Скачать 214.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» (ГАОУ ДОД АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ) УТВЕРЖДАЮ Директор ГАОУ ДОД Амурский областной дворец творчества детей и молодежи ______________Л.П. Безносюк 15.10.2010 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "МАСКА" (возраст: 6 до 12 лет, срок реализации: 8 лет) Принята методическим Советом ГАОУ ДОД Амурский областной дворец творчества детей и молодежи протокол № 3 от 14.10.2010 г. Составитель: Цепляева Надежда Анатольевна, педагог дополнительного образования Благовещенск 2010 г. Информационная карта программы Тип программы: экспериментальная Образовательная область: искусство Продолжительность усвоения: 8 лет Возрастной диапазон: 5-12 лет Формы организации образовательного процесса: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные, коллективные Формы контроля: контрольные уроки, зачеты, спектакли, массовые праздники, концерты, экзамены Пояснительная записка Программа детской театральной студии "Маска" направлена на приобщение детей к искусству театра - искусству перевоплощения и переживания. Образовательная программа театральной студии имеет социально-педагогическую и художественно – эстетическую направленность. Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. "Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют "пережить кусочек жизни" через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем "создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (Б.В.Теплов). Совершенствование "аппарата переживания" (К.Станиславский) и "аппарата осмысления" через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка. Актуальность программы театральной студии определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально- творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни. Она способствует духовному и пластическому развитию детей, дает возможность определиться в профессиональном плане и получить представление о своей будущей профессии, попробовав себя в новом деле. Цель и задачи программы Цель программы – разностороннее развитие творческих способностей студийца, с целью формирования пластически и эмоционально раскрепощенного на сценической площадке юного актера. Основные задачи Развивающие: Развивать творческую активность, активизируя познавательные интересы за счет расширения горизонтов познания театрального искусства; Развивать природные данные каждого из студийцев; Развивать чувство пространства и времени; фантазию, память, внимание, мышление Образовательные: Сформировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности; Освоить выразительность языка театрально-исполнительской деятельности (основы актерского мастерства, сценическая речь, сценическое движение, основы грима); Научить ребёнка снимать психологическое напряжение средствами театральной деятельности; Формировать представление об образе героя в театральных постановках; Знакомить с различием театральных систем; режиссерскими находками при создании спектаклей. Воспитательные: Сформировать интерес к театральному творчеству, создать коллектив единомышленников и атмосферу доброжелательности, взаимного доверия; Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира; Воспитывать нравственность и чувство патриотизма. Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям. Характеристика программы Художественно-эстетическая – по основному содержанию и направлению деятельности, целеполагания. Модифицированная – по содержанию и логике совпадает с примерными программами. Изменения внесены с учетом особенностей набора детей, формирования возрастных и разноуровневых групп, режимом и временными параметрами осуществления деятельности. Долгосрочная – программа предназанчена для работы с детьми 5-12 лет и рассчитана на 8 лет с возможностью дальнейшего образования. Работа по освоению программы состоит из трёх ступеней. Первая ступень – подготовительная (1,2 год обучения). Основная цель работы со студийцами на первом этапе – активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания. Основные задачи: -ознакомить с многообразием различных видов театрального искусства, приобщить к театральной культуре в системе искусств; -оказать помощь в овладении навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе; -выявить индивидуальные особенности, творческие возможности студийцев. Вторая ступень – развивающая (3, 4, 5 годы обучения). Основная цель – оказание содействия студийцам в процессе самопознания и саморазвития. Соответственно, основными задачами деятельности на втором этапе являются: - сформировать внутреннюю мотивацию студийцев к развитию собственного творческого потенциала; - ориентировать на профессиональное самоопределение. Третья ступень– обучающая (6,7 год обучения). Основная цель – совершенствование на уровне творчества в процессе самореализации личности воспитанника. Задачи: - формировать социально-адаптированную, творчески активную личность; - ориентировать на жизненное и профессиональное самоопределение. Каждый раздел программы, работая на общую цель, предполагает свою конкретную цель и собственные задачи. Для наиболее успешной реализации программы к преподаванию каждого раздела привлекаются специалисты: педагог по пластике и актерскому мастерству, педагог по хореографии, режиссер. При разработке программы фундаментальной идеей стало изречение М.Чехова, что "театр - это искусство в целом". Дисциплины программы: Исходя из того, что театр – искусство синтетическое, программа обучения включает в себя следующие дисциплины: - основы актерского мастерства (1-8 год обучения) - основы сценической речи (4-8 год обучения) - сценическое движение (3-8 год обучения) - вокал (3-8 год обучения) - этика общения (4-6 год обучения) - хореография (7-8 год обучения) - постановочная работа (1-8 год обучения) Основной дисциплиной программы является - актёрское мастерство и постановочная работа. Смежные дисциплины: сценическая речь, сценическое движение, вокал, хореография, этика общения. Формы проведения и режим занятий Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.
В группах 1 и 2 года обучения: Основы актерского мастерства, постановочная работа- 2 часа в неделю В группах 3 года обучения: Основы актерского мастерства, постановочная работа - 2 часа в неделю; Вокал, сценическое движение – 1 час в неделю В группах 4,5,6 годах обучения: Основы актерского мастерства, этика общения, - 2 часа в неделю; Основы сценической речи, сценическое движение, вокал – 1 час в неделю; Постановочная работа – 3 часа в неделю В группах 7 года обучения: Основы актерского мастерства, сценическое движение - 2 часа в неделю; Основы сценической речи, хореография, вокал – 1 час в неделю; Постановочная работа – 4 часа в неделю В группах 8 года обучения: Основы актерского мастерства, сценическое движение, основы сценической речи - 2 часа в неделю; Хореография, вокал – 1 час в неделю; Постановочная работа – 4 часа в неделю
Учебный план
Курс "Основы актерского мастерства" Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в "естественной среде", т.е. на сцене, репетициях, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики. Такой подход снабжает воспитанника театральной студии необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего самосовершенствования. Курс "Актерское мастерство" нацелен: - на раскрытие творческой индивидуальности воспитанника через освоение техники работы над собой; - на развитие психотехники через процесс работы над образом; - на освоение техники воплощения и переживания через художественный метод в искусстве. В основу курса "Актерское мастерство" положены эстетические и педагогические принципы К.Станиславского, М.Чехова и Е. Гротовского, а также других корифеев театральной педагогики. Все методы адаптированы для обучения детей театральному искусству. Курс "Основы сценической речи" Цель: развитие психотехнических навыков юного актера для убедительной передачи мысли автора зрителю. Задача: - совершенствовать "аппарат переживания" и "аппарат воплощения" для передачи мысли автора зрителю Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и выстраивание логико-интонациональной структуры речи. В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх задачи, словесного действия, освоение предложенного текстом обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста и обучение применения навыков, полученных в работе над техникой речи и с литературным текстом Курс " Сценическое движение" Цель: формирование у будущих актеров пластической культуры, т.е. внешней актерской техники умений и навыков. Выразительным средством актерского искусства является психофизический процесс, в котором психическое и физическое существуют в неразрывной связи. Курс "Сценическое движение" направлен на развитие специальных качеств актера (аппарата воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью, расширяют образное мышление в целом, обостряют чуткость и восприимчивость ко всем проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них точными по смыслу и разнообразными по окраске реакциями. Курс "Этика общения" призван способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности, развитию духовного здоровья воспитанников. Задачи: - помочь освоить элементарные знания этикета; -формировать способы социального поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим Курс "Вокал" нацелен: - на формирование навыков эстрадного пения, - создание условий, обеспечивающих музыкальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, - воспитание эмоционально – чувственной сферы, - реализацию их потенциальных возможностей. Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно в течение всего курса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Курс "Хореография" способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача предмета - развить танцевальные способности детей, чувство ритма, танцевальную выразительность, координацию движений. С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате реализации программы каждый воспитанник должен: Знать: - теоретические основы актёрского мастерства; - этапы работы над спектаклем; - законы сценического действия; - теоретические основы сценической речи; - - этикет и манеры поведения в разные эпохи; - приёмы сценического боя. Уметь: - воспроизводить свои действия в заданной ситуации; - представлять движения в воображении и мыслить образами; - находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; - самостоятельно работать над сценическим образом и ролью; - самостоятельно анализировать постановочный план; - создавать точные и убедительные образы; - выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; - осуществлять сценические падения. Владеть: - элементами внутренней и внешней техники актёра; - словесным действием в спектакле; - трюковой техникой; - сценической пластикой; - речевым общением. По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы. В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих. Основными формами подведения итогов по программе является участие воспитанников театра-студии в театральных праздниках, конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня. По окончании курса обучения воспитанники получают свидетельства установленного образца. Методическое обеспечение программы Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения). Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся. Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Основные формы проведения занятий с младшими студийцами: - игра; - диалог; - различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д. - слушание; - созерцание; - импровизация. Занятия в средней и старшей группах проходят в самых разнообразных формах: - лекции; - тренинги; - репетиции; - индивидуальные занятия; - занятия малыми группами (по 3-5 человек). Вся работа всех групп строится вокруг целостного художественного произведения: - спектакля; - шоу; - творческого вечера; - праздника. Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями. Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей. Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр. Педагогический мониторинг Методами мониторинга являются анкетирование, тестирование, наблюдение. Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики, что позволяет педагогам студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу. На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников. Материально-техническое обеспечение Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками театра-студии необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: - наличие учебных помещений ( зала для проведения репетиционных занятий, сцены); - стулья; - маты, матрацы; - кубы различных форм; - прожекторы; - зеркала, грим; - реквизиты, костюмы; - ширмы (стационарные, передвижные); -Аудио- магнитофон и МР 3 носители; СD и МР3 диски с фонограммой, болванки, флеш-карта. - видеофонд записей постановок театральной студии. Кадровое обеспечение Занятия по учебным дисциплинам театра-студии, предусмотренным программой, проводят: - педагог-режиссер; - педагог по актерскому мастерству; - педагог по сценической речи; - педагог по сценическому движению; - педагогу по этике общения; - педагог по вокалу; -педагогу по хореографии Литература Для педагогов: 1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004 3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985. 4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979. 5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001. 6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002. 7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978. 8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006. 9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005. 10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57. 11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004. 12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994. 13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002. 14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. –М.: Просвещение, 2006. 15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988. 16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151. 17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000. 18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009. 19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980. 20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005. 21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004. 22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000. Для детей: 1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005. 2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу "Сценическая речь". - М.: ГИТИС, 2004. 3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006. 4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003. 5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005. 6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002. 7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994. 8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994. 9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004. 10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001. |