Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 304.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации10.02.2014
Размер304.86 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

(ГАОУ ДОД АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ ДОД

Амурский областной дворец

творчества детей и молодежи

______________Л.П. Безносюк

15.10.2010 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "МАСКА"

по предмету "Основы сценической речи"

(возраст: 8 до 12 лет, срок реализации: 5 лет)


Принята методическим

Советом ГАОУ ДОД

Амурский областной дворец

творчества детей и молодежи

протокол № 3

от 14.10.2010 г.

Составитель: Цепляева

Надежда Анатольевна,

педагог дополнительного

образования

Благовещенск 2010 г.

Пояснительная записка.

Звук – это плацдарм нашего искусства.

Звуком рисуешь видимое слово,

звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься,

и звуком же рассказываешь о месте действия,

о мире природе, небе, морях и реках.

И, конечно же, о людях.

В. Яхонтов.
Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Также театр ориентирован на вербальное творчество, драматургию. Одним из важнейших его элементов является мысль-действие, раскрываемая посредством слова.

Предмет "Сценическая речь" содержит в себе круг вопросов, связанных с про­блемой слова в искусстве актера. В задачи предмета входят те специфические вопро­сы искусства слова, которые по тем или иным причинам в недостаточной степени, или вовсе не затрагиваются в работе над словом в курсе "актерского мастерства".

Сценический голос - превосходно разработанный, удивительный "инструмент" актера. Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности - вот те стороны речевого мастерства, которыми в первую очередь занимается пред­мет "сценическая речь".

Речевая постановка голоса - наименее разработанная тема среди программ те­атральной работы с детьми. Существуют программы сценической речи –И.П.Козляниновой, А.Н.Петровой и др., направленные в основном на осознанное обучение сформировавшихся, молодых людей - студентов театральных вузов. Ясно, что применять вышеперечисленные разработки без соответствующей корректировки представляется невозможным уже потому, что у детей еще не сформировался окон­чательно речевой и дыхательный аппарат. Существующие методики очень полезны, но для работы с детьми они требуют серьезной модификации. В программу вошли различные упражнения из них, включаемые в дальнейшем в систематический тре­нинг.

Основу же программы по "сценической речи" составили программа М.В.Терентьевой по предмету "Сценическая речь" Московского театра-студии "Дали" на основе методик В.Янушевича, Э.Чарелли, Л. Стрельниковой.

Основной упор в программе сделан на изучение орфоэпии, формирование дик­ции, постановку дыхания и голоса, развитие художественного восприятия образа.

Программа курса рассчитана на 5 лет, 36 учебных часа в год. Режим занятий - 1 урок по 1 часу (из расчета на неделю). Предполагает 2 ступени при плавном переходе от одной к другой.

1 развивающая ступень рассчитана на 3 года. Возраст обучающихся 8-10 лет.

2 развивающая ступень рассчитана на 2 года. Возраст обучающихся 10-12 лет.
Цель курса - совершенствование культуры речи студийцев, освоение элементов исполнительского искусства, постановка сильного, гибкого послушного воле актера голоса.

Задачи курса

  • раскрыть и развить голосовые возможности каждого ребенка;

  • научить студийцев развивать свои голосовые возможности и поддерживать свое дыхание и свой голос в рабочей форме самостоятельно;

Узкие и специальные задачи:

  • исследовать вместе со студийцами голос с точки зрения межличностного общения;

  • освободить природный голос от мышечного напряжения;

  • развивать и укреплять уже освобожденный голос, относясь к нему, пре­жде всего, как к инструменту человеческого общения и затем как к инструменту актерской профессии;

  • обучить студийцев различным специальным гимнастикам, укрепляющим речевой, голосовой и дыхательный аппарат, и являющихся своего рода за­каливанием и профилактикой против ряда ларингологических заболеваний;

  • обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.


Краткое содержание

Курс "сценическая речь" включает в себя работу над техникой речи и литера­турно-художественным текстом.

В работу над техникой речи входит освоение прие­мов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правиль­ной орфоэпией и выстраивание логико-интонационной структуры речи,

В работу над литературно-художественным текстом входят освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера, поиск путей воплощения сверхзадач словесного дейст­вия, усвоения предлагаемых текстом обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста и обучение применению навыков, полученных в рабо­те над техникой речи и с литературным текстом.
Методика и технология

Основные методики, на которых базируется программа, как говорилось выше, методика В.Янушевича, методика Э.Чарелли и дыхательная гимнастика Л. Стрельни­ковой.

Суть методики В.Янушевича состоит в воспитании логики и правильной чис­той речи, развитии памяти и воображения; исправлении речевых недостатков, уме­нии мыслить образно и логически верно. Все это происходит на фоне знакомства ребенка с художественными образами в сказках и стихах, пословицах и поговорках. Все вышеизложенное, в свою очередь, способствует развитию и формированию в ребенке творческой личности.

Суть методики Э.Чарелли состоит в освобождении естественного, индивидуаль­ного, присущего только этому человеку через осознание органического процесса голосообразования.

Осознав, как работает его голосовой аппарат, человек приучается устранять помехи, возникающие на пути рождения естественного голоса. На первой ступени обучения эта методика применяется только для устранения голосовых зажимов, т.к,. имея дело с детьми младшего возраста, необходимо сохранить естественный голос студийца, нежели извлечь его из чуждых напластований.

Гимнастика Л.Стрельниковой - это интенсивная тренировка дыхательных мышц. И поэтому методика Стрельниковой идеально дополняет методику Чарелли. Методика Чарелли высвобождает голос, а гимнастика Стрельниковой его усиливает.

Первый год обучения по данной программе ориентирова­н в большей степени на работу над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. Выбор упражнений предполагает движение от простого к слож­ному: просто повторение букв, чередование звонких и глухих, сочетание с гласными и т.д. Весь этот материал подробно описан у В.Янушевича, Э.Чарелли.

Второй год - работа над пословицами и скороговорками (они остаются неотъемлемой частью практической работы в последующие годы).

Третий год обучения предполагает знакомство с особенностями исполнения сказок,

Четвертый год обучения предполагают обращение к стихотворной речи, знакомство со стихотворной драматургией.

Пятый год обучения – работа над прозой, логический анализ текста.

В основном занятия по предмету "сценическая речь" проводятся в групповой форме. Но в связи с тем, что на разных этапах развитие голоса и речи каждого ре­бенка требует специального подхода, возникает необходимость в индивидуальных занятиях и в занятиях малыми группами. Состав полной группы 8-10 человек. Малая группа может состоять из 2-4 человек, полная группа в некоторых случаях может делиться пополам на под­группы.

Форма одежды на занятиях - свободная, удобная для физических упражнений, не стес­няющая дыхание. Оптимальное помещение для групповых занятий - хорошо провет­риваемая теплая классная комната с гладким деревянным полом и без школьной мебели, в лучшем случае, это должен быть театральный зал со сценой. Для индиви­дуальных занятий может подойти и обычная классная комната.

Основная схема занятий на 1-й ступени

1 этап. Гигиенический и вибрационный массаж, артикуляционная гимнастика.

Цель: настройка и подготовка речеголосового аппарата к звучанию.

2 этап. Работа над дикцией.

Цель: четкое, ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.

3 этап. Игровые упражнения по дыханию и голосу.

Цель: постановка четкого дыхания, развитие голосовых данных ребенка.

4 этап. Этюды на художественное восприятие образа.

Цель: формирование в ребенке личности художника.

5 этап. Домашнее задание.

Цель: закрепление пройденного материала.

Между этапами, по мере необходимости, могут быть сделаны небольшие паузы – "минутки шалости".
Основная схема занятий на 2-й ступени

1 этап. Гигиенический и вибрационный массаж, артикуляционная, релаксационная гимнастика.

Цель: настройка и подготовка речеголосового аппарата к звучанию, активизирование работы нервных окончаний.

2 этап. Работа над дикцией.

Цель: формирование четкого, ясного произношения гласных и согласных звуков, а также слов и фраз в целом.

3 этап. Упражнения по орфоэпии.

Цель: формирование правильной речи.

4 этап. Постановка дыхания и голоса.

Цель: укрепление мышц дыхания, достижение мышечной свободы голоса.

5 этап. Этюды на словесное действие.

Цель: достижение логической выразительности речи, развитие художественного восприятия.

1 год обучения


№ п./п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теоретич.

Практич.

1

Раздел "Постановка дыхания и формирование дикции"







1.1

Введение. Знакомство с речью детей

1

1

1.2

Освобождение голоса




3

1.3

Речевая гимнастика

1

2

1.4

Дикционные упражнения

1

1

1.5

Положение речевого аппарата и тренировочные тексты на звуки И, Э. Начальные элементы работы над голосом.

1

2

1.6

Положение речевого аппарата и тренировочные тексты на звуки А и О.

1

2

1.7

Положение речевого аппарата и тренировочные тексты на звуки У, Ы. Закрепление произношения предыдущих звуков.

1

2

1.8

Закрепление и повторение всей таблицы гласных звуков. Повторение выученных текстов на эти звуки.




2

1.9

Положение речевого аппарата на звук Й

1

1

2.0

Положение речевого аппарата на звуки Е, Я.

1

2

2.1

Положение речевого аппарата на звуки Е и Ю.

1

2

2.2

Закрепление и повторение всей таблицы йотированных звуков. Тренировочные тексты на эти звуки.




1

2.3

Закрепление всего пройденного материала. Тренировочные тексты на звуки И, Э, А, О, У, Ы, Я, Ю.




2

2.4

Голосовые этюды




1

2.5

Работа над текстом в спектакле




3







9

27




Итого

36
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск