Скачать 304.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» (ГАОУ ДОД АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ) УТВЕРЖДАЮ Директор ГАОУ ДОД Амурский областной дворец творчества детей и молодежи ______________Л.П. Безносюк 15.10.2010 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "МАСКА" по предмету "Основы сценической речи" (возраст: 8 до 12 лет, срок реализации: 5 лет) Принята методическим Советом ГАОУ ДОД Амурский областной дворец творчества детей и молодежи протокол № 3 от 14.10.2010 г. Составитель: Цепляева Надежда Анатольевна, педагог дополнительного образования Благовещенск 2010 г. Пояснительная записка. Звук – это плацдарм нашего искусства. Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься, и звуком же рассказываешь о месте действия, о мире природе, небе, морях и реках. И, конечно же, о людях. В. Яхонтов. Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Также театр ориентирован на вербальное творчество, драматургию. Одним из важнейших его элементов является мысль-действие, раскрываемая посредством слова. Предмет "Сценическая речь" содержит в себе круг вопросов, связанных с проблемой слова в искусстве актера. В задачи предмета входят те специфические вопросы искусства слова, которые по тем или иным причинам в недостаточной степени, или вовсе не затрагиваются в работе над словом в курсе "актерского мастерства". Сценический голос - превосходно разработанный, удивительный "инструмент" актера. Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности - вот те стороны речевого мастерства, которыми в первую очередь занимается предмет "сценическая речь". Речевая постановка голоса - наименее разработанная тема среди программ театральной работы с детьми. Существуют программы сценической речи –И.П.Козляниновой, А.Н.Петровой и др., направленные в основном на осознанное обучение сформировавшихся, молодых людей - студентов театральных вузов. Ясно, что применять вышеперечисленные разработки без соответствующей корректировки представляется невозможным уже потому, что у детей еще не сформировался окончательно речевой и дыхательный аппарат. Существующие методики очень полезны, но для работы с детьми они требуют серьезной модификации. В программу вошли различные упражнения из них, включаемые в дальнейшем в систематический тренинг. Основу же программы по "сценической речи" составили программа М.В.Терентьевой по предмету "Сценическая речь" Московского театра-студии "Дали" на основе методик В.Янушевича, Э.Чарелли, Л. Стрельниковой. Основной упор в программе сделан на изучение орфоэпии, формирование дикции, постановку дыхания и голоса, развитие художественного восприятия образа. Программа курса рассчитана на 5 лет, 36 учебных часа в год. Режим занятий - 1 урок по 1 часу (из расчета на неделю). Предполагает 2 ступени при плавном переходе от одной к другой. 1 развивающая ступень рассчитана на 3 года. Возраст обучающихся 8-10 лет. 2 развивающая ступень рассчитана на 2 года. Возраст обучающихся 10-12 лет. Цель курса - совершенствование культуры речи студийцев, освоение элементов исполнительского искусства, постановка сильного, гибкого послушного воле актера голоса. Задачи курса
Узкие и специальные задачи:
Краткое содержание Курс "сценическая речь" включает в себя работу над техникой речи и литературно-художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и выстраивание логико-интонационной структуры речи, В работу над литературно-художественным текстом входят освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера, поиск путей воплощения сверхзадач словесного действия, усвоения предлагаемых текстом обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста и обучение применению навыков, полученных в работе над техникой речи и с литературным текстом. Методика и технология Основные методики, на которых базируется программа, как говорилось выше, методика В.Янушевича, методика Э.Чарелли и дыхательная гимнастика Л. Стрельниковой. Суть методики В.Янушевича состоит в воспитании логики и правильной чистой речи, развитии памяти и воображения; исправлении речевых недостатков, умении мыслить образно и логически верно. Все это происходит на фоне знакомства ребенка с художественными образами в сказках и стихах, пословицах и поговорках. Все вышеизложенное, в свою очередь, способствует развитию и формированию в ребенке творческой личности. Суть методики Э.Чарелли состоит в освобождении естественного, индивидуального, присущего только этому человеку через осознание органического процесса голосообразования. Осознав, как работает его голосовой аппарат, человек приучается устранять помехи, возникающие на пути рождения естественного голоса. На первой ступени обучения эта методика применяется только для устранения голосовых зажимов, т.к,. имея дело с детьми младшего возраста, необходимо сохранить естественный голос студийца, нежели извлечь его из чуждых напластований. Гимнастика Л.Стрельниковой - это интенсивная тренировка дыхательных мышц. И поэтому методика Стрельниковой идеально дополняет методику Чарелли. Методика Чарелли высвобождает голос, а гимнастика Стрельниковой его усиливает. Первый год обучения по данной программе ориентирован в большей степени на работу над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. Выбор упражнений предполагает движение от простого к сложному: просто повторение букв, чередование звонких и глухих, сочетание с гласными и т.д. Весь этот материал подробно описан у В.Янушевича, Э.Чарелли. Второй год - работа над пословицами и скороговорками (они остаются неотъемлемой частью практической работы в последующие годы). Третий год обучения предполагает знакомство с особенностями исполнения сказок, Четвертый год обучения предполагают обращение к стихотворной речи, знакомство со стихотворной драматургией. Пятый год обучения – работа над прозой, логический анализ текста. В основном занятия по предмету "сценическая речь" проводятся в групповой форме. Но в связи с тем, что на разных этапах развитие голоса и речи каждого ребенка требует специального подхода, возникает необходимость в индивидуальных занятиях и в занятиях малыми группами. Состав полной группы 8-10 человек. Малая группа может состоять из 2-4 человек, полная группа в некоторых случаях может делиться пополам на подгруппы. Форма одежды на занятиях - свободная, удобная для физических упражнений, не стесняющая дыхание. Оптимальное помещение для групповых занятий - хорошо проветриваемая теплая классная комната с гладким деревянным полом и без школьной мебели, в лучшем случае, это должен быть театральный зал со сценой. Для индивидуальных занятий может подойти и обычная классная комната. Основная схема занятий на 1-й ступени 1 этап. Гигиенический и вибрационный массаж, артикуляционная гимнастика. Цель: настройка и подготовка речеголосового аппарата к звучанию. 2 этап. Работа над дикцией. Цель: четкое, ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. 3 этап. Игровые упражнения по дыханию и голосу. Цель: постановка четкого дыхания, развитие голосовых данных ребенка. 4 этап. Этюды на художественное восприятие образа. Цель: формирование в ребенке личности художника. 5 этап. Домашнее задание. Цель: закрепление пройденного материала. Между этапами, по мере необходимости, могут быть сделаны небольшие паузы – "минутки шалости". Основная схема занятий на 2-й ступени 1 этап. Гигиенический и вибрационный массаж, артикуляционная, релаксационная гимнастика. Цель: настройка и подготовка речеголосового аппарата к звучанию, активизирование работы нервных окончаний. 2 этап. Работа над дикцией. Цель: формирование четкого, ясного произношения гласных и согласных звуков, а также слов и фраз в целом. 3 этап. Упражнения по орфоэпии. Цель: формирование правильной речи. 4 этап. Постановка дыхания и голоса. Цель: укрепление мышц дыхания, достижение мышечной свободы голоса. 5 этап. Этюды на словесное действие. Цель: достижение логической выразительности речи, развитие художественного восприятия. 1 год обучения
|