Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 162.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.02.2014
Размер162.61 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра культурологии
Рабочая учебная программа

по дисциплине «Музейная педагогика»

по специальности «050403.65 – Культурология»

по циклу ОПД.В.2общепрофессиональные дисциплины,

дисциплины по выбору
Очная форма обучения

Курс – 5

Семестр – 10

Объем в часах всего – 80 ч.

В т.ч. лекции – 30 ч.

практические занятия – 10 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 40 ч.

Зачет – 10 семестр



Екатеринбург – 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Музейная педагогика».
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 13 с.
Составитель: Мурзина И.Я., д-р культурологии, профессор, зав.каф.культурологии УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г. )

Зав. кафедрой __________ И.Я. Мурзина



Директор ИФК и МК __________ Н.И. Коновалова

I. Пояснительная записка


Цель курса: получение студентами-будущими педагогами знаний о музейной педагогике и умений на их основе разрабатывать музейные уроки.

Задачи курса:

  • рассмотреть исторический и типологический аспекты существования музеев;

  • дать представление о музейной педагогике как составной части педагогического знания;

  • раскрыть методические основы работы на музейной экспозиции;

  • актуализировать знания о психолого-педагогических особенностях работы в музее с разновозрастной аудиторией;

  • представить опыт музейной педагогики в России;

  • раскрыть тенденции музейной педагогики в мире;

  • актуализировать знания по разработке уроков на основе музейных экспозиций различного типа.

Специфика содержания программы

Курс «Музейные уроки: теория и практика» предназначен для студентов, педагогического университета в качестве дисциплины регионального компонента (спецкурса) в ряду специальных дисциплин.

Будущие педагоги должны владеть умениями в области организации образовательно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях и учреждениях сферы культуры. Для этого необходимо развернутое представление о роли и месте такого инновационного направления в педагогике, как музейная педагогика.

Курс носит практико ориентированный характер и построен на овладении студентами в процессе выполнения самостоятельных работ умениями по разработке и проведению музейных уроков в моделированных ситуациях и в пространстве современных музеев.

Данный курс находится в тесной связи с дисциплинами, реализующими социально-гуманитарный компонент (историей России, этикой), реализующими общепрофессиональный компонент (психологией, педагогикой, основами специальной педагогики и психологии, теории и методике преподавания культурологии), теоретическим дисциплинами («Анализ и интерпретация текстов культуры»), историко-культурологическим дисциплинами («История культуры», «Теория и история искусства»), дисциплинами, обращающимися к современным социально-культурным практикам, другими специальными курсами.

В курсе предлагаются формы письменной (письменные контрольные работы) и устной (собеседования, доклады с электронными презентациями по отдельным темам) отчетности.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Кроме традиционной лекции используются следующие виды и формы лекционных занятий: проблемная лекция, лекция с элементами видеолекции, лекции с элементами мультимедиа-лекции.

Методические разработки, подготовленные студентами используются ими при проведении музейных уроков на педагогической практике.

Формы и методы реализации практического компонента дисциплины

Практические занятия, проводимые в форме практических (деловые имитационные игры, моделирование уроков), предназначены для углубления знаний по изучаемой дисциплине и контроля самостоятельной работы студентов.

Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий (семинаров). Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения семинарских занятий и контрольного тестирования, а итоговый – в ходе проведения зачета.

Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы

Виды и формы текущего и итогового контроля осуществляются в ходе проблемных лекций, лекций-консультаций, проблемных семинаров, практических занятий, проектной работы, самостоятельной работы студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента по отдельным разделами дисциплины осуществляется по рекомендованным педагогом материалам с целью углубления знаний, полученных на лекционных и практических занятиях. Самостоятельная работа студента предполагает работу над конспектами уроков и мультимедиа-презентациями по темам избранных музейных уроков.

С целью оптимизации методов обучения предлагается внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал – обращение студента к ресурсам Интернет.

II. Учебно-тематическое планирование


2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п

Наименование темы,

раздела

Всего

Трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

лабораторные




Тема 1. Музеи мира

16

8

6

2




8




Тема 2. Музейная педагогика как средство воспитания человека культуры

16

8

6

2




8




Тема 3. Информационные технологии в музейно-образовательной деятельности

16

8

6

2




8




Тема 4. Детское творчество и арттерапия в музее

16

8

6

2




8




Тема 5. Музей и школа: пространство сотрудничества

16

8

6

2




8




ИТОГО

80

40

30

10




40

III. Содержание дисциплины


Тема 1. Музеи мира.

