
|
| 16
|
|
|
|
| 17
| Графическая работа № 17
| Чертежи резьбового соединения
| §§32-33
|
| 18
| Сборочные чертежи
| Устные ответы на вопросы по сборочному чертежу, выполнение штриховки на разрезах соединений деталей. Чтение сборочных чертежей по приведенному плану
| §§34— 36
|
| 19
|
|
|
|
| 20
| Практическая работа № 18
| Чтение сборочных чертежей
|
|
| 21
| Деталирование
| Выполнение эскизов и технических рисунков по сборочному чертежу
| §37
|
| 22
| Графическая работа № 19
| Деталирование сборочного чертежа изделия
| §37
|
|
23
| Решение творческих задач с элементами конструирования. Графическая работа № 20
| Конструирование отдельных деталей к изделиям, изменение конструкции деталей, выполнение чертежей эскизов разработанных деталей
|
|
| 24
|
|
|
|
| 25
| Чтение строительных чертежей. Графическая работа №21
| Чтение строительных чертежей с использованием справочных материалов
| §§38-40
|
| 26
| 27
| Графическая работа № 22 (контрольная)
| Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы
|
|
| 28
| Обзор разновидностей графических
изображений
| Решение различных графических задач
|
| 29-34
| Резервное время
| Решение графических задач, выполнение чертежей по проекционному и машиностроительному черчению, заданий по техническому рисованию, прикладной графике, архитектурно - строительному черчению и пр.
|
| |