Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11кл. к учебнику Л. Н. Боголюбова Учителя истории Злобиной М.В.
Пояснительная записка
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.11 класс, профильный уровень" (34 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 11 классы, рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на базовый уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели курса:
развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
Программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с БУП -2004г.
34 учебные недели 1 час в неделю = 34 часа в год
1 полугодие — 15 недель - 15урока
2 полугодие — 19 недель -19 уроков
Распределение учебного материала
№
| Наименование раздела
| Кол- во часов
| Темы контрольных работ
| Дата проведения
| 11 класс
| 1
| Социальное развитие современного общества
| 13
| Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
| 07.12
| 2
| Политическая жизнь современного общества
| 13
| Политика
| 01.03
| 3
| Духовная культура
| 5
| Духовная культура
| 19.04
| 4
| Современные этапы мирового развития
| 3
| Этапы мирового развития
| 24.05
|
| Итого
| 34
|
|
|
Календарно-тематическое планирование в 11кл.
№
урока
| Тема раздела,
урока
| К-во
час.
| Дата
| Материалы
и
оборудование
| Основные понятия и термины
| ДЗ
| Социальное развитие современного общества
| 1
| Социальная структура и социальные отношения
| 1
| 14.09
| ЦОР по теме
| Социальная сфера, дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, социальная мобильность, стиль жизни, маргиналы
| §1
| 2
| Социальные институты
| 1
| 21.09
| ЦОР по теме
| Социальный институт, институциализация, инфраструктура
| §2
| 3
| Роль экономики в жизни общества
| 1
| 28.09
| ЦОР по теме
| Экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, ВВП на душу населения, уровень бедности
| §3
| 4
| Социальные статусы и роли
| 1
| 5.10
| ЦОР по теме
| Социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация, авторитет, престиж, манипуляция
| §4
| 5
| Социальные ценности и нормы
| 1
| 12.10
| ЦОР по теме
| Ценности, нормы, социальные нормы, нормы морали
| §5
| 6
| Отклоняющееся поведение и социальный контроль
| 1
| 19.10
| ЦОР по теме
| Отклоняющееся поведение, социальный контроль, преступность
| §6
| 7
| Социальные интересы и формы социального взаимодействия
| 1
| 19.10
| ЦОР по теме
| Социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, стадии социального конфликта
| §7
| 8
| Этнос и нация
| 1
| 26.10
| ЦОР по теме
| Этнос, нация, национальность, менталитет, традиции и ценности.
| §8
| 9
| Межэтнические отношения и нацинальная политика
| 1
| 26.10
| ЦОР по теме
| Межэтнические отношения, межэтнический конфликт, национальная политика, толерантность
| §9
| 10
| Демография современной России
| 1
| 16.11
| ЦОР по теме
| демографическая политика, депопуляция, миграция, воспроизводство населения
| §10
| 11
| Институт семьи и брака; быт и бытовые отношения
| 1
| 23.11
| ЦОР по теме
| семья и брак как социальные институты.
семейная роль, неполная быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений, типы социального объединения и общения, интерьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональное питание, досуг, урбанизация
| §11-12
| 12
| Молодежь в современном обществе
| 1
| 30.11
| ЦОР по теме
| молодежь как социальная группа, тинэйджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.
| §13
| 13
| Социальная структура российского общества
| 1
| 07.12
| ЦОР по теме
| стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение, социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина.
| §14
| Политическая жизнь современного общества
| 14
| Политическая система и политический режим
| 1
| 14.12
| ЦОР по теме
| политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм
| §15
| 15
| Демократия
| 1
| 14.12
| ЦОР по теме
| демократия, политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства, свобода, легитимность, гласность.
| §16
| 16
| Государство в политической системе
| 1
| 21.12
| ЦОР по теме
| бюрократия, бюрократизм, государственная служба, должностной регламент
| §17
| 17
| Правовое государство и гражданское общество
| 1
| 21.12
| ЦОР по теме
| правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, социальное партнерство, группы интересов
| §18
| 18
| Роль СМИ в политической жизни
| 1
| 18.01
| ЦОР по теме
| средства массовой информации, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.
| §19
| 19
| Политическое сознание и политическое поведение
| 1
| 25.01
| ЦОР по теме
| политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение, социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда
социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое.
| §20-21
| 20
| Политические партии и движения
| 1
| 01.02
| ЦОР по теме
| политическая партия, партийная система, типы партийных систем, общественно-политическое движение, политическая мобилизация, политическая социализация.
| §22
| 21
| Лидеры и элиты в политической жизни
| 1
| 08.02
| ЦОР по теме
| политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления, управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, харизматический тип лидерства, лоббирование
| §23
| 22
| Выборы в демократическом обществе
| 1
| 15.02
| ЦОР по теме
| избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания, политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм
| §24
| 23
| Человек в политической жэизни
| 1
| 15.02
| ЦОР по теме
| политическое участие, политическая культура, типы политической культуры, политическая роль, политическая субкультура
| §25
| 24
| Политический конфликт
| 1
| 22.02
| ЦОР по теме
| политический конфликт, переговоры, компромисс, арбитраж
| §26
| 25
| Политический процесс
| 1
| 01.03
| ЦОР по теме
| политический процесс, агрегация
| §27
| Духовная культура
| 26
| Духовное развитие общества
| 1
| 15.03
| ЦОР по теме
| культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность, преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм
| §28
| 27
| Духовный мир личности. Мораль и нравственность
| 1
| 22.03
| ЦОР по теме
| духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал, этические категории, моральное сопротивление
| §29-30
| 28
| Наука. Образование
| 1
| 05.04
| ЦОР по теме
| наука, этика науки.
«большая наука», инновации, образование, непрерывное образование, модернизация, компетентность
| §31-32
| 29
| Роль религии в жизни общества
| 1
| 12.04
| ЦОР по теме
| религия, религиозное сознание, мировые религии, принцип свободы совести, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.
| §33
| 30
| Место искусства в духовной культуре. Массовая культура
| 1
| 19.04
| ЦОР по теме
| искусство, виды искусства, жанры искусства, знак, символ.ародная культура, элитарная куль тура, массовая культура, массовое общество, СМИ, желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер
| §34-35
| Современный этап мирового развития
| 32
| Многообразие современного мира
| 1
| 26.04
| ЦОР по теме
| единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, энергетический кризис, экологический кризис
| §36
| 33
| Глобализация и ее последствия
| 1
| 17.05
| ЦОР по теме
| маргинализация, геоэкономика, ВВП, ВТО, МВФ.
| §37
| 34
| Сетевые структуры в современной мировой политике. Целостность и противоречивость современного мира
| 1
| 24.05
| ЦОР по теме
| сети политические, терроризм, экстремизм, субсидиарность,глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг
| §38-39
| |