Музей как явление культуры. Виды музеев. Этапы развития мирового музейного дела. Характеристика коллекций и направлений деятельности ведущих зарубежных и отечественных музеев. Музеи мира в контексте современного культурного процесса.

Тема 2. Музейная педагогика как средство воспитания человека культуры.

Понятия «музейная педагогика», «музейный урок». Музейный компонент в современной системе образования. История становления и современное состояние музейной педагогики.

Основы научно-исследовательской, методической и практической образовательной деятельности в музее.

Развитие художественного творчества и общих творческих способностей в музейно-педагогическом процессе. Особенности музейной педагогики в музеях России.

Методические особенности музейно-педагогической работы с аудиторией различных возрастов.

Тема 3. Информационные технологии в музейно-образовательной деятельности.

Информационные технологии в искусстве, искусствоведении и музейно-образовательном процессе. Методика использования информационных технологий в процессе подготовки и проведения музейного урока.

Тема 4. Детское творчество и арттерапия в музее.

Психолого-педагогические, социальные и медико-биологические аспекты детского творчества как способа самовыражения и познания окружающего мира. Специфика работы детской студии в художественном музее. Значение и типология выставок детского творчества, формы и методы их организации и проведения.
Тема 5. Музей и школа: пространство сотрудничества.

Особенности взаимодействия системы образования и системы культуры. Культурно-образовательное пространство современного музея. Проектная деятельность на уроках истории и МХК как возможность реализации интеграции музея и школы.

Опыт музеев Екатеринбурга и Свердловской области в организации и проведении музейных уроков.

IV. Самостоятельная работа

и организация контрольно-оценочной деятельности


Виды письменных работ:

– планы-конспекты уроков по избранным темам

Тематика мультимедиа-проектов

  1. Мир первобытного человека (на основе экспозиции Свердловского областного краеведческого музея).

  2. Сокровища Шигирского озера (на основе экспозиции Свердловского областного краеведческого музея).

  3. Поход Ермака (на основе экспозиции Свердловского областного краеведческого музея).

  4. Вещь в культуре (на основе экспозиции Свердловского областного краеведческого музея).

  5. Тайна камня (на основе коллекции Музея камнерезного и ювелирного искусства или Геологического музея).

  6. Красная книга Урала (на основе экспозиции Свердловского областного краеведческого музея).

  7. История города в архитектуре (на основе коллекции музея архитектуры и промышленной техники).

  8. Изба бабы Кати (на основе Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян).

  9. «Душа Урала трудового в твореньях мастера видна…» (на основе экспозиций уральских промыслов в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Свердловском областном краеведческом музее, Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал»).

  10. «О Тебе радуемся…» (на основе музея Невьянской иконы)

  11. «Черные чернизины, как они нанизаны…» (по материалам Археографической лаборатории Уральского государственного университета им. А.М. Горького).

  12. «Русская Голгофа» (по материалам экспозиции Свердловского областного краеведческого музея и Храма-на-Крови).

  13. Русская живопись в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств (период – по выбору студента).

  14. Западноевропейская живопись в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств (период – по выбору студента).

  15. Литературный квартал Екатеринбурга как культурно-образовательный центр.

Вопросы для зачета

  1. Музей как явление культуры.

  2. Понятие и сущность музейной педагогики.

  3. Музей и школа: пространство сотрудничества.

  4. Опыт музейной педагогики Русского музея (Санкт-Петербург) и его екатеринбургского филиала.

  5. Информационные технологии в музейно-образовательной деятельности.

  6. Арт-терапия в музее.

  7. Детское творчество в музее.

  8. Проектная деятельность на уроках истории и МХК как возможность реализации интеграции музея и школы.

  9. Методические особенности музейно-педагогической работы с аудиторией различных возрастов.

V. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины «Музейные уроки: теория и практика» студент должен

иметь базовые представления

  • об общих основах музейной педагогики;

  • о деятельностном подходе в педагогике;

  • об образовании как целенаправленном процессе воспитания и обучения в интересах человека и общества;

  • о теориях и методиках обучения и воспитания;

  • о психолого-педагогических методиках диагностики, прогнозирования и проектирования;

знать

  • об историческом и типологическом аспектах существования музеев;

  • о музейной педагогике как составной части педагогического знания;

  • о методических основах работы на музейной экспозиции;

  • о психолого-педагогических особенностях работы в музее с разновозрастной аудиторией;

  • об опыте музейной педагогики в России;

  • о тенденциях музейной педагогики в мире;

уметь

  • применять знания по методической разработке уроков на основе музейных экспозиций различного типа;

  • применять современные теории, концепции и инструментарий культурологи в практической педагогической и социокультурной деятельности;

  • формулировать проблемы и использовать эври­стические методы их решения;

  • работать с информацией из различных источников;

  • в различных видах использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации;

  • самостоятельно анализировать культурологическую научную литературу;

  • критически использовать методы современ­ной науки в конкретной исследовательской и социально-практической деятельности; применять современные теории, концепции и инструментарий культурологии в практической педагогической и социокультурной деятельности;

владеть:

  • приемами информационно-описательной дея­тельности, систематизации данных, структури­рованного описания предметной области;

  • понятийным аппаратом педагогики и культурологии;

  • методами критического анализа текстов;

  • познавательными подходами и методами изу­чения культурных форм и процессов, социально-культурных практик;

  • процедурами практического применения ме­тодик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни общества.

VI. Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Мурзина И. Я. Прикладная культурология и педагогика [Текст] / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. пед. ун-т. // Пед. образование в России / Урал. гос. пед. ун-т.-2010.- № 2.

Ребенок в музее. Новые векторы детского музейного движения : [учеб. пособия для вузов] / Е. Л. Галкина [и др.]; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии ; под ред. М. Ю. Юхневич. – М. : Академический Проект : РИК, 2006. (5 экз.)

Рыжова Н.Музейная педагогика в детском саду [Текст] / Наталья Рыжова.// Дошкол. образование : прил. к газ. "Первое сент.".-2010.- № 19.- С. 9-16.

Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 2004.

Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики [Текст] / В. П. Александрова [и др.]. // Биология в шк..-2008.- № 5.- С. 40-43.

Харитонова А. А.Формирование музейной культуры у старших дошкольников [Текст] / А. А. Харитонова. // Нач. шк. плюс до и после.-2011.- № 3.- С. 73-77.

Галкина Т.В. Музейная педагогика: проблемы структуры музейного путеводителя// Вестник Томского.гос.пед ун-та. 2010. № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/86358/

Дополнительная литература

Бойко А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности : [учеб. пособие для вузов] / А. Г. Бойко ; М-во образования и науки РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена [и др.]. – СПб., 2007.

Ванслова Е.Г. Музей и школа. – М.: просвещение, 1995.

Музейная педагогика [Текст] : из опыта метод. работы / под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : Сфера, 2006. (2 экз.)

Музейная педагогика в школе. Выпуск 2, СПб.: СпецЛит, 2000.

Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее : учеб. пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов. – М. : Высшая школа, 2005.

«Музей и культура» в начальной школе: Программа. Опыт внедрения: Экс­периментальное метод. пособие. – М., 1995.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974

Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. Первая книга об искусстве для детей, адресованная взрослым [пер. с фр. Н. Лебедевой ; под ред. И. Комаровой]. – СПб. : Арка, 2007.

Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации). – М., 1989.

Калугина Т.П. художественный музей как феномен культуры. – СПб., 2008.

Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании. – СПб., 2001.

Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителя. – М., 1988.

Лысюк В.Т., Ефимов П.Г. Художественный образ и его пластическое вопло­щение: (Музейно-игровая методика). – СПб., 2001.

Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001.

Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. – М., 1999.

Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. –М., 1997.

Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тезисы семинара. – СПб., 1998.

Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. Комплекс­ный подход: опыт, поиски, перспективы. – М., 1985.

Мигаль Б.Г. Роль художника в музейно-педагогическом процессе // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика. – М., 1989.

Михеева Л.П. "Диалоги в музее" : программа занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в классах эстетического воспитания Государственного Русского музея / Л. П. Михеева, М. В. Потапова ; М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей ; [науч. ред. Н. В. Иевлева]. – СПб., 2002.

Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методология, практика. – М., 1989.

Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. – СПб., 1997.

Музей в социально-гуманитарном образовании. учебно-методическое пособие – Нижний Тагил : НТГСПА , 2008.

Музей и образование: Материалы для обсуждения / Гнедовский М.Б., Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю. – М., 1989.

Музей и подрастающее поколение (Из опыта музейно-педагогической рабо­ты научного отдела художественного воспитания детей и юношества ГРМ). Вып. 1–3. Л., 1991–1993.

Музей и школа: диалог в образовательном пространстве: Сб. ст. Вып. 1: Направление поиска. СПб., 1996; Вып. 2: Образ и мысль. – СПб., 1997;

Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. Вып. 5: Педагогика и культурология музейной деятельности. – СПб., 1999.

Музеи Свердловской области. – Екатеринбург: Квадрат, 2006.

Музей, школа, семья: Тр. Гос. музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 1. – СПб., 1996.

Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. Вып. 2. – М., 1999.

Музейная педагогика в школе. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2001; Вып. 3. СПб., 2002.

Музейная педагогика в школе. Вып. 2, К 10-летию Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики (Государственный Русский музей) / М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей, Рос. науч.-практ. центр по проблемам музейной педагогики [и др.] ; [науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко]. – СПб. : СпецЛит, 2000.

Музейная педагогика в школе. Вып. 3 / М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей, Рос. центр музейной педагогики и детского творчества [и др.] ; [науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко]. – СПб. : [Борей Арт], 2002.

Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. СПб., 1998.

Музейное дело и охрана памятников : Обзорная ин­формация. Вып. 5. М., 1989.

Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!" Концепция, структура, содержание / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Гос. Рус. музей, Рос. центр музейн педагогики и дет. творчества [и др.] ; [авт.-сост. Б. А. Столяров [и др.]. – СПб., 2005.

Мурзина И. Я. Прикладная культурология и педагогика [Текст] / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. пед. ун-т.

Образовательная деятельность художественного музея : (труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества). Вып. 7 / М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей, Акад. образования РФ, Сев.-Зап. отд-ние ; [науч. ред. Б. А. Столяров]. – СПб., 2002.

Образовательная деятельность художественного музея. Вып. 4. – СПб., 1995.

Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. – М., 1989.

Российский центр музейной педагогики и детского творчества = The Russian center of museum pedagogy and children's creativity / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. Рус. музей. – СПб., 2005.

Рыжова Н.Музейная педагогика в детском саду [Текст] / Наталья Рыжова.

Соколова Н. Д. Мир музея : учеб. пособие для учителей начальной школы / Н. Д. Соколова, Б. А. Столяров, Н. Н. Бельфор ; М-во образования РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования [и др.] ; [науч. ред. Б. А. Столяров]. – СПб. : СпецЛит, 2000.

Соколова Н. Д. Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве : учеб. пособие / Н. Д. Соколова. – СПб. : ДЕТГИЗ-Лицей, 2003.

Столяров Б. А. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко ; Рос. акад. образования, Ин-т художеств. образования, М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей [и др.].–СПб. : Борей Арт, 2001.

Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики [Текст] / В. П. Александрова [и др.]. // Биология в шк..-2008.- № 5.- С. 40-43.

Харитонова А. А.Формирование музейной культуры у старших дошкольников [Текст] / А. А. Харитонова.

Художественный музей в образовательном процессе. – СПб., 1998.

Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального поиска : науч.-исслед. проект : сообщения и материалы / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Гос. Рус. музей, Рос. центр музейной педагогики и дет. творчества [и др.]. – СПб., 2004.

Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2007.
6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_gum/a_5q5ko.html

Российский центр музейной педагогики и детского творчества в Русском музее[электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusmuseum.ru/museum/educational/, http://muzped.net/

VII. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины:


При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать

  • методические материалы «Музейная педагогика в сети», разработанные кафедрой культурологии УрГПУ;

  • экспозиции музеев г. Екатеринбург и Свердловской области.

  • ресурсы сети Интернет:

Рабочая учебная программа

по дисциплине «Музейная педагогика»

по специальности «050403.65 – Культурология»

по циклу ОПД.В.02
Подписано в печать_____ Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л.

Тираж ____экз. Заказ

Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск