Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 320.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации09.02.2014
Размер320.22 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2
Образовательная программа

внеурочной деятельности обучающихся

на начальной ступени общего образования

«Весёлые нотки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хоровое пениеиз древнейших искусств. Вся история мировой культуры нерасторжимо связана с певческим таинством. Человеческая сущность, сама природа человеческая явлена в хоровом пении, в соборном единении вокального дара людей – так необъяснимо глубинно и так естественно. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объясняет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности.

Детский хор – особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя. Известный американский музыкант и педагог Дж. Бетс верно сказал, что «большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться».

На протяжении веков произрастание хорового искусства берегло и лелеяло звучание детских голосов в самом своём сердце. Становление и развитие сложнейшего хорового профессионализма в мировых музыкальных центрах – это насыщенная творческая жизнь хоровых капелл, где дети, певчие-мальчики, незаменимо полноправные в едином нераздельном ансамблевом организме.

Хоровое звучание и его законы стали колыбелью великой европейской музыкальной культуры. Навсегда запечатлена эта первородность в решающем музыкальном понятии – голосоведении.

«Ангельской чистотой» и премудростью детских голосов напоены были величайшие духовные и художнические откровения мастеров всех эпох: и Средневековья, и Ренессанса, и Барокко, и всех – до наших дней. Музыкальная культура христианства в полной мере вобрала в себя певческие достоинства детской талантливости, неповторимости, искренности, жизнечувствия вечности. За всем этим многовековым процессом стоит огромный, терпеливый, бескорыстный воспитательный труд с детьми выдающихся музыкантов-педагогов - от безвестных монахов монастырей до великих Жоскена де Пре, Палестины, Лассо, Шютца, Монтеверди, Джезуальдо, Баха, Генделя, венских классиков, корифеев XIX и XX веков.

Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития. Надо сказать, что в Отечестве нашем вожди музыкального мира понимали это безусловно, с бескорыстной страстью, вдохновенно и учительски конкретно. Непосредственные личные вклады выдающихся композиторов – Бортнянского, Березовского, Глинки, Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова – блистательные страницы истории русской культуры. Хоровое дело России дало миру выдающихся хоровых дирижёров, непревзойдённых создателей хоровой звучности, создателей великих биографий великих хоров. Петербургская капелла и Московский Синодальный хор в ряду высших прозрений нашей национальной культуры. Имена Ломакина, Орлова, Данилина, Чеснокова, Климова, Голованова, Кастальского, и других – на долгие времена будут стимулировать творческое дыхание нашего хорового искусства. И пристально всматриваясь в музыкальную деятельность этих знаменитых подвижников, мы хорошо понимаем, что они были, пожалуй, прежде всего – учителями детей, устроителями детского музыкального образования, создателями исполнительских школ и просто кропотливыми педагогами учебных заведений.

Они всегда настойчиво подчёркивали ответственейший смысл роли пения в хоре с малолетства в музыкальном воспитании. А.Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».

Во всём мире проблема развития музыкальных способностей в пространстве хоровой звучности всегда рассматривается как одна из важнейших в музыкальном образовании. Крупнейшие композиторы и музыкальные деятели посвящают этому часто всю свою творческую жизнь. Порой мировое признание получали и создаваемые ими системы музыкального образования на основе хорового пения. И если мы с восхищением оцениваем национальную систему музыкального воспитания З. Кодая, то можем лишь вспоминать с сожалением, что не нашла на трагических российских перепутьях своего претворения разработанная А.Д.Кастальским государственная система – программа всеобщего музыкального образования России.

Россия - певческая страна, в которой преимущественно хоровой характер музыкального фольклора и веками сложившаяся традиция православного пения

a cappella обусловили исключительное значение хоровой музыки в русской культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось олицетворением и выражением русского духа, русской художественной натру, русского национального характера.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ


  1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основам музыкальной культуры, к наследию русской и мировой классики.

  2. Обеспечение эмоционального развития детей.

  3. Формирование вокально-исполнительских умений и навыков.

  4. Формирование сценической культуры (культуры речи, движения).

  5. Развитие музыкально-эстетического вкуса и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами хорового искусства.

  6. Обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью поступления их в средние и высшие учебные заведения.


ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
В задачи обучения входит формирование и развитие у обучающихся:

  • художественного восприятия музыки;

  • любви и уважения к искусству и культуре родной страны;

  • уважения к старшим, как продолжение педагогического авторитета;

  • певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);

  • тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;

  • исполнительских навыков;

  • навыков овладения специфическими приёмами, характерными для академической музыки;

  • навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;

  • способности к обучению языкам;

  • навыков исполнения без сопровождения, с сопровождением фортепиано, других инструментов;

  • навыков работы в вокальном ансамбле;

  • навыков самостоятельной работы.


В задачи обучения также входит общеэстетическое развитие обучающихся, расширение знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества. В результате обучения хоровому пению обучающиеся должны овладеть свободным звукообразованием и правильным звуковедением в сочетании с выразительным исполнением вокальных произведений, различных по характеру и стилю.

Данная модифицированная программа разработана на основе типовой программы «Общий хор», а также опирается на современные исследования в области теории музыкального образования и практический опыт, накопленный преподавателями хоровой дисциплины ДМШ и ДШИ городов Краснодарского края, преподавателями детской школы искусств г.Ейска.
Серьёзное хоровое воспитание обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп, на знании особенностей детского голоса на каждом этапе его формирования.
Возрастные группы детей, на которые рассчитана данная программа:

- начинающий младший хор (1-4 класс, 7-10 лет);

- средний хор (5, 6 классы, 11-12 лет);

Ступени обучения.

- Подготовительная:

Она охватывает детей младшего школьного возраста. Певческие голоса детей этого возраста характеризуются нешироким певческим диапазоном – максимум октава (до-ре первой октавы – до-ре второй октавы), легким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой.

- Основная:

К ней относятся два этапа:

К первому этапу относятся голоса детей среднего школьного возраста. Предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Здесь намечаются элементы грудного звучания, формируется индивидуальный тембр, расширяется диапазон.

Второй этап – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. В голосах подростков элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 – 2 октав, звучание микстовое (смешанное).

Организация образовательного процесса.

Формой работы с учащимися хора является урок, продолжительностью

в младших и средних классах, в старших классах – 2 академического часа (68 часов в год), перерыв между группами – 5 минут. Комплектность хоровых групп – в среднем 12 человек. Периодичность – один раз в неделю.

Сроки реализации программы: подготовительная ступень – 1-4 года, основная ступень – 2 года.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, проводимых при участии детей. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутое в процессе прохождения программы.

На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной системе с учётом следующего:

- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся,

- отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость),

- знание нотного материала партий,

- владение вокально-хоровыми навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма, умение держать вокальную партию),

- уровень и качество исполнения произведений,

- степень выразительности, художественности исполнения.
В конце каждого года обучения проводится фиксация знаний и умений, приобретённых обучающимися (выполнение репертуарного плана).

Количество пройденных за год произведений:

в младших классах – 25 – 30, в средних классах – 10 – 12, в старших классах – 10 -12.
По окончании пяти- и семилетнего курса обучающиеся должны знать и уметь следующее:

- читать с листа вокальные партии,

- в достаточной степени владеть навыками одноголосного и многоголосного пения,

- владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования, т. е. петь в хоре, координируя своё исполнение с пением других (с точки зрения гармонического интонирования, динамики, тембра, метроритма и т. д.),

- знать особенности современной и классической музыки,

- осмысленно, выразительно, художественно, эмоционально исполнять произведения по уровню сложности, предусмотренные программой,

- уметь анализировать музыкальное произведение.

Методика определения результатов обучения, периодичность, система их фиксирования.

Основной формой текущего контроля является опрос, анализ работы и наблюдение, оценка на уроке за выполненное задание и работу на занятии (не меньше трёх оценок за четверть). Формой промежуточного контроля является контрольный урок, который проводится в конце каждой учебной четверти. Формой итоговой аттестации являются контрольные уроки или концертные выступления.

Учебно-тематический план по предмету хоровое пение
Хор учащихся младших классов






Учебный элемент

Количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего

по теме

1

Вводная беседа

1


-


1


2

Работа над упражнениями

по системе В.В.Емельянова

1

5


6

3

Вокально-хоровые навыки

1

6

7

4

Певческая установка и дыхание

1

3

4


5

Звуковедение и дикция

1

3

4

6

Ансамбль и строй

1

5

6

7

Формирование исполнительских навыков

1

5

6

Итого за год: 34 часов

7

27

34



Содержание программы.
Каждый урок предполагает следующие виды деятельности, образующих его структуру:

Работа над упражнениями по системе В.В.Емельянова

Упражнения, построенные на спонтанном голосовом музицировании (фонопедический метод) в игровом материале.

Вокально – хоровые навыки

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.

Певческая установка и дыхание

Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения стоя. Плавное, спокойное, лёгкое дыхание, способствующее достижению красивого, лёгкого звука. Навыки грудобрюшного дыхания. Задержка дыхания. Экономный и равномерный выдох.

Звуковедение и дикция

Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Развитие дикционных навыков. Выработка умения единого формирования гласных, одновременное, чёткое произношение согласных.

Ансамбль и строй

Активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмическая устойчивость в умеренных темпах, соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

Формирование исполнительских навыков

Анализ словесного текста и его содержания, выразительное исполнение, умение донести до слушателя характер и содержание исполняемого произведения. Воспитание навыка умения пения без дирижёра.


Хор учащихся средних классов






Учебный элемент

Количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего

по теме

1

Работа над упражнениями

по системе В.В.Емельянова




14

14

2

Вокально-хоровые навыки




14

14

3

Певческая установка и дыхание




9

9

4

Звуковедение и дикция




10

10

5

Ансамбль и строй




10

10

6

Формирование исполнительских навыков




10

10

Итого за год: 68 час




68

68


Содержание программы.
Каждый урок предполагает следующие виды деятельности, образующих его структуру:

Работа над упражнениями по системе В.В.Емельянова

Применение тренировочных упражнений для грудного и фальцетного регистров, упражнения на переходе из грудного регистра в фальцетный. Систематизация и повторность упражнений для закрепления координационных движений и тренажа мускулатуры.

Вокально – хоровые навыки

Единство динамического, ритмического, тембрового, интонационного ансамбля.

Певческая установка и дыхание

Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Различные приёмы дыхания во время пения. Ощущение мышечной упругости, энергичности дыхательных движений.

Звуковедение и дикция

Единая манера формирования гласных в различных регистрах. Пение нон легато и легато. Развитие дикционных навыков, чёткое произношение согласных, отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Ансамбль и строй

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных ладах, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, триоли, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия.
Формирование исполнительских навыков

Грамотное чтение нотного текста по партиям. Определение формы исполняемого произведения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различная нюансировка в исполняемых произведениях.

Хор учащихся старших классов






Учебный элемент

Количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего

по теме

1

Работа над упражнениями

по системе В.В.Емельянова




12

12

2

Вокально-хоровые навыки




16

16

3

Певческая установка и дыхание




6

6

4

Звуковедение и дикция




10

10

5

Ансамбль и строй




12

12

6

Формирование исполнительских навыков




12

12

Итого за год: 68 часов




68

68


Содержание программы.

Каждый урок предполагает следующие виды деятельности, образующих его структуру:

Работа над упражнениями по системе В.В.Емельянова

Тренировочные программы для грудного регистра. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный. Тренировочные программы для фальцетного регистра. Программа для развития певческого вибрато механическим приёмом.

Вокально – хоровые навыки

Единство звуковысотного и качетвенно-временного (единая протяжённость, тембр, нюанс и т.д.) состояния певческого звука. Выработка у участников хора одинаковых вокально-слуховых ощущений, вокально-дыхательного механизма, фонации, артикуляции.
Певческая установка и дыхание

Различная атака звука.

Звуковедение и дикция

Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации работы губ и языка. Осознанный навык активного и чёткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков при нюансах p и pp. Выровнено и вокально одинаково звучащие гласные на всём диапазоне.

Ансамбль и строй

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка единой манеры пения, чистой интонации при двух-, трёх-, четырёхголосном пении.
Формирование исполнительских навыков

Развитие навыков вокального исполнительства и артистизма. Художественное единство, уравновешенность всех компонентов исполнения.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА:


  • Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребёнка.

  • Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокально-хорового звучания. Показ звучания даёт возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путём.

  • Фонетический метод - специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому ученику добиваться лёгкости, полётности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

  • Игровой метод, в процессе вокально - хорового обучения используются звуковые игры, направленные на развитие дыхания с участием голосового аппарата.

  • Метод наблюдений.

  • Метод упражнений, на уроках необходимо сочетать пассивные и активные методы обучения (пение, прослушивание музыки, объяснение техники вокально - хорового исполнения, показ голосом и на инструменте).


Одним из обязательных условий гармоничного развития обучающихся является формирование у каждого ученика установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Для этого на уроках применяются звуковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа предполагает реализацию следующих принципов.
Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством- мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
Принцип сознательности. Предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога - научить ребёнка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребёнка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение - это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Формы и виды контроля.

Формой вводного контроля является проверка индивидуальных данных ребёнка при поступлении. Основной формой текущего контроля является опрос, анализ работы и наблюдение, оценка на уроке за выполненное задание и работу на занятии (не меньше трёх оценок за четверть). Формой промежуточного контроля является контрольный урок, который проводится в конце каждой учебной четверти. Формой итоговой аттестации являются контрольные уроки или концертные выступления.
Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы необходимо:


  • наличие контингента обучающихся и профессиональных специалистов в области вокально-хорового обучения детей;

  • профессиональный концертмейстер;

  • кабинет, оснащённый музыкальным инструментом (фортепиано);

  • концертный зал;

  • нотная библиотека.


Список литературы


  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Москва. Лань. 2003

  2. Ерёменко С.И. Распевание в детском хоре. Краснодар. Эоловы струны. 2003

  3. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Москва. Институт психологии РАН. 2008

  4. Аверина Н.В. Методика. Москва. Дека-ВС. 2008

  5. Аверина Н.В. С чего начинается детский хор. Дека-ВС. 2008

  6. Аверина Н.В. Продолжаем учиться. Дека-ВС. 2008

  7. Аверина Н.В. Растём дальше…. Дека-ВС. 2008

  8. Дуганова Л.П. Практические рекомендации. Москва. Владос. 1999

  9. Стулова Г.П., Шишкина Л.В. Избранные духовные хоры для детей и юношества. Москва. Владос. 2002

  10. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. С.-Птбрг.Лань.1999

  11. Чустова Л.И. Лирический альбом. Москва. Владос. 2004

  12. Морозов Л.Н. Школа классического вокала. Москва. Лань. 2008



ВЫБОР РЕПЕРТУАРА
Репертуар, как совокупность произведений исполняемых хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию художественной активности участников коллектива, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина его творческого пути.
Репертуар влияет на весь учебно - воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально - теоретические знания, вырабатываются вокально - хоровые навыки. Он содействует воспитанию эстетического вкуса, формированию художественных взглядов и представлений детей. В «репертуарной политике», как в зеркале, отражаются взгляды руководителя на его понимание хорового искусства, что в конечном итоге определяет художественно - исполнительское лицо детского коллектива.
Выбор репертуара- это не одномоментный акт, это длительный процесс, органично входящий в повседневную деятельность хормейстера и требующий от него многих знаний и умений. Например, нужно знать законы восприятия детьми тех или иных музыкальных произведений, как по отдельности, так и в их взаимосвязях и сочетаниях. Нужно уметь моделировать для каждого занятия и выступления всё новые «комплексы» музыкального материала. Знать закономерности музыкально - певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара. Нужно уметь гибко реагировать в учебно- воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Имеют значение и принципиальные методические установки дирижёра, а также умение видеть возможности их творческой реализации на том или ином музыкальном произведении.
Приложения.
Примерный репертуар младшего хора:


  1. Дон-дон; обр. А. Гречанинова;

  2. Скок, поскок; обр. А. Никольского;

  3. Дождик; обр. В. Кирюшина;

  4. Котик; обр. В. Кирюшина;

  5. Дон-дон; обр. В. Кирюшина;

  6. Скок, скок, поскок; обр. Ю. Тихоновой;

  7. Патока с имбирём; обр. Г. Лобачёва;

  8. Не летай, соловей; обр. А. Егорова;

  9. Ворон; обр. Е. Тиличеевой;

  10. Колыбельная; обр. Ю. Слонова;

  11. Петушок; обр. Ю. Слонова;

  12. Маки, маковочки; обр. А. Гречанинова;

  13. Вставала ранёшенько; обр. А. Гречанинова;

  14. Во сыром бору тропина; обр. А. Лядова;

  15. А я по лугу; обр. Ю. Слонова;

  16. Сеяли девушки яровой хмель; обр. А. Лядова;

  17. Со вьюном я хожу; обр. А. Гречанинова;

  18. Котя, котенька-коток; обр. Т. Попатенко;

  19. Колыбельная; обр. А. Лядова;

  20. Как у наших у ворот; обр. Ю. Тихоновой;

  21. Дрёма; обр. Е. Комальковой;

  22. Где был, Иванушка; обр. Ю. Тихоновой;

  23. Коровушка; обр. М. Красева;

  24. Заинька, попляши; обр. Н. Римского-Корсакова;

  25. Перед весной; обр. Ю. Слонова;

  26. Как на тоненький ледок; обр. М. Иорданского;

  27. Блины; обр. А. Абрамского;

  28. Ходила младёшенька по борочку; обр. Н. Римского-Корсакова;

  29. На горе-то калина; обр. Ю. Чичкова;

  30. Во поле берёза стояла; обр. неизвестного автора;

  31. Ах, улица, улица широкая; обр. Е. Туманян;

  32. Выйди, выйди, солнышко (украинская); обр. Л. Ревуцкого;

  33. Чудак (чешская); обр. В. Блага;

  34. Два кота (польская); обр. В. Сибирского;

  35. Здравствуй, праздник! (болгарская); обр. И. Арсеева;

  36. Плясовая (венгерская); обр. Т. Попатенко;

  37. Кто пасётся у ручья? (болгарская); обр. И. Арсеева;

  38. Сел комарик на дубочек (белорусская); обр. С. Полонского;

  39. Вы, ангелы, к нам летите скорей (немецкая); обр. Ю Тихоновой;

  40. Братец Яков (французская); обр. Ан. Александрова;

  41. Пастушья песня (французкая); обр. А. Колэ;

  42. Весёлые гуси (украинская); обр. М. Красева;

  43. Где ты, колечко (греческая); обр. М. Рейниш;

  44. Гусята (немецкая); обр. Т. Попатенко;

  45. Времена года (немецкая); обр. Т. Попатенко;

  46. Пусть делают все так, как я (английская); обр. А. Долуханяна;

  47. Солнце (грузинская); обр. Д. Аракишвили;

  48. Дед Макдональд (американская); обр. Т. Весселса;

  49. Четыре ветра (английская); обр. А. Долуханяна;

  50. Перепёлочка (белорусская); обр. С. Полонского;

  51. Кадэ Руссель (французская); обр. Ж. Векерлена;

  52. Любопытный дрозд (польская); обр. Ю. Блинова;

  53. Спи, моя милая (словацкая); обр. В. Неедлы;

  54. Журавель (украинская); обр. Ю. Слонова;

  55. У меня пропал гусак (венгерская); обр. Т. Попатенко;

  56. Путаница (немецкая); обр. Ан. Александрова;

  57. Колыбельная (украинская); обр. Гр. Лобачёва;

  58. Кукушка (эстонская); обр. В. Модель;

  59. К нам снова тёплый май пришёл (немецкая); обр. н.а. 16 века;

  60. Весна (немецкая); обр. н.а. 16 века;

  61. Кукушка (французская); обр. Ан. Александрова;

  62. На Авиньонском мосту (французская); обр. Ан. Александрова;

  63. Чудо-ярмарка (болгарская); обр. И. Арсеева;

  64. Соловей и лягушка (немецкая); обр. В. Модель;

  65. Пастушка (французская); обр. Ж. Векерлена;

  66. Родные просторы (американская); обр. Т. Весселса;

  67. Шесть подарков (английская); обр. Н. Ллойда;


Осень

68.Падают листья; М. Крассеев;

69.Осень; Е. Тиличеева;

70.Дождик; Е. Подгайц;

71.Белочки; З. Левина;

72.Скворушка прощается; Т. Попатенко;

73.Осенняя песня; П. Ярдани;

74.Осень; В. Иванников;

75.Осень; П. Чайковский;
Зима

76.Рождественская песня; С. Панченко;

77.Белый снег; И. Арсеев;

78.Хорошая зима; Е. Туманян;

79.Котёнок и щенок; Т. Попатенко;

80.Ёлочка; Л. Бекман;

81.Заинька; Н. Потоловский;

82.Грустная песня; Е. Тиличеева;

83.Зимний вечер; М. Красев;
Весна

84.Соловейко; А. Филиппенко;

85.Подснежник; М. Иорданский;

86.Весенняя песенка; Н. Потоловский;

87.Весенняя весть; Р. Шуман;

88.Весенняя песенка; Ц. Кюи;

89.Ручеёк; Ю. Тихонова;

90.Майский день; Ц. Кюи;

91.Птицы вернулись; В. Кикта;
Лето

92.Вырос в поле колокольчик; Л. Бирнов;

93.Утро в деревне; А. Лепин;

94.Весёлая дудочка; М. Красев;

95.Венок; Г. Фрид;

96.Облака; В. Иванников;

97.Летний вальс; М. Красев;

98.Божьи коровки; Ю. Тихонова;

99.Здравствуй, славная пора; М. Парцхаладзе;
Зарубежные композиторы-классики

100.Жизнь моя полна Тобою; И.С.Бах;

101.У колыбели я стою; И.С.Бах;

102.Спор; А.-Э.-М. Гретри;

103.Вечерняя песнь; А. Тома;

104.Детские игры; В.А. Моцарт;

105.Тоска по весне; В.А. Моцарт;

106.Колыбельная; Б.Флисс;

107.Сурок; Л. ван Бетховен;

108.Малиновка; Л. ван Бетховен;

109.Лесной покой; Й. Брамс;

110.Небывалая страна; Р. Шуман;

111.Мотылёк; Р. Шуман;

112.Лесная песнь; Э. Григ.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск