Скачать 213.22 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА ТАГАНКЕ» «Согласовано» «Утверждаю» Педагогический совет Директор ДДТ «На Таганке» ДДТ «На Таганке» ____________ А.И.Богачева Протокол № ________ «__» ____________ 2010 г. от «__» ____________ 2010 г. АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КЛАСС СКРИПКИ» Разработана на основе примерной типовой программы «Скрипка» научно-методического центра по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации для детских музыкальных школ и школ искусств Форма организации образовательной деятельности- кружок Срок реализации: 5 лет Возраст учащихся: 5-17 лет Редакционные изменения внесены в 2010 году Составитель программы: Кащеев Олег Федорович, педагог дополнительного образования I квалификационной категории Москва 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы – художественно-эстетическая. Цель программы: - обучить детей играть на скрипке, - развить музыкальные способности детей, - расширить кругозор учащихся. Задачи:
Главным средством обучения являются индивидуальные занятия с учителем музыки, которые проводятся 2 раза в неделю по 30 мин. Занятия с ансамблем проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Во время уроков музыки дети разучивают разнообразные музыкальные произведения, на которых учатся грамотно читать нотный текст и выразительно воспроизводить его на скрипке. Дети отрабатывают технические приемы и средства музыкальной выразительности (штрихи, динамику, и т.д.), получают необходимые знания из области теории музыки, сольфеджио, учатся подбирать знакомые мелодии по слуху и играть в ансамбле, знакомятся с музыкальными произведениями данного вида искусства в исполнении педагога. В объединение принимаются все желающие обучаться игре на скрипке независимо от способностей, уровня подготовки и возраста (5-17 лет). Обучение учащихся начинается с подготовительного этапа, который вводит ребенка в мир музыки, знакомит с музыкальными понятиями и терминами, которые будут использованы в дальнейшем процессе обучения. Основная задача этого этапа – увлечь детей музыкальными занятиями, научить любить и понимать музыку, пробудить интерес к игре на скрипке, в игровой форме освоить азы музыкальной грамоты. В основе репертуара музыкальных произведений для учащихся положены программы для класса скрипки ДМШ, которые дети осваивают в удобном для себя темпе соответственно музыкальным способностям и возможностям. За год учащиеся проходят 10-15 разнообразных пьес возрастающей сложности, в том числе, этюды, части сонатной формы, вариации, ансамбли, осваивают технический материал для развития техники рук, музыкальную память, выразительность исполнения. В конце полугодий проводятся зачеты, где ученик должен исполнить 2-3 разнохарактерных музыкальных произведения. Два – три раза в год проводятся концерты, в которых принимают участие все дети, что является большим стимулом для успешных занятий музыкой. Ожидаемые результаты реализации программы Знания, умения и навыки детей, приобретаемые в процессе обучения по данной программе. Общие: внимание; эмоциональная отзывчивость; быстрота реакции; организованность и сознательная дисциплина; интерес к игре на скрипке; развитый художественный вкус; навык концертно-исполнительской деятельности. Специальные:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения
Второй год обучения
Третий год обучения
Четвёртый год обучения
Пятый год обучения
Ансамбль скрипачей
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Скрипка Тема 1. Вводное занятие – знакомство с инструментом ( для поступивших на первый год обучения ), проверка летнего задания, коррекция методики дальнейшего обучения Тема 2. Рациональная постановка ученика – выработка физиологически правильной постановки корпуса, ног и рук ученика, положения инструмента, умения держать смычок. Тема 3. Работа над звукоизвлечением – выработка навыков ведения смычка по струнам, извлечения чистого и красивого звука, распределения смычка. Тема 4. Штрихи – изучение разнообразных скрипичных штрихов, выработка умения управлять смычком, ощущения диференцированной работы пальцев правой руки, выработки различной атаки звука. Тема 5. Инструктивный материал – упражнения, гаммы, этюды, для овладения нотной грамотой, развития и совершенствования скрипичной техники, правильной интонации, ловкости и беглости пальцев, координации и свободы движений рук, подготовка к работе над художественным материалом. Тема 6. Художественный материал – пьесы, произведения крупной формы художественного содержания, вырабатывающие навыки интерпретирования музыкальных произведений, дающие знания о структуре произведения, его форме. Ансамбль скрипачей Тема 1. Вводное занятие – беседа об ансамблях, их разнообразии, прослушивания произведений различных авторов в качестве примеров ансамблевой игры. Тема 2. Гимнастика скрипача – комплекс физических упражнений для раскрепощения игрового аппарата и преодоления хватательного рефлекса по методикам В.Мазеля и Иегуди Менухина Тема 3. Расстановка по голосам – подбор партии в зависимости от подготовки учащихмя. Тема 4. Отработка поведения на сцене – отработка организованного, артистичного, дисциплинированного поведения на сцене. Тема 5. Дирижёрские жесты – понятие о жестах дирижёра, отработка навыков синхронной, совместной игры, упражнения для развития ритма, отработка одновременного начала и окончания произведения, умения следовать дирижёрским жестам. Тема 6. Унисон – развитие навыков игры в унисон, умения слушать друг друга. Тема 7. Разучивание партий по голосам – занятия с группой учеников, исполняющих один голос. Тема 8. Двухголосие – отработка навыков совместной игры двух групп учеников, исполняющих каждая свою партию. Тема 9. Работа с солистами – разучивание с учениками сольных партий. Тема 10. Открытый урок для родителей – проведение концерта ансамбля в форме урока в присутствии родителей. Тема 11. Праздники, выступления – участие ансамбля в праздниках и концертах ДДТ «На Таганке». РЕПЕРТУАР ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ Йова Йорданова « Букварь скрипача » Бакланова Н. « Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24-х Тональностях » Якубовская Т. « Шаг за шагом » Григорян А. « Гаммы и арпеджио » Шрадик Г. « Упражнения » Родионов К. « Начальные уроки игры на скрипке » Избранные этюды, выпуски 1, 2, 3, 4. Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки, соч. 45 Мазас Ф. Этюды, соч.36 Крейцер Р. Этюды ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ . Бетховен Л. "Сурок" Дунаевский И. Колыбельная Глинка М. "Жаворонок","Песня Вани из оп."Иван Сусанин" Бакланова Н. Романс Багиров З. Романс Ниязи З. Колыбельная Римский - Корсакрв Н. Песня из оп. "Майская ночь" Муффат Г. Колыбельная Чайковский П. "Детский альбом": "Шарманщик поёт", Старинная французская песенка Грустная песенка Караев К. Маленький вальс Дварионас Б. Прелюдия Хачатурян А. Анданте Брамс И. Колыбельная Перголези Дж. Ария, Сицилиана Свиридов Г. Романс, Грустная песенка Глинка М. «Чувство» Караев К. «Задумчивость» Мари Г. Ария в старинном стиле Мусоргский М. «Слеза» Ребиков В. Песня без слов Чайковский П. Колыбельная, Песня без слов Тартини Д. Сарабанда Грацциолли Д. Адажио Глиэр Р. Романс e-moll Шостакович Д. Романс, Элегия Раков Н. Вокализ Ипполитов – Иванов М. Мелодия ВИРТУОЗНЫЕ ПЬЕСЫ Бакланова Н. «Хоровод», Мазурка Глюк К. «Весёлый хоровод» Комаровский А. «Весёлпя пляска, «Пастушок» Кабалевский Д. Полька, Этюд Чайковский П. Неаполитанская песенка Бах И.С. Гавот, Рондо Бонончини Д. Рондо Обер П. «Тамбурин», Престо Монюшко С. Богатель Бетховен Л. Менуэт Прокофьев С. Русский танец из балета «Каменный цветок» Беем К. «Тремоло», «Непрерывное движение» Дженкинсон Э. Танец Гайдн Й. «Менуэт быка», Менуэт d – moll Рубинштейн А. «Прялка» Кюи Ц. «Непрерывное движение» Моцарт В.А. Рондо Прокофьев С. Гавот из классической симфонии Яншинов А. «Прялка» Гендель Г. Жига Эллертон Ф. Тарантелла Фиорилло Ф. Этюд Шер В. «Бабочка» Крейслер Р. «В темпе менуэта» Фиокко П. Аллегро КОНЦЕРТЫ Гендель.Г. Вариации ; Сонатина Ридинг О. Концерт h-moll: ч. 1, 2, 3; Концерт C-dur: ч. 1 Телеман Г. Концерт Яньшинов А. Концертино Бакланова Н. Концертино; Сонатина; Аллегро Комаровский А. Концертино G-dur Зейц Ф. Концерт G-dur: Ч. 1, 2, 3; Конйерт № 2 Вивальди А. Концерт G-dur Глюк К. "Весёлый хоровод" Комаровский А. "Весёлая пляска", "Пастушок", Вариации «Пойду ль я, выйду ль я», концерт № 2 Данкля Ш. Вариации, Концертное соло Вивальди А. Концерт a-moll, Концерт g-moll, ч.1 Зейц Ф. Концерт № 3 Корелли А. Соната e-moll, Соната d-moll, Соната A-dur Холлендер А. Лёгкий концерт Аколаи Ж. Концерт Паганини Н. Вариации Гендель Г. Соната № 6 E-dur ЛИТЕРАТУРА
Тональностях.
Хрестоматии для скрипки.Чч. 1-3.
«Скрипач и его руки» в 2-х ч.
разработки занятий, методические рекомендации. |