Скачать 52.75 Kb.
|
Цель: сформировать у младших подростков представление об основателе ислама - о пророке Мухаммаде. Задачи:
Оборудование: фотографии с видами местности города Мекки, Каабы, жилищами бедуинов, миниатюры со сценами из жизни арабов. Тип урока: изучение нового материала Основные термины и понятия: Пророк, иудеи, христиане. Ход урока: 1. Организационный момент. 1) Сообщение темы и цели урока. Учитель:
- Пророк Мухаммад, (Мухаммат пыйгамбар)
основатель ислама». Узнаем о том: - Как прошли детство и юность пророка Мухаммада? - Какие качества были свойственны Мухаммаду? - Какой была семья пророка? 2. Формирование новых знаний.
Ислам возник на северо-западе Аравийского полуострова в первой четверти VII веке. (Слайд 2). До ислама основная масса обитателей Аравии поклонялась языческим божествам, к их святилищам совершались паломничества, им приносили жертвы. Многие аравийские племена были знакомы с христианством. Работа в тетрадях. Христианство — мировая религия исповедующая веру в Иисуса Христа Евреи, жившие в Аравии, исповедовали иудаизм. Работа в тетрадях. Иудеи — народ, исповедующий иудаизм. Иудаизм — древнейшая религия евреевского народа. В 610 г. в Мекке, где находилось самое известное в северной Аравии языческое святилище — Кааба, купец по имени Мухаммад выступил с проповедью веры в Единого Бога. Точная дата рождения Мухаммада неизвестна. Учёные считают, что это произошло в 570 г., этот год принято считать годом рождения Пророка, основателя ислама. Работа в тетрадях. Пророк — посланник бога. ( Слайд 3). В «Жизнеописании Посланника Аллаха» (IX в.) утверждается, что Пророк родился в понедельник, 12 числа лунного месяца раби ал-ауввал, в год Слона. По традиции, существовавшей в аравийских городах, Мухаммад подобрали воспитательницу из соседнего племени кочевников-бедуинов. (Слайд 4) Это делалось для того, чтобы ребенок рос на чистом воздухе, вдалеке от очагов болезней и с детства учился чистому арабскому языку. Пророк Мухаммед был прямым потомком пророка Ибрахима и его сына Исмаила. (Слайд 5) Он происходил из влиятельного рода хашимитов, входящего в состав именитого арабского племени Курайш. Отца Мухаммада звали Абдаллах. В возрасте двадцати пяти лет Абдуллах женился на знатной девушке Амине бинт Вахб, отец которой был старшиной влиятельного рода и пользовался большим уважением среди соплеменников. Вскоре после женитьбы Абдуллах отправился в путешествие с торговым караваном, но в дороге заболел и умер. По мнению большинства историков, он скончался до рождения Мухаммада. Когда Мухаммаду было двенадцать лет, его дядя Абу Талиб впервые взял его в путь с караваном в Сирию. Мухаммаду очень хотелось повидать дальние края, и он давно уже просился в такое путешествие. По дороге они заехали в христианский монастырь, где жил монах по имени Багира. Никогда прежде он не общался с Абу Талибом, а тут вдруг пригласил весь его караван к себе разделить с ним трапезу. «Приходите ко мне все, свободные и несвободные, знатные и незнатные», — сказал монах. (слайд 6) Польщённые такой честью караванщики пошли к нему, не взяв с собой Мухаммада, ведь он был ещё так молод! Но оказалось, что Багиру интересовал именно он. Когда караван ещё только подходил к монастырю, мудрый монах увидел из окна своей кельи, что над Мухаммадом движется лёгкое облачко, отбрасывающее тень на него одного; когда караван остановился, облако тоже остановилось, а ветви дерева, под которым присел отдохнуть мальчик, сомкнулись над его головой, чтобы тень была гуще. (Слайд 7 )По этим признакам Багира понял, что в караване находится пророк, о появлении которого он знал из священных книг. Багира побеседовал с Мухаммадом. Внимательно осмотрел его и обнаружил у него на спине «печать пророчества» — большое родимое пятно между лопатками. Убедившись, что перед ним избранник Аллаха, он наказал Абу Талибу поскорее увезти племянника, которому назначено столь великое будущее, назад в Мекку и заботиться о его безопасности и благополучии. Удивлённый Абу Талиб исполнил повеление благочестивого монаха, но слова его воспринял с недоумением и забыл. В ранней юности у Мухаммеда не было определенного занятия, но известно, что он за скромную плату пас овец для жителей Мекки.(Слайд 8). Юноша был известен правдивостью и благородным нравом. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он женился на богатой и знатной женщине по имени Хадиджа, которая родила ему шестерых детей. (Слайд 9). У них родились четыре дочери: Зайнаб, Рукайя, Умм Кульсум, Фатима. Два сына умерли в младенчестве. До начала пророчества Мухаммада занимался торговлей, не выезжал из Мекки. В возрасте сорока лет у Мухаммада появилось увлечение к уединению. Он брал с собой запасы еды и питания на месяц и отправлялся в пещеру на горе Хира, (Слайд 10 ). возвышавшейся недалеко от его дома. Там он подолгу размышлял о жизни своих современников и о смысле бытия. Вскоре в месяц рамадан 610 г. к нему явился ангел Джибрил (библ. Гавриил) и внушил ему первые стихи (аяты) Божественного откровения – Корана. (Слайд 11).
Однако борьба язычников с мусульманами не прекратилась. Но это противостояние завершилось окончательной победой мусульман, которые под руководством самого пророка Мухаммада в 630 г. овладели Меккой( (Слайд 12) и очистили Каабу (Слайд 13) от идолов, сделав её главной святыней ислама, к которой ежедневно сотни миллионов мусульман обращались в своих молитвах. - Дорогие ребята, сегодня ислам глубоко проникает во все сферы жизни человечества. Ислам как и другие религии учит добру, любви ближним, миру, согласию. (Слайд 14) 2) Работа по учебнику. - Словарная работа (монах, предание, погонщик, торговля, купец и другие). - Вопросы и задания по учебнику.
- Просмотр иллюстраций (3). - Интерактивные моменты (1). - Контроль (3 задания) 4. Итог урока.
5. Домашнее задание: Учебник стр. 8 - 11 1 вариант: - Расскажите о семье пророка Мухаммада. - Обсудите с родителями: Какие качества пророка вы считаете наиболее значительными? 2 вариант: - где и как воспитывался пророк? - обсудите с родителями: каких нравственных ценностей придерживался пророк Мухаммад? |