Скачать 1.5 Mb.
|
МКОУ «Ичкинская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области» Программа воспитания и социализации обучающихся по профориентации «Моё будущее» 1-11 классы Срок реализации - 2013 – 2016 г. Составители:
с.Ичкино 2013г. Паспорт Программы
Пояснительная записка. Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании обучающихся и их профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся. Говоря о традициях и преимуществах отечественного образования, В. В. Путин заявил о необходимости сохранения всего лучшего, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире. Президент РФ обратил внимание на то, что школа должна готовить способного к постоянному развитию, овладению новой квалификацией человека. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования. Необходимостьпрофориентацииопределяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьникидолжны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Анализ показал, что в Курганской области около 42% школьников испытывают недостаточность знаний мира профессий, 65% выпускников ориентированы на получение высшего профессионального образования, и только 21% девятиклассников на получение профессии. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления обучающихся школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени. Исходя из выявленных проблем, основной задачейпрофориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (п. 4) необходимы условия для создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта (п.5) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
обучающихся в системе образования;
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы. Программа «Моё будущее» ориентирована на обучающихся всех ступеней образования (1-11 классы) МКОУ «Ичкинская СОШ Шадринского района». Реализация программы рассчитана на 3 года (2013-2016г.г.). Основными этапами реализации Программы являются: I этап: подготовительный – 2013 -2014 учебный год. Цель: подготовка условий профориентационной работы Задачи: 1. Изучить нормативную базу. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации обучающихся. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический – 2014-2015 учебный год. Цель: реализация программы по профориентации. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Совершенствовать содержание профпросвещения. 3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение. 4. Разработать методические рекомендации по профориентации. 5. Расширять и укреплять социальное партнерство школы с организациями, предприятиями, учреждениями района, города. 6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в различных мероприятиях, способствующих профессиональному самоопределению обучающихся. 9. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. III этап: аналитический – 2015-2016 учебный год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1. Обобщить результаты работы школы по реализации Программы. 2. Спланировать работу на следующий период. Содержание Программы соответствует особенностям сельского населенного пункта и запросам его жителей. Название Программы демонстрирует важность самостоятельного и своевременного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их умственными, физическими и психическими особенностями. Цель: Формирование личности, способной к профессиональному самоопределению с учетом социокультурной ситуации в условиях современного общества. Задачи:
Планируемые результаты: - обеспечить профпросвещение, провести профдиагностику, профконсультации всех участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги); - создать условия для профориентационной работы в школе; - организовать систему профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность, также совместную деятельность школы с социумом; - организовать допрофессиональную и профессиональную подготовку (через профессиональные пробы, социальные практики и др.) обучающихся с целью удовлетворения потребностей общества в компетентных работниках, владеющих профессиональными умениями и навыками.
Основные направления деятельности:
Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом потребностей рынка труда. Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии, создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. |