МБОУ-Хотимль-Кузменковская средняя общеобразовательная школа
Хотынецкого района
Орловской области
Отчет о физкультурно-оздоровительной работе
за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры Хлебниковой В.Д.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. В настоящее время очень быстрыми темпами ухудшается здоровье школьника.
Пропаганда здорового образа жизни - одно из главных направлений комплексной программы «образования и здоровья» школы здоровья.
Укрепление здоровья, предупреждение возможных отклонений в развитии детей - было и остается приоритетным направлением. Одной из важнейших задач является сохранение и коррекция здоровья детей. Расширение и укрепление базы спортивно-оздоровительной работы.
Здоровье через физическую культуру.
Одной из главнейших задач школы полного дня - это создать условия для непрерывного процесса физвоспитания обучающихся, соблюдая преемственность первой и второй половины дня и дополнительного образования во вторую половину. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно - оздоровительная деятельность учащихся, ежедневный объем которой составляет не менее 2-х часов.
Для 5-11 классов уроки физической культуры проводятся по программе А.П.Матвеева.
План физкультурно – оздоровительной работы предусматривает следующие направления:
1. Организационная работа.
Организация уроков физкультуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся. Экспертиза качества уроков в условиях реализации концепции развития школы.
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме полного дня.
3. Учебная работа.
4. Физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время.
5. Агитационно-пропагандистская работа.
6. Врачебный контроль и медико-санитарный надзор.
7. Хозяйственная работа.
Организационная работа строится по следующим направлениям:
организация учебного процесса, планирование работы на год, по триместрам, по-урочное планирование.
2.Физкультурное развитие детей:
диагностика уровня физической готовности детей в начале и в конце учебного года;
утренняя гимнастика до уроков (в осеннее - весенний период на улице, а в зимний - по классам);
уроки физкультуры;
районные соревнования;
в школе действуют занятия во второй половине дня - спортивные секции;
дни здоровья;
сопряжённое психофизическое развитие на уроках ФК
3.Образовательный процесс
медико-педагогический контроль за оздоровлением и физическим развитием детей;
обучение детей здоровому образу жизни, гигиеническим навыкам, безопасности жизни (уроки, уроки здоровья, классные часы, внеурочные мероприятия);
оздоровительная утренняя гимнастика (в осенне – весенний период на улице, в холодное время года в классах под музыку и с последующим выставлением оценок дежурными классами)
воспитание осознанного отношения к своему здоровью через уроки физкультуры и спортивные мероприятия во 2-ой половине дня;
совершенствование предметно-развивающей среды с целью оздоровления детей и развитие двигательной активности;
динамические паузы;
Здоровьесберегающая направленность урока физической культуры:
• Образовательная
• Оздоровительная
• Воспитательная
Образовательная направленность
• Использование программы физической культуры по освоению двигательных умений и навыков под редакцией Матвеева;
• Обучение детей проходит по темам: лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, гимнастика, волейбол.
• Используется принцип наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учетом возрастных особенностей учащихся;
• Используется методика чередования интенсивности и релаксации в обучении;
• Учитывается физическая подготовленность детей и развитие физических качеств.
Оздоровительная направленность
• Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
• Укрепляется здоровье учащихся (развитие и укрепление дыхательной, сердечно – сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
• Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания.
• Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы : основная , подготовительная, специальная)
Воспитательная направленность
• Учитывается психологические особенности учащихся согласно их возрастным особенностям;
• Создается эмоционально – положительный фон в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения)
• Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
• Развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение).
• Дети получают знания в различных видах спортивной деятельности.
Здоровьесбережение на уроке физической культуры
1. Педагогом планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием:
• Разных видов деятельности
• Фаз напряжения и «разрядки»
Кроме физической нагрузки дети развиваются теоретически.
2. Использование активных методов обучения – побуждают детей к активной и самостоятельной деятельности.
Здесь наиболее предпочтительными методами в обучении являются:
Индивидуальная работа
Работа с партнёром
Работа в группе
3. Используется дифференцированный подход (правильно регулируемая нагрузка).
учитывается состояние здоровья;
функциональные возможности всех учащихся;
физическая подготовленность;
индивидуальные особенности;
Физкультурно – оздоровительные технологии – это процесс оздоровления детей.
• Стимулирующие технологии (закаливание и тренировка физических качеств)
• Защитно – профилактические (санитарно-гигиенические нормы и требования, ТБ)
• Информационно – обучающие (забота учащихся о своем здоровье)
Средства физического воспитания
• Санитарно – гигиенические
• Естественные силы природы
• Физические упражнения
Санитарно – гигиенические средства
• Проветривание спортивного зала естественным сквозным способом
• Влажная уборка зала
• Соответствующее освещение, наличие аптечки
• Спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи №5, лыжный инвентарь, набивные мячи, волейбольные мячи и др.)
• Наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при занятиях на свежем воздухе (осень – весна, зима).
Естественные силы природы
• Разностороннее воздействие на организм учащихся солнца, воздуха и воды;
• Занятия в лесной местности на свежем воздухе (воздух лесов содержит особые вещества фитонциды – способствуют уничтожению микробов в организме)
• Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает их закаливающее действие на организм.
Физические упражнения
• Это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно - подготовительной, основной и заключительной части урока
• Это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в подвижных и спортивных играх
Физкультурно - массовая и спортивная работа во внеурочное время включает в себя:
Системный подход к проведению спортивных мероприятий, соревнований позволяет учащимся добиваться хороших результатов;
включает в себя: различные соревнования, эстафеты, игры, дни Здоровья для детей.
Внутришкольные спортивно – оздоровительные мероприятия, прошедшие в 2011-2012 учебном году:
Первенство по лыжным гонкам среди 8-11классов как в личном, так и в командном зачете.
День здоровья по гимнастике.
Ученики нашей школы приняли участие в «Осеннем кроссе». Все участники преодолели дистанцию 1000м.
Первенство школы по баскетболу среди 6-11классов.
«А ну-ка, парни!» среди обучающихся 5-11классов.
День здоровья, посвященный Всемирному дню здоровья для 5-11классов.
Смотр строя и песни.
Спортивные состязания, посвященные Дню защиты детей (2-11классы).
Районные спортивно – оздоровительные мероприятия, прошедшие в 2011-2012 учебном году:
-команда юношей заняла первое место в районном турнире по «КЭС-БАСКЕТу».
-команда девушек заняла второе место в районном турнире по «КЭС-БАСКЕТу».
-юноши заняли первое место в районном турнире по мини-футболу, посвященном памяти Омельчука.
-юноши заняли второе место в дивизионном турнире по «КЭС-БАСКЕТу» в пгт. Нарышкино.
-команда 5-6класса заняла второе место по безопасному колесу.
-команда4-8классов заняла третье место в районной военно-спортивной игре «Зарница».
Задачи, решаемые с помощью соревнований, многообразны:
1. Содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему развитию личности;
2. Воспитание гражданственности и патриотизма, коллективизма и дружбы;
3. Повышение дисциплины и организованности;
4. Повышение спортивно-технических результатов учащихся;
5. Пропаганда и популяризация здорового образа жизни;
6. Возможность участия каждого школьника.
Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, совершенно ясно, что:
• движение является неотъемлемой частью любого обучения;
• недостатки в движении снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
• знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволяет учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
Анализируя физкультурно – оздоровительную работу в школе в 2011-2012 учебном году хотелось бы отметить:
интеграцию оздоровительной деятельности в образовательном процессе;
выполнение санитарно-гигиенических правил и норм в решении проблемы увеличения объема двигательной активности детей;
разнообразие средств, методов и здоровьесберегающих технологий на уроках ФК и во внеурочное время;
Внести в планирование на будущий год:
создание информационной базы для сотрудников педколлектива по вопросам спортивно – оздоровительной работы;
создание стенда о спорте и здоровья для родителей;
интенсивная работа с родителями (встречи, беседы, консультации, проведение презентаций), которая будет способствовать росту интереса и активного участия в спортивно-оздоровительной жизни школы и детей;
составление индивидуальных программ по физической культуре (учитывая группу здоровья и медицинские показания) на основе медицинского осмотра;
разработка компьютерно - информационной базы (посещаемость, прививки, антропометрические данные, спортивные нормативы, травмы, и т.д.);
продолжить работу по профилактике травматизма во внеурочное время, проводить интегрированные занятия физической культуры, внутришкольные мероприятия, работа в классных уголках здоровья;
системный подход к организации внеурочной деятельности;
устраивать показательные спортивные выступления для учащихся школы и родителей.
создание независимой системы качества оценивания детей на уроках физической культуры. |