Скачать 99.02 Kb.
|
ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Северухин Г.Б. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск Установившиеся в стране рыночные отношения предъявляют новые требования к подготовке специалистов в любой профессии. Данная высшим учебным заведениям автономия подчеркивает приоритетное освоение гибких и эффективных технологий обучения и приближение образовательного процесса к международным стандартам. Учебный план, программы должны учитывать множественность форм и видов учебной деятельности, а также ценностно-мотивационные аспекты в получении знаний, умений и навыков. Это дало возможность педагогическим коллективам, Советам факультетов использовать свои силы и возможности в поиске рационального зерна, которое могло бы увеличить эффективность подготовки будущих педагогов физической культуры. Значительная часть специалистов считает, что наиболее слабым звеном существовавшей ранее системы подготовки на факультетах является недостаточное профессионально-методическое вооружение студентов. Ведь, в отличие от многих других педагогических профессий, учитель физической культуры проводит, в основном, практические уроки, на которых средствами базовых спортивных дисциплин решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, строя их в соответствии с биологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Это ни в коей мере не уменьшает значения теоретической подготовки студентов и овладения методикой передачи знаний ученикам в процессе освоения ими основ физической культуры личности, характерной для современных концепций физического воспитания детей и молодежи (В.К. Бальсевич, В.И. Лях, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев), а лишь подчеркивает специфичность деятельности спортивного педагога. В связи с этим можно отметить определенные противоречия и несогласованность в прохождении теории и методики физической культуры (ТиМФК), базовых спортивно-педагогических дисциплин (СПД), педагогической практики в школе и требованиями текущей и итоговой аттестации студентов, которые отражаются на качестве освоения основ профессиональной деятельности будущих выпускников: - учебные программы по СПД направлены, в основном, на получение основ знаний теории и методики вида спорта; деятельностный аспект внешне связан с освоением техники физических упражнений; для зачета по методике необходимо провести урок в своей учебной группе; экзамен по СПД проводится до педагогической практики в школе; связь кафедры со школой минимальна, т.к. практикой преимущественно занята кафедра теории и методики ФК; - содержание педагогической практики не учитывает особенности методики проведения уроков средствами той или иной СПД, а оценка за практику ориентирована больше на количество решения задач, предусмотренных программой; - теоретическая форма экзамена государственной аттестации не отражает основных требований проверки готовности выпускника к профессиональной деятельности и слабо мотивирует процесс педагогической практики в школе. С учетом этих противоречий на факультете физической культуры Удмуртского государственного университета были определены условия повышения требований к подготовке студентов к профессиональной деятельности: 1. При организации учебного процесса на факультете особое внимание должно быть уделено согласованности изучения ТиМФК, СПД, прохождения системы педагогических практик с требованиями текущих и итоговой аттестаций студентов. 2. В системе обучения должны быть созданы условия мотивации для более активного и сознательного участия студентов в овладении профессионально важными знаниями, умениями и навыками. 3. Должна быть повышена заинтересованность и ответственность кафедр за свой раздел в системе педагогических практик. 4. Систему педагогических практик необходимо рассматривать как специфический процесс обучения студентов основам профессиональной деятельности, подчиняющийся законам обучения, но имеющий свои особенности в организации, управлении, обеспечении и мотивации. 5. В системе текущих и итоговой государственной аттестации главным критерием должен стать уровень готовности студентов к профессиональной деятельности. В результате изучения и анализа программ педагогических практик на других факультетах и собственного опыта Советом факультета было принято решение об изменении системы практик на факультете и разработке положения о проведении государственного экзамена на выпускном курсе в виде практического урока физической культуры в средней общеобразовательной школе. При его проведении выпускник должен демонстрировать свою профессиональную готовность, выражающуюся в сформированности гностических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и планировочных способностей, знаний теории и методики ФК, конкретных спортивно-педагогических дисциплин, а также педагогики, психологии, физиологии и гигиены ФК. Система же педагогических практик должна готовить студента к «аттестации» на пригодность к деятельности учителя ФК, являющуюся основной для выпускника ФФК. Это не противоречит требованиям итоговой аттестации, где записано, что «итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности педагога по ФК к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом». Сохраняя цели и задачи педагогических практик в школе, осуществляемых с отрывом от учебы, на факультете установлено четыре практики по основным разделам программ общеобразовательных школ, характерных для Удмуртской Республики: гимнастике, лыжной подготовке, легкой атлетике и спортивным играм. Приоритет практики по разделу гимнастики связан с тем, что здесь студенты должны четко овладеть приемами управления учащимися (строевыми командами, специфической терминологией, командным голосом, умением находить свое место в зале по отношению к ученикам, овладеть страховкой и т.д.). Кроме того, проведение урока в спортивном зале исключает влияние различных негативных факторов, с которыми можно встретиться на школьной площадке, стадионе или в парковой зоне, что важно на первой практике. Для каждой из практик определен комплекс общих и специфических взаимосвязанных задач, усложняющихся по мере предполагаемой динамики профессионального становления студентов. От этапа к этапу и внутри каждого из них повышаются трудности и увеличивается объем учебных заданий, требования к качеству их выполнения, проявлению самостоятельности и творчества в решении педагогических задач. Система усложнений в действиях практикантов представляется следующей схемой: - от ознакомления и изучения посредством наблюдений к практическому опробованию и выполнению заданий по образцу; - от групповых форм работы – к индивидуальным; - от выполнения функций помощника учителя к выполнению его функций с помощью учителя или практиканта, а затем и самостоятельно. Каждая практика является завершающей в освоении спортивно-педагогической дисциплины. Оценка, полученная на практике за методику проведения урока, учитывается при сдаче текущего экзамена и влияет на окончательную оценку по СПД. Подводку студентов к первой практике проводят кафедры теоретических основ физической культуры и гимнастики. Всем остальным практикам предшествуют обзорно-методические занятия, проводимые соответствующей кафедрой. Это связано еще и с тем, что мы работаем в системе «человек-человек», поэтому кафедры должны нести ответственность за качество подготовки студентов к практике в школе и уменьшить отрицательное влияние на качество учебного процесса школьников. Для усиления роли кафедр СПД и их ответственности за качество подготовки изменены существовавшие ранее функциональные обязанности преподавателей. Общее руководство практикой возложено на кафедру теоретических основ физической культуры (ТОФК). В ее составе факультетский и групповые руководители практик, которые осуществляют управление бригадой студентов в той или иной школе в соответствии с приказом по университету о проведении педагогической практики. В их обязанности входит индивидуальная работа со студентами по решению всех задач по программе практики, в том числе и тех, которые раньше осуществляли преподаватели кафедры педагогики (обучение, консультации, контроль, проведение бригадных собраний), руководство по освоению студентами приемов анализа урока, проведению бесед, внутришкольных мероприятий. Преподаватели кафедр СПД осуществляют роль методистов-консультантов, основной задачей которых является обучение и консультации студентов специфике подготовки конспектов и проведения уроков средствами вида спорта, просмотр, анализ, оценивание качества урока, т.е. руководство по овладению методическими знаниями, умениями и навыками. По завершении практики студент получает две оценки: одна за овладение методикой проведения урока, вторая – интегральная за решение всех задач, предусмотренных данной практикой. Обе оценки выставляются «Советом экспертов» (руководитель бригады, методист-консультант, учитель физкультуры). При получении неудовлетворительной оценки за методику студент не допускается к сдаче текущего экзамена. Выстраивается новая последовательность прохождения СПД: - овладение специальными знаниями теории и методики СПД, техникой вида спорта; - овладение основами методики на учебной практике, проводимой на студентах группы; - овладение методическими умениями и навыками на педагогической практике; - сдача экзамена по СПД (с учетом оценки за методику на практике). Практики проводятся в следующем порядке: - на IV курсе: по гимнастике (ноябрь, декабрь – 4 недели); по лыжной подготовке (январь, февраль – 4 недели); - на V курсе: по легкой атлетике (сентябрь – 4 недели); по спортивным играм (октябрь – 4 недели). В совокупности вся система педагогических практик в школе готовит к проведению государственного экзамена в виде урока ФК в школе, который носит комплексный характер и мотивирует деятельность студентов на практике, а также дает возможность оценивать вклад кафедр в становление профессионализма студентов. Экзамен проводится во второй декаде мая. Для проведения экзамена университет заключает договор с двумя лучшими школами Ижевска, в которых проводится практика. В день предварительного распределения выпускников проводится жеребьевка, на которой определяется школа и класс. До проведения экзамена выпускникам дается срок около 3-х недель для знакомства со школой, ее материальной базой, традициями, установления контакта с учителями и учениками . За два дня до проведения урока проходит вторая жеребьевка, на которой студент вытягивает билет, включающий темы урока. До проведения урока он должен представить конспект установленного на факультете образца и провести урок в присутствии Государственной аттестационной комиссии, в состав которой наряду с председателем входят представители кафедр СПД и ТОФК и учителя физической культуры высшей категории. В Положении о проведении комплексного междисциплинарного экзамена определены критерии выставления оценки.
1. Состояние конспекта: а) соответствие задач урока содержанию билета; б) степень конкретизации и грамотность формулирования задач урока, их последовательность; в) соответствие задачам намеченных средств различных частей урока с учетом возрастных особенностей и условий проведения урока; г) соответствие формы и содержания конспекта установленным требованиям. 2. Подготовка условий для успешного проведения урока: подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования, наглядных пособий, аудио-визуальных средств, своевременной явки учащихся и их готовности к уроку; внешний вид учителя. П. Проведение урока: 1. Организационное обеспечение: а) своевременность начала и окончания урока; б) обеспечение занятости учащихся при установке и уборке снарядов, подготовке мест занятий, раздаче и сборе инвентаря; в) организация фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся; г) умение учителя держаться перед учащимися, рационально выбирать место на площадке и в зале, проявлять такт и находить эффективные методические решения в общении; д) умение управлять деятельностью учащихся; знание терминологии, своевременность и правильность команд и распоряжений, требовательность к работе и поведению; е) обеспечение техники безопасности, необходимой помощи и страховки. 2. Учебно-воспитательная работа: а) умение ставить, конкретизировать и разъяснять учебные задачи, давать необходимые знания; б) использование и соблюдение основных дидактических принципов, обеспечение связи с трудовым, нравственным, умственным и эстетическим воспитанием; в) умение пользоваться словесными, наглядными и практическими методами обучения; г) умение определять и устранять общие и индивидуальные ошибки в обучении, объективно и корректно оценивать успеваемость и поведение учащихся; д) умение решать возникающие на уроке задачи и ситуации и корректировать свои действия; е) умение распределять, регулировать и контролировать нагрузку на уроке, учитывать адаптационные возможности учащихся и признаки, характеризующие реакцию организма на нагрузку; ж) умение использовать актив класса. 3. Эффективность деятельности учащихся на уроке: а) заинтересованность учащихся, уровень их сознательности, активности и ответственности в работе; б) уровень отношения учащихся к учителю, дисциплина на уроке; в) умение контролировать свои эмоции, действия, осмысливать и оценивать результаты своего учебного труда, проявление способностей к самостоятельному решению учебно-воспитательных задач; г) взаимоконтроль и взаимопомощь, эффективность работы помощников (групповодов) и временно освобожденных по состоянию здоровья от активной двигательной деятельности; д) степень усвоения пройденного на уроке учебного материала, удовлетворенность учащихся своей деятельностью и оценкой ее со стороны учителя. Опыт работы факультета по такой системе организации педагогических практик и проведения комплексного государственного экзамена насчитывает 20 лет. Он одобрен всеми председателями ГАК, а также Президиумом методического объединения факультета физической культуры. Нам было интересно и мнение первых выпускников, прошедших через модернизированную систему педагогических практик в школе и сдачу практического государственного экзамена. Анкетным опросом было охвачено 123 человека. 95 % из них считают, что разделение практик по видам СПД способствует усилению профессиональной направленности при подготовке к работе учителя физической культуры. Изменение формы сдачи государственного экзамена с теоретической на практическую способствует качеству подготовки, считает 63 % выпускников; более сознательному отношению к овладению профессиональными умениями и навыками на практике в школе – 72,4 %. На вопрос о степени их готовности к работе учителя физической культуры 80 % ответили положительно. Сведения об авторе: Фамилия: Северухин Имя: Георгий Отчество: Борисович Место работы: Удмуртский государственный университет, г. Ижевск Педагогический факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент Адрес: 426036, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 5 Тел.: 8-912-877-96-45 |