Скачать 162.61 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Кафедра культурологии Рабочая учебная программа по дисциплине «Музейная педагогика» по специальности «050403.65 – Культурология» по циклу ОПД.В.2общепрофессиональные дисциплины, дисциплины по выбору
Екатеринбург – 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Музейная педагогика». ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 13 с. Составитель: Мурзина И.Я., д-р культурологии, профессор, зав.каф.культурологии УрГПУ Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г. ) Зав. кафедрой __________ И.Я. МурзинаДиректор ИФК и МК __________ Н.И. Коновалова I. Пояснительная запискаЦель курса: получение студентами-будущими педагогами знаний о музейной педагогике и умений на их основе разрабатывать музейные уроки. Задачи курса:
Специфика содержания программы Курс «Музейные уроки: теория и практика» предназначен для студентов, педагогического университета в качестве дисциплины регионального компонента (спецкурса) в ряду специальных дисциплин. Будущие педагоги должны владеть умениями в области организации образовательно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях и учреждениях сферы культуры. Для этого необходимо развернутое представление о роли и месте такого инновационного направления в педагогике, как музейная педагогика. Курс носит практико ориентированный характер и построен на овладении студентами в процессе выполнения самостоятельных работ умениями по разработке и проведению музейных уроков в моделированных ситуациях и в пространстве современных музеев. Данный курс находится в тесной связи с дисциплинами, реализующими социально-гуманитарный компонент (историей России, этикой), реализующими общепрофессиональный компонент (психологией, педагогикой, основами специальной педагогики и психологии, теории и методике преподавания культурологии), теоретическим дисциплинами («Анализ и интерпретация текстов культуры»), историко-культурологическим дисциплинами («История культуры», «Теория и история искусства»), дисциплинами, обращающимися к современным социально-культурным практикам, другими специальными курсами. В курсе предлагаются формы письменной (письменные контрольные работы) и устной (собеседования, доклады с электронными презентациями по отдельным темам) отчетности. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Кроме традиционной лекции используются следующие виды и формы лекционных занятий: проблемная лекция, лекция с элементами видеолекции, лекции с элементами мультимедиа-лекции. Методические разработки, подготовленные студентами используются ими при проведении музейных уроков на педагогической практике. Формы и методы реализации практического компонента дисциплины Практические занятия, проводимые в форме практических (деловые имитационные игры, моделирование уроков), предназначены для углубления знаний по изучаемой дисциплине и контроля самостоятельной работы студентов. Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий (семинаров). Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения семинарских занятий и контрольного тестирования, а итоговый – в ходе проведения зачета. Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы Виды и формы текущего и итогового контроля осуществляются в ходе проблемных лекций, лекций-консультаций, проблемных семинаров, практических занятий, проектной работы, самостоятельной работы студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа студента по отдельным разделами дисциплины осуществляется по рекомендованным педагогом материалам с целью углубления знаний, полученных на лекционных и практических занятиях. Самостоятельная работа студента предполагает работу над конспектами уроков и мультимедиа-презентациями по темам избранных музейных уроков. С целью оптимизации методов обучения предлагается внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал – обращение студента к ресурсам Интернет. II. Учебно-тематическое планирование2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
III. Содержание дисциплиныТема 1. Музеи мира. Музей как явление культуры. Виды музеев. Этапы развития мирового музейного дела. Характеристика коллекций и направлений деятельности ведущих зарубежных и отечественных музеев. Музеи мира в контексте современного культурного процесса. Тема 2. Музейная педагогика как средство воспитания человека культуры. Понятия «музейная педагогика», «музейный урок». Музейный компонент в современной системе образования. История становления и современное состояние музейной педагогики. Основы научно-исследовательской, методической и практической образовательной деятельности в музее. Развитие художественного творчества и общих творческих способностей в музейно-педагогическом процессе. Особенности музейной педагогики в музеях России. Методические особенности музейно-педагогической работы с аудиторией различных возрастов. Тема 3. Информационные технологии в музейно-образовательной деятельности. Информационные технологии в искусстве, искусствоведении и музейно-образовательном процессе. Методика использования информационных технологий в процессе подготовки и проведения музейного урока. Тема 4. Детское творчество и арттерапия в музее. Психолого-педагогические, социальные и медико-биологические аспекты детского творчества как способа самовыражения и познания окружающего мира. Специфика работы детской студии в художественном музее. Значение и типология выставок детского творчества, формы и методы их организации и проведения. Тема 5. Музей и школа: пространство сотрудничества. Особенности взаимодействия системы образования и системы культуры. Культурно-образовательное пространство современного музея. Проектная деятельность на уроках истории и МХК как возможность реализации интеграции музея и школы. Опыт музеев Екатеринбурга и Свердловской области в организации и проведении музейных уроков. IV. Самостоятельная работаи организация контрольно-оценочной деятельностиВиды письменных работ: – планы-конспекты уроков по избранным темам Тематика мультимедиа-проектов
Вопросы для зачета
V. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныВ результате изучения дисциплины «Музейные уроки: теория и практика» студент должен иметь базовые представления
знать
уметь
владеть:
VI. Учебно-методическое и информационноеобеспечение дисциплины6.1. Рекомендуемая литература Основная литература Мурзина И. Я. Прикладная культурология и педагогика [Текст] / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. пед. ун-т. // Пед. образование в России / Урал. гос. пед. ун-т.-2010.- № 2. Ребенок в музее. Новые векторы детского музейного движения : [учеб. пособия для вузов] / Е. Л. Галкина [и др.]; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии ; под ред. М. Ю. Юхневич. – М. : Академический Проект : РИК, 2006. (5 экз.) Рыжова Н.Музейная педагогика в детском саду [Текст] / Наталья Рыжова.// Дошкол. образование : прил. к газ. "Первое сент.".-2010.- № 19.- С. 9-16. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 2004. Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики [Текст] / В. П. Александрова [и др.]. // Биология в шк..-2008.- № 5.- С. 40-43. Харитонова А. А.Формирование музейной культуры у старших дошкольников [Текст] / А. А. Харитонова. // Нач. шк. плюс до и после.-2011.- № 3.- С. 73-77. Галкина Т.В. Музейная педагогика: проблемы структуры музейного путеводителя// Вестник Томского.гос.пед ун-та. 2010. № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/86358/ Дополнительная литература Бойко А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности : [учеб. пособие для вузов] / А. Г. Бойко ; М-во образования и науки РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена [и др.]. – СПб., 2007. Ванслова Е.Г. Музей и школа. – М.: просвещение, 1995. Музейная педагогика [Текст] : из опыта метод. работы / под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : Сфера, 2006. (2 экз.) Музейная педагогика в школе. Выпуск 2, СПб.: СпецЛит, 2000. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее : учеб. пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов. – М. : Высшая школа, 2005. «Музей и культура» в начальной школе: Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное метод. пособие. – М., 1995. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974 Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. Первая книга об искусстве для детей, адресованная взрослым [пер. с фр. Н. Лебедевой ; под ред. И. Комаровой]. – СПб. : Арка, 2007. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации). – М., 1989. Калугина Т.П. художественный музей как феномен культуры. – СПб., 2008. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании. – СПб., 2001. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителя. – М., 1988. Лысюк В.Т., Ефимов П.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение: (Музейно-игровая методика). – СПб., 2001. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001. Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. – М., 1999. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. –М., 1997. Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тезисы семинара. – СПб., 1998. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. – М., 1985. Мигаль Б.Г. Роль художника в музейно-педагогическом процессе // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика. – М., 1989. Михеева Л.П. "Диалоги в музее" : программа занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в классах эстетического воспитания Государственного Русского музея / Л. П. Михеева, М. В. Потапова ; М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей ; [науч. ред. Н. В. Иевлева]. – СПб., 2002. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методология, практика. – М., 1989. Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. – СПб., 1997. Музей в социально-гуманитарном образовании. учебно-методическое пособие – Нижний Тагил : НТГСПА , 2008. Музей и образование: Материалы для обсуждения / Гнедовский М.Б., Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю. – М., 1989. Музей и подрастающее поколение (Из опыта музейно-педагогической работы научного отдела художественного воспитания детей и юношества ГРМ). Вып. 1–3. Л., 1991–1993. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве: Сб. ст. Вып. 1: Направление поиска. СПб., 1996; Вып. 2: Образ и мысль. – СПб., 1997; Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. Вып. 5: Педагогика и культурология музейной деятельности. – СПб., 1999. Музеи Свердловской области. – Екатеринбург: Квадрат, 2006. Музей, школа, семья: Тр. Гос. музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 1. – СПб., 1996. Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. Вып. 2. – М., 1999. Музейная педагогика в школе. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2001; Вып. 3. СПб., 2002. Музейная педагогика в школе. Вып. 2, К 10-летию Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики (Государственный Русский музей) / М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей, Рос. науч.-практ. центр по проблемам музейной педагогики [и др.] ; [науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко]. – СПб. : СпецЛит, 2000. Музейная педагогика в школе. Вып. 3 / М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей, Рос. центр музейной педагогики и детского творчества [и др.] ; [науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко]. – СПб. : [Борей Арт], 2002. Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. СПб., 1998. Музейное дело и охрана памятников : Обзорная информация. Вып. 5. М., 1989. Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!" Концепция, структура, содержание / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Гос. Рус. музей, Рос. центр музейн педагогики и дет. творчества [и др.] ; [авт.-сост. Б. А. Столяров [и др.]. – СПб., 2005. Мурзина И. Я. Прикладная культурология и педагогика [Текст] / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. пед. ун-т. Образовательная деятельность художественного музея : (труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества). Вып. 7 / М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей, Акад. образования РФ, Сев.-Зап. отд-ние ; [науч. ред. Б. А. Столяров]. – СПб., 2002. Образовательная деятельность художественного музея. Вып. 4. – СПб., 1995. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. – М., 1989. Российский центр музейной педагогики и детского творчества = The Russian center of museum pedagogy and children's creativity / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. Рус. музей. – СПб., 2005. Рыжова Н.Музейная педагогика в детском саду [Текст] / Наталья Рыжова. Соколова Н. Д. Мир музея : учеб. пособие для учителей начальной школы / Н. Д. Соколова, Б. А. Столяров, Н. Н. Бельфор ; М-во образования РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования [и др.] ; [науч. ред. Б. А. Столяров]. – СПб. : СпецЛит, 2000. Соколова Н. Д. Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве : учеб. пособие / Н. Д. Соколова. – СПб. : ДЕТГИЗ-Лицей, 2003. Столяров Б. А. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко ; Рос. акад. образования, Ин-т художеств. образования, М-во культуры РФ, Гос. Рус. музей [и др.].–СПб. : Борей Арт, 2001. Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики [Текст] / В. П. Александрова [и др.]. // Биология в шк..-2008.- № 5.- С. 40-43. Харитонова А. А.Формирование музейной культуры у старших дошкольников [Текст] / А. А. Харитонова. Художественный музей в образовательном процессе. – СПб., 1998. Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального поиска : науч.-исслед. проект : сообщения и материалы / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Гос. Рус. музей, Рос. центр музейной педагогики и дет. творчества [и др.]. – СПб., 2004. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2007. 6.2. Информационное обеспечение дисциплины Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_gum/a_5q5ko.html Российский центр музейной педагогики и детского творчества в Русском музее[электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusmuseum.ru/museum/educational/, http://muzped.net/ VII. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины:При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать
Рабочая учебная программа по дисциплине «Музейная педагогика» по специальности «050403.65 – Культурология» по циклу ОПД.В.02 Подписано в печать_____ Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л. Тираж ____экз. Заказ Уральский государственный педагогический университет 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 